Многобашенные танки межвоенного периода - интереснейшая тема для коллекционера и моделиста. Именно поэтому отечественный производитель "Звезда" выпустила на рынок, на мой взгляд одну из лучших разработок последних лет-модель танка Т-35. Разумеется я давно хотел пополнить свой домашний танковый музей многобашенными танками СССР (например Т-28) , поэтому я и приобрел этот набор. Что у меня из него получилось чуть позже. Сначала как водится о прототипе.
Итак, в межвоенный период в многих странах считалось, что тяжелый многобашенный танк - отличное средство прорыва укрепленных позиций противника. Не остался в стороне от данной концепции и Советский Союз. Но танкостроение у нас находилось еще на зачаточном уровне, поэтому руководителем первой разработки многобашенного тяжелого танка стал немец Гротте. В итоге в 1931 году был построен опытный образец танка ТГ-1
Вооружение этого монстра составляли орудия 76,2 мм и 37 мм в отдельной башне поверх основной, а так же 5 пулеметов. Причем три из них - пулеметы "Максим". Весил этот исполин 25 тонн и управлялся экипажем из 6 человек. Броня была по тем временам тоже мощной. Лоб корпуса и башни имели толщину 44 мм, борта от 20 до 30 мм. То есть ее толщины должно было хватать для неуязвимости от огня 37 мм орудий вероятного противника. Авиадвигатель М-6 с мощностью 300 л.с. мог разогнать великана до 35 км/ч по шоссе.
Испытания проводились почти год, но в итоге проект закрыли. ТГ так и остался в единственном экземпляре из-за сложности в производстве и дороговизны. Однако наработки оказались весьма кстати при разработке своего танка. Возглавил группу советских конструкторов Барыкин Н.В, который был до этого заместителем Гротте. Впоследствии эта группа была преобразована в отдельное КБ.
Используя наработки по ТГ-1, образцы подвески немецких Гросстракторов, нашими конструкторами был спроектирован и в конце лета 1932 представлен военным пятибашенный колосс. Вместо 76 мм пушки был поставлен макет. В малых башнях стояли 37 мм орудия.
Габариты танка составляли без малого 10 метров (9720 мм), высота 3430 мм, а масса запредельные для того времени 42 тонны. Экипаж составлял 10 человек. Защищалась эта махина 30-40 мм броней. Верх башни был скруглен для улучшения сопротивляемости снарядным попаданиям. Однако испытания выявили ряд недостатков. К тому же военным показалось недостаточно мощным вооружение 37 мм орудий, поэтому было предложено увеличить башни под установку в них 45-мм 20К. Так же рекомендовалось унифицировать главную башню с только что принятым на вооружение Т-28. Уже 1 мая 1933 новая машина участвовала в параде в Ленинграде.
Для производства танка, получившего наименование Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу. В итоговом варианте Т-35 имел сварно-клепанную конструкцию из стальной катанной гомогенной брони.
Толщина брони колебалась от 10 до 50 мм. В основном же броня была 20-30 мм толщины, что конечно же было недостаточным в условиях насыщения поля боя противотанковыми средствами. В передней части находился смотровой люк механика-водителя смещенный к левому борту. Также перед шестигранным возвышением главной башни находились две малые башни - одна артиллерийская с 45 мм орудием и одна пулеметная с пулеметом ДТ. Позади пьедестала также находились две такие же башни, но расположенные по диагонали по отношению к передним башням. Итого в танке размещались 1 76 мм пушка КТ-28, 2 45 мм орудия 20К, и 6-7 пулеметов ДТ. Таким образом один Т-35 был эквивалентен одному Т-28 и двум Т-26. Экипаж составлял аж 11 человек. В итоге машина получилась довольно таки тяжелой 58 тонн. Габариты тоже играли против машины. В длину танк был почти 10 метров, а в высоту почти 3,5 метра. Вся эта гора брони приводилась в движение двигателем М-17, с мощностью всего 500 л.с., что конечно было недостаточно для столь большой машины. Поэтому танк не мог развивать скорость свыше 30 км/час по шоссе и 12 км/час по пересеченной местности. В то время такая скорость считалась вполне достаточной для тяжелого танка прорыва. Всего был выпущен 61 танк. 2 предсерийных образца и 59 серийных боевых машин. Все серийные машины поступили в 5 бригаду тяжелых танков, которая входила в состав резерва Верховного главнокомандования. По сути Т-35 до 1941 года ни в каких боевых действиях не участвовали, лишь только демонстрируя мощь Советского государства на парадах и маневрах. Слабость брони танка настолько была очевидна, что танк даже не отправили на Зимнюю войну с Финляндией, где как раз была сильная, глубоко эшелонированная оборона противника, то есть такая оборона, для прорыва которой и создавался Т-35. Модернизация танка произошла в 1938 году когда стали ставить конические башни.
При реорганизации организационной структуры Красной армии, танки Т-35 оказались в 34 танковой дивизии, которая к началу войны стояла на Украине в н.п. Судова Вишна. Три танка из числившихся 51 штуки отправили на капитальный ремонт в Харьков (они погибли позже при обороне Харькова в 1942 году). Часть машин стояло в разобранном виде. С началом войны из-за несогласованности и необеспеченности дивизий средствами эвакуации были брошены почти все Т-35. В реальном бою смогли поучаствовать лишь несколько танков. Например осенью 1941 под Харьковом четыре танка бились с противником в противотанковом дивизионе и вскоре были потеряны. В сети есть воспоминания танкиста пошедшего в бой у с. Ситно, так же достоверно известно что не менее 4 танков погибли в бою под с. Верба. Немцы испытывали захваченный Т-35 на полигоне в Куммерсдорфе, но никаких положительных отзывов о танке я не нашел. Однако по некоторым данным 1 танк участвовал в...обороне Берлина в 1945 году, но разумеется быстро был потерян.
Вот как описывает свой бой на Т-35 В.В.Сазонов: "Наш последний бой был глупым. Сперва стреляли из главных башен через речку по какому-то хутору за Ситно, а потом с остатками пехоты атаковали его. Участвовали в той атаке с полсотни Вань пехоцких, три "тридцать пятых" и четыре не то БТ, не то "двадцать шестых", уже не помню. Пехота, конечно, отстала сразу, как немецкие пули запели. Про свою артиллерию я совсем молчу. Та без снарядов и тракторов у нас застряла еще третьего дня как. Правда, танков немецких мы вообще там не видали, только слухи о них ходили - про "рейнметаллы" там, про "круппы" разные, один другого страшнее. Но в бою я немецких танков пока не видел, да и пехоты ихней вроде не много там было. Пошли мы в атаку на хутор, а по нас слева немецкая пушка огонь открыла. Я башню туда довернул - глядел, глядел, ничего не вижу! По башне - бумм! А из башни не высунешься. Пули, как горох обсыпают, да и нельзя в бою-то. У тебя главной башней шкуру с башки сорвет к шуту, а может и башку оторвет. Вот и гляжу себе в перископ - ничего не вижу, только окопы немецкие. А по нас опять: "Бум! Бум!!" Немецкие снарядики долбят через 5 секунд каждый, и уже не только в левый борт, но и в мою башню прилетают. Вот увидел вспышку. Ну и навел туда, открыл огонь - снарядов десять отправил. Кажется, попал, а может и нет. По нас опять долбят. Не дошли мы до хуторка метров с полсотни -гусеницу нам оборвало. Что делать? Покидать танк? Вроде ни к чему. Стреляем во все стороны из всего, что есть! А опять ничего не вижу. Стреляю в белый свет, пока снаряды есть. Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже - долбят со всех сторон. Мотор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только с "нагана"."
Когда я искал материал о боевом использовании танков Т-35, то я наткнулся на замечательный сайт по этой боевой машине. Вот ссылка. В заключение, хочу отметить что, несмотря на немногочисленность данных танков, один (№ 0197-7) оригинальный экземпляр дошел до нас и экспонируется в Кубинке (сейчас в парке Патриот). Танк находился в Казанском танковом училище и в Великой Отечественной Войне не участвовал.
Теперь перейду пожалуй к самой модели. Доступной альтернативой в 1/72 может быть лишь S-Model, но там быстросборка, а здесь полноценная модель. Нашел в сети инфу о продаже Т-35 известной конторой "Моделист", но подозреваю это перепак S-Model. Поэтому это как раз тот случай, когда можно сказать ребятам из Лобни: "Молодцы!"
Разумеется я не мог пройти мимо этого экземпляра. Сборка больших трудностей не доставила. Модель очень понравилась. Как по мне это отличный образец того как надо прислушиваться к критике модельного сообщества и работать над качеством. Модель проработана на отлично. Поскольку, именно в России имеется единственный оригинальный сохранившийся экземпляр Т-35, специалисты "Звезды" воспроизвели его в деталях. По сути, кроме чисто эстетических деталей, таких как поручни, фары, стволы пулеметов, я ничего не менял. Лишь добавил несколько сварных швов. Окраска акрилом. Смывка самодельная масляная, пара масляных фильтров, подтеки при помощи AK Interactive. Ну и вот что получилось у меня в итоге (листайте галерею). Спасибо за внимание!