Амазонки ‑ непобедимые женщины-воительницы не уступавшие в храбрости лучшим войнам. Женщины, жившие без мужчин и прекрасно управлявшие своим женским обществом. Это мы прекрасно помним еще со школьной скамьи. Но были ли амазонки на самом деле? Разве женщины могут воевать наравне с мужчинами?
Ладно сейчас, а в эпоху Древнего мира? Разве женщина могла соперничать с мужчинами во времена господства холодного оружия требующее большой физической силы? А как женщины могли управлять? Женщина - руководитель.... Пока без комментариев.
А изолированное женское общество? Вспомните женские коллективы у себя на производстве. Это просто серпентарий и только. Так откуда в школьные учебники попали амазонки и что о них говорит современная историография? Давайте разбираться.
Как амазонки оказались в учебниках по истории?
На самом деле основным источником по амазонкам являются мифы, сохранившиеся или в устной традиции или записанные Геродотом и Козьмой Пражским. Наиболее известен миф, переданный Геродотом.
Согласно этому мифу в Малой Азии в долине реки Фермодонт обитало племя женщин в котором совсем не было представителей мужского пола, ни взрослых ни мальчиков. Звались они амазонками и отличались крайней воинственностью. Однажды они вступили в сражение с эллинами и, несмотря на оказанное яростное сопротивление, проиграли. Греки забрали пленных амазонок на свои корабли и отправились на свою землю.
В пути эллины расслабились, чем и воспользовались амазонки. Они перебили буквально всех воинов, находившихся на кораблях. После восстания амазонки поняли, что управлять кораблями они не умеют. В результате их корабли еще долгое время были игрушками в руках Посейдона. Вдоволь наигравшись он выбросил корабли с амазонками на берег Меотидского озера (сейчас это Азовское море).
Амазонки, высадившись на берег, стали заниматься привычным делом, то есть охотиться и грабить соседние племена. Скифы, обитавшие в этих землях, совсем не обрадовались от столь сомнительного соседства, тем более, что амазонки показали себя столь свирепыми в бою, что вопрос об их гендерной принадлежности даже не возникал в голове у бедных скифов.
Тем не менее, осмотрев несколько павших тел воинственных врагов, скифы с удивлением обнаружили в них женщин. Это обстоятельство с одной стороны озадачило скифов, а с другой привело их к гениальной мысли о способе борьбы против женщин-воительниц.
По плану старейшин, были отобраны самые лучшие и отважные неженатые воины. Они расположились на стоянку недалеко от амазонок и стали заниматься обычным делом, то есть охотиться и разводить коней. Мало-помалу отдельные девушки стали интересоваться юношами. Дальше ‑ больше амазонки стали заводить браки со скифами.
Справедливости ради заметим, что амазонки, побывав в стойбищах скифов, категорически отказались заниматься женскими занятиями и вновь вернулись к охоте и военному ремеслу. Тогда скифы переселись к амазонкам и так образовались савроматы.
Этот занимательный миф, рассказанный Геродотом, в дальнейшем еще не раз всплывал в истории. В частности, Козьма Пражский сообщил миру о существовании амазонок в Чехии, где они жили в укрепленном городе Девин, откуда прекрасные воительницы совершали грабительские набеги на окрестные племена.
В ответ мудрые чехи «придумали» тот же гениальный способ борьбы с амазонками, о котором уже 1000 лет назад поведал им легендарный Геродот.
Этот же миф проявился уже в седьмом веке нашей эры в Волжской Булгарии, где тюркоязычные болгары безуспешно боролись против воинственных амазонок и только с помощью привлекательных юношей смогли приручить опасных соседок.
Амазонки также упоминаются в событиях знаменитой Троянской войны. Отряд амазонок под руководством Пенфесилеи (иногда Пентесилеи) отважно сражались на стороне троянцев против греков-ахейцев. К ее несчастью ей пришлось биться против непобедимого Ахилла, который прервал земной путь воинственной амазонки.
В мифах Древней Греции особое место занимает подвиги могучего Геракла. Один из таких подвигов был связан с амазонками. Геракл должен был любым способом завладеть поясом правительницы амазонок по имени Ипполиты. Сложность заключалась в том, что амазонки жили без мужчин. Даже для продолжения рода они лишь на короткое время приглашали юношей, после бурной ночи с которыми прогоняли несчастных.
Из родившихся детей амазонки оставляли себе девочек, а мальчиков или отдавали окрестным племенам или просто умерщвляли. На условиях «ночи любви» Геракл и пробрался в лагерь амазонок. Но утром, когда он собрался уйти «по английски», прихватив себе на память о возлюбленной ее пояс, Ипполита проснулась. Разразилась короткая схватка в которой могучий Геракл нечаянно убил свою ненаглядную. Забрав пояс и прихватив ее сестру Антиопу Геракл выполнил свой девятый подвиг.
Что про амазонок говорит современная наука?
Долгое время амазонки воспринимались просто как занимательный миф и в таком качестве он и фигурировал в учебниках истории. Каждый читатель (и особенно читательница) сам для себя решал, были ли амазонки или нет. Профессиональные историки, конечно, рассматривали миф об амазонках как миф и ничего более. Однако в XIX ‑ XX веках, в связи с развитием археологии, стали находить женские погребения с воинским снаряжением и оружием.
Вот тут и вспомнили миф об амазонках. Оказалось, что действительно существовали женщины-воительницы, которые с оружием в руках сражались против врагов. К удивлению кабинетных ученых, археологи подтвердили и связь амазонок с савроматами и сарматами, в могилах которых как раз и находили останки вооруженных женщин. Позднейшие исследования подтвердили и особое положение женщин в сарматских селениях.
Но это не означает, что миф об амазонках следует воспринимать буквально, как абсолютную правду. Сарматские женщины могли в составе ополчения участвовать в набегах на окрестные племена, но это не значит, что они занимались только военным ремеслом. Да, роль женщин у сарматов была особой, но это не означает, что они были только руководителями.
Особая положение женщин у сарматов была вызвана не прогрессом, а, наоборот, архаичностью. Ведь сарматы просто сохранили в своем обществе остатки матриархата, в то время когда греки уже давно шли по пути патриархальных отношений. И, конечно, не было обособленных женских племен, воспитывавших только девочек.
Это только забавное преувеличение, ставшее популярным в наш век эмансипации и борьбы за права женщин. Это преувеличение интересно перефразировано в знаменитом фильме «Секс-миссия», который в русском переводе вышел на экран под названием «Новые амазонки».
А как вы считаете, были ли амазонки только в том виде, в котором они представлены в мифах или все-таки историки-профессионалы правы?
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).