Найти тему
Ария злобного гения

"Мистер Рипли под землей", 1970 г., Патриция Хайсмит

"Мистер Рипли под землей", 1970 г., вторая из пяти книг Патриции Хайсмит, связанных одним главным героем.

На этот раз в центре повествования история о продаже подделок картин давно умершего талантливого художника. 

Рипли имеет к этой затее довольно косвенное отношение. Ляпнув однажды "в шутку или полушутя": "Неужели Бернард не может состряпать несколько картин в стиле Дерватта", он вот уже несколько лет получает 10% с прибыли этого удивительно успешного мероприятия. 

В какой-то момент над фирмой нависает угроза разоблачения, и тогда на помощь приходит нестандартный подход и способность Тома Рипли к перевоплощению.

С момента событий первой книги прошло шесть лет. За это время Рипли не просто изменился, а будто прошёл полное превращение от гусеницы до бабочки. В нашем случае скорее до богомола.😏

Он больше не зелёный юнец, заискивающий перед друзьями в поисках одобрения. Он состоятельный человек, женат на дочери миллионера, живёт во Франции, наслаждается природой и классической музыкой, забавляется игрой в шпионов и рисует на досуге картины.

Он реализовал все свои мечты, перестал завидовать людям с возможностями и растерял по дороге (или по прихоти и недосмотру автора) всё, делающее его хоть сколько-нибудь интересным и любопытным. 

Такой сложный персонаж, чьи мысли в первой книге были непонятными и запутанными, чьи чувства и душевная устойчивость заставляли читателя напрягаться, в второй части внезапно куда-то исчезли.

Остались неуклюжесть и даже глупость в принимаемых решениях и действиях и просто нереальная везучесть. 

Все вопросы, которые могут привести к нему, полицией не заданы, улики и мотивы связывающие его с преступлениями, не найдены или просто не искались, истории, которые он придумывает, подтверждаются свидетелями, и доказать вину не представляется возможным. 

Тут как бы два варианта: или инспекторы в Англии и Франции все резко отупели и стали профнепригодными, или автор не представляет себе в принципе, как работают сыщики и что способны нарыть. 

История, хоть и повторяет во многом предыдущую (2 убийства, переодевания и путешествия), в целом затягивает. Но психология ускакала прочь, помахав на прощанье ручкой.  

Том Рипли за шесть лет внезапно научился доверять людям - рассказывает обо всем случившемся жене и приятелям, причастным к проблеме, (а они даже не друзья). 

Не знаю, где Том брал уроки личностного роста, но в нем вдруг обнаруживаются эмпатия, жертвенность, чувство вины, жалость, даже какая-то мудрость и удивительное самообладание в ситуациях, когда у других людей скорее всего случилась бы паника.

Он выстроил принципы, говорит о каких-то идеалах, испытывает симпатию. Вы ли это, мистер Рипли?

↪️Он считал чтение чужих писем и личных бумаг презренным занятием.↩️ С каких это пор?

↪️ Он чувствовал себя неловко из-за того, что лгал Бернарду. Он редко испытывал неловкость, обманывая кого-нибудь.↩️ 

При этом с трупами работает спокойно, без эмоций, будто сталкивается с ними каждый день, как патологоанатом, например. Никаких рефлексий, "не считает это [вынужденное убийство] преступлением", считает, что все делает правильно.

↪️Он всегда видел обе стороны медали, чувствовал и добро, и зло и был искренен и в том, и в другом.↩️

Ни в сериале, ни в книге я так и не поняла, почему автор назвала своего героя талантливым. 

Все же в моем представление талант - это созидание, творческий процесс, а у Рипли с этим однозначно проблемы. 

И в заключении: кроме отсутствия логики в характере и нормального, серьёзного расследования вместо этой беспомощной пародии, книге, на мой взгляд, очень не хватает визуального ряда, которой было в избытке в сериале. Тут и Париж, и Лондон, и Зальцбург, и Греческие острова, но кроме названий улиц, площадей и гостиниц - никаких описаний. Вот я, например, в Зальцбурге не была. Я могу, конечно, вместо него представить отдельные части Кёнигсберга, но неплохо было бы автору самому рассказать, как выглядят места событий. 

Интересно, будут ли снимать продолжение сериала по этой книге. Как раз их версия Рипли сюда больше подходит. Убрать сопли, добавить побольше социопатии и будет ок. Опять же, с мотивацией возникнут проблемы, но в прошлый раз на неё забили, и здесь можно так же, зато визуализации будет навалом. 😉