Найти тему
196 подписчиков

Бурков рассказывал анекдоты, а юная Друбич пила водку

В 1978 году спектакль «Первый вариант «Вассы Железновой» режиссёра Анатолия Васильева буквально взорвал театральную Москву. Мало кто знал, что у знаменитой пьесы Максима Горького «Васса» был первый вариант, жёсткий, совсем не похожий на классическое произведение.

Елизавета Никищихина, Юрий Гребенщиков, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Борис Романов,  звукорежиссер театра на Таганке Андрей Зачесов, драматург Виктор Славкин с супругой Ниной, актриса Татьяна Ухарова, режиссеры Анатолий Васильев и Сергей Соловьев, актриса Татьяна Друбич.
Елизавета Никищихина, Юрий Гребенщиков, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Борис Романов, звукорежиссер театра на Таганке Андрей Зачесов, драматург Виктор Славкин с супругой Ниной, актриса Татьяна Ухарова, режиссеры Анатолий Васильев и Сергей Соловьев, актриса Татьяна Друбич.

На этой фотографии запечатлены актеры, которые играли в этом спектакле, и те именитые гости, кто пришли посмотреть, в качестве зрителя. Странно, но действие происходит на Малой сцене театра на Таганке, а вовсе не в стенах театра имени Станиславского, где вышла премьера. Всё потому, что случился скандал.

- Я тогда работала в театре имени Станиславского и помню какой ужас был там: каждые три года менялись художественные руководители,  - рассказывает мне актриса Людмила Полякова, которая тоже играла в этом спектакле и находилась за этим столом, но в этот кадр не попала. – Наш театр в то время называли – «провинциальным театром в центре Москвы». Было обидно.

- Режиссера Анатолия Васильева тогда убрали из театра Станиславского, и он оказался на улице. С ним убрали и его спектакли. Руководитель театра на Таганке Юрий Петрович Любимов предложил Васильеву играть спектакль «Первый вариант «Вассы Железновой» на Малой сцене у себя в театре, - делится с нами артист Борис Романов (на фото он стоит слева и пьет из стакана). – Для нас эта постановка было счастьем! Васильев нас образовывал, помню, как он нам давал читать книгу-самиздат Михаила Чехова, которая еще не была издана в типографиях. На этой фотографии я не в кожаной куртке, которые тогда были в моде, – это кожзаменитель, что было, конечно  же, дешевле. А пью я легкое вино, потому что тогда у меня обнаружили язву, нельзя было крепкий алкоголь употреблять.

В тот вечер после спектакля реквизиторы и монтировщики декораций не стали убирать стол, который был задействован в спектакле, оставили на сцене. Принесли бутылки спиртного, закуски и пригласили всех на фуршет. В этот момент фотограф-любитель (имя его уже никто и не помнит) и сделал этот кадр. На столе: цветы каллы, что для тех времен было редкостью. Как вспоминают очевидцы, «видимо, кто-то подарил из зрителей».

- У режиссёра Анатолия Васильева был свой, особый метод репетиций, к которому мы не были готовы, если честно, - рассказывает исполнительница роли горничной Дуни в спектакле, актриса, вдова Георгия Буркова Татьяна Ухарова. – Режиссер на кого-то чалму надел, на кого-то какой-то странный костюм. Вовсе не по Горькому! Мы – актеры возмутились, помню, заявления покидали директору на стол, что не будем ЭТО играть. Только Лиза Никищихина, исполнительница главной роли Вассы, не стала этого делать. Но потом с Васильевым нашли компромисс, мы поняли, какой он великий режиссёр. Вспоминаю, как в День Победы, 9 мая, когда все нормальные люди отдыхают, он вызвал нас на репетицию. Конечно, мы были не довольны. Еще и пообедать нас не отпускал. Но это стоило того, спектакль, считаю, получился гениальным. Мой супруг – Жора Бурков играл в этой постановке Прохора, брата главной героини. Как же он гордился своей ролью! Много импровизировал на сцене, что приветствовал Васильев. Помню, однажды, он, точнее его герой, в беседе со своей племянницей Анной (Алла Балтер), вдруг так крепко ее обнял! Она аж растерялась! На этой фотографии Жора Бурков в своем любимом свитере, который у меня до сих пор хранится. А я здесь почему-то нагнулась, видимо, что-то внизу хотела поправить.

- Тогда вышел фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где снялся Жора Бурков. Сергей Федорович увидел наш спектакль, и был возмущен. Это был совершенно другой образ, нежели Бурков в его фильме, совершенно не положительный, - рассказывает Борис Романов.

- У меня тоже были не простые отношения с Васильевым во время работы над этим спектаклем, - смеется Людмила Полякова. – Я уходила с этого проекта. Знаю, что Анатолия Александровича уговаривали взять на эту роль вместо меня Маргариту Терехову. Когда я услышала об этом, то вернулась.

Актриса Татьяна Друбич, которая запечатлена на фото со стопкой водки, было на тот момент 18 лет.

- Да, пили, тогда все пили и курили. В те времена считалось ненормальным, если ты не пил, - смеется в разговоре со мной Татьяна. В тот период у неё уже были романтические отношения с режиссером Сергеем Александровичем Соловьевым, который и привел её на спектакль. - Уже и не помню, кто нас позвал, по-моему, Альберт Филозов, который тоже пришел, как гость. Но мог быть и Георгий Бурков, который к тому времени уже снимался у Соловьева в фильмах. – Но, помню, что ощущения от этого спектакля были непередаваемые. Для меня не существовало уже сцены и зрительного зала, мы как будто были заодно с актерами и с персонажами. И это было потрясающе! Если ночью меня разбудите, и спросите, какой лучший спектакль, который вы смотрели в жизни, я отвечу: «Первый вариант «Вассы Железновой» Анатолия Васильева. Такого психологического театра я больше никогда не наблюдала. На том фуршете Бурков рассказывал какие-то смешные анекдоты, истории из жизни. Мне кажется, кто-то играл на гитаре, хотя в кадре этого не видно, мы пели песни. Но, помню это ощущение, как будто я, восемнадцатилетняя, вышла как будто в открытый космос, - такие люди талантливые вокруг!

- После таких посиделок мы, как правило, всей тусовкой приезжали к нам с Жорой домой на Фрунзенскую набережную, - рассказывает Татьяна Ухарова. – Вот и в этот раз, 30 декабря, после спектакля «Первый вариант «Вассы Железновой» всей этой компанией приехали к нам. Накануне я закупилась продуктами и алкоголем, чтобы встретить Новый год. Но гости все съели и выпили. Утром они уехали, а мы остались с пустым холодильником. Пришлось нам с мужем весь день ездить по всей Москве, чтобы потом накрыть новогодний стол. Но я не жалею. Это были гениальные люди, и великолепный спектакль!

Олег Перанов

В 1978 году спектакль «Первый вариант «Вассы Железновой» режиссёра Анатолия Васильева буквально взорвал театральную Москву.-2