В 1978 году спектакль «Первый вариант «Вассы Железновой» режиссёра Анатолия Васильева буквально взорвал театральную Москву. Мало кто знал, что у знаменитой пьесы Максима Горького «Васса» был первый вариант, жёсткий, совсем не похожий на классическое произведение.
На этой фотографии запечатлены актеры, которые играли в этом спектакле, и те именитые гости, кто пришли посмотреть, в качестве зрителя. Странно, но действие происходит на Малой сцене театра на Таганке, а вовсе не в стенах театра имени Станиславского, где вышла премьера. Всё потому, что случился скандал.
- Я тогда работала в театре имени Станиславского и помню какой ужас был там: каждые три года менялись художественные руководители, - рассказывает мне актриса Людмила Полякова, которая тоже играла в этом спектакле и находилась за этим столом, но в этот кадр не попала. – Наш театр в то время называли – «провинциальным театром в центре Москвы». Было обидно.
- Режиссера Анатолия Васильева тогда убрали из театра Станиславского, и он оказался на улице. С ним убрали и его спектакли. Руководитель театра на Таганке Юрий Петрович Любимов предложил Васильеву играть спектакль «Первый вариант «Вассы Железновой» на Малой сцене у себя в театре, - делится с нами артист Борис Романов (на фото он стоит слева и пьет из стакана). – Для нас эта постановка было счастьем! Васильев нас образовывал, помню, как он нам давал читать книгу-самиздат Михаила Чехова, которая еще не была издана в типографиях. На этой фотографии я не в кожаной куртке, которые тогда были в моде, – это кожзаменитель, что было, конечно же, дешевле. А пью я легкое вино, потому что тогда у меня обнаружили язву, нельзя было крепкий алкоголь употреблять.
В тот вечер после спектакля реквизиторы и монтировщики декораций не стали убирать стол, который был задействован в спектакле, оставили на сцене. Принесли бутылки спиртного, закуски и пригласили всех на фуршет. В этот момент фотограф-любитель (имя его уже никто и не помнит) и сделал этот кадр. На столе: цветы каллы, что для тех времен было редкостью. Как вспоминают очевидцы, «видимо, кто-то подарил из зрителей».
- У режиссёра Анатолия Васильева был свой, особый метод репетиций, к которому мы не были готовы, если честно, - рассказывает исполнительница роли горничной Дуни в спектакле, актриса, вдова Георгия Буркова Татьяна Ухарова. – Режиссер на кого-то чалму надел, на кого-то какой-то странный костюм. Вовсе не по Горькому! Мы – актеры возмутились, помню, заявления покидали директору на стол, что не будем ЭТО играть. Только Лиза Никищихина, исполнительница главной роли Вассы, не стала этого делать. Но потом с Васильевым нашли компромисс, мы поняли, какой он великий режиссёр. Вспоминаю, как в День Победы, 9 мая, когда все нормальные люди отдыхают, он вызвал нас на репетицию. Конечно, мы были не довольны. Еще и пообедать нас не отпускал. Но это стоило того, спектакль, считаю, получился гениальным. Мой супруг – Жора Бурков играл в этой постановке Прохора, брата главной героини. Как же он гордился своей ролью! Много импровизировал на сцене, что приветствовал Васильев. Помню, однажды, он, точнее его герой, в беседе со своей племянницей Анной (Алла Балтер), вдруг так крепко ее обнял! Она аж растерялась! На этой фотографии Жора Бурков в своем любимом свитере, который у меня до сих пор хранится. А я здесь почему-то нагнулась, видимо, что-то внизу хотела поправить.
- Тогда вышел фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где снялся Жора Бурков. Сергей Федорович увидел наш спектакль, и был возмущен. Это был совершенно другой образ, нежели Бурков в его фильме, совершенно не положительный, - рассказывает Борис Романов.
- У меня тоже были не простые отношения с Васильевым во время работы над этим спектаклем, - смеется Людмила Полякова. – Я уходила с этого проекта. Знаю, что Анатолия Александровича уговаривали взять на эту роль вместо меня Маргариту Терехову. Когда я услышала об этом, то вернулась.
Актриса Татьяна Друбич, которая запечатлена на фото со стопкой водки, было на тот момент 18 лет.
- Да, пили, тогда все пили и курили. В те времена считалось ненормальным, если ты не пил, - смеется в разговоре со мной Татьяна. В тот период у неё уже были романтические отношения с режиссером Сергеем Александровичем Соловьевым, который и привел её на спектакль. - Уже и не помню, кто нас позвал, по-моему, Альберт Филозов, который тоже пришел, как гость. Но мог быть и Георгий Бурков, который к тому времени уже снимался у Соловьева в фильмах. – Но, помню, что ощущения от этого спектакля были непередаваемые. Для меня не существовало уже сцены и зрительного зала, мы как будто были заодно с актерами и с персонажами. И это было потрясающе! Если ночью меня разбудите, и спросите, какой лучший спектакль, который вы смотрели в жизни, я отвечу: «Первый вариант «Вассы Железновой» Анатолия Васильева. Такого психологического театра я больше никогда не наблюдала. На том фуршете Бурков рассказывал какие-то смешные анекдоты, истории из жизни. Мне кажется, кто-то играл на гитаре, хотя в кадре этого не видно, мы пели песни. Но, помню это ощущение, как будто я, восемнадцатилетняя, вышла как будто в открытый космос, - такие люди талантливые вокруг!
- После таких посиделок мы, как правило, всей тусовкой приезжали к нам с Жорой домой на Фрунзенскую набережную, - рассказывает Татьяна Ухарова. – Вот и в этот раз, 30 декабря, после спектакля «Первый вариант «Вассы Железновой» всей этой компанией приехали к нам. Накануне я закупилась продуктами и алкоголем, чтобы встретить Новый год. Но гости все съели и выпили. Утром они уехали, а мы остались с пустым холодильником. Пришлось нам с мужем весь день ездить по всей Москве, чтобы потом накрыть новогодний стол. Но я не жалею. Это были гениальные люди, и великолепный спектакль!
Олег Перанов