Раз, два, три , четыре, пять... Это задания ОГЭ по русскому языку, при решении которых требуется применять познания в области синтаксиса и пунктуации. В первом задании за примерное пунктуационное поведение девятиклассник получает 3 балла и в заданиях 2,3,4,5 по одному за каждое. Итого - счастливое число 7! Ну, что, зайчики, пошли гулять по синтаксису?
Почему теперь 2,3,4,5? Потому что при написании изложения требуется применение пунктуационных правил на практике (как, впрочем и при выполнении задания 5), но без теории это в принципе невозможно.
Поэтому для начала вспомним азы синтаксиса.
Понятно, что для этого необходимо уметь видеть, где подлежащее и сказуемое.
Грамматическая основа
К огромному сожалению, очень многие дети в начальной школе усвоили, что существительное - это подлежащее, глагол - сказуемое, прилагательное - определение и т.п. и т.д. И никак не хотят понимать, что часть речи - это более или менее постоянная функция слова (как, допустим, национальность человека), а синтаксическая роль меняется в зависимости от ситуации). Так, например, некий француз может быть кондитером, а придя в магазин, он станет покупателем, в трамвае - пассажиром. Так и наша "мама" - в различных предложениях выполняет роли разных членов предложения. А также не следует забывать о синтаксически неделимых словосочетаниях. Иными словами, один член предложения не обязательно - одно слово.
Характеристика простого предложения
Чтобы определить, чем именно осложнено простое предложение, необходимо уметь различать между собой его члены.
Второстепенные члены предложения
Виды связи в сложном предложении
Характеристика сложноподчинённого предложения
Выполнение задания 2
Формулировка задания
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая
основа в одном из предложений или в одной из частей сложного
предложения текста. Запишите номера ответов.
Выполнение задания 3
Формулировка задания
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
предложений текста. Запишите номера ответов.
Для успешного выполнения задания достаточно информации, необходимой для синтаксического разбора предложения. Вся она представлена здесь выше.
Выполнение задания 4
Формулировка задания
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Выполнение задания 5
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых
должны стоять тире.
В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.
Проверьте себя, знаете ли вы все соответствующие правила пунктуации?
Если не уверены, можете посмотреть презентацию, где приводятся все нюансы постановки запятой. Приобрести презентацию можно здесь.
Если у вас сложности с пунктуацией, особенно, если вы вставляете запятые куда попало, запомните одно
золотое правило пунктуации:
Все знаки препинания либо разделяют что-то одинаковое с точки зрения синтаксиса, либо выделяют что-то с обеих сторон! Это правило работает для всех знаков препинания.
Желаю удачи! Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, оставляйте замечания.