Найти тему
21 подписчик

Демоны и адские духи и их значения

Если и есть какое-то понятие, связанное с магией за последние 2000 лет, то ни одно из них не пользуется такой дурной славой, как демоны и адские духи. На протяжении веков идея болезни, несчастья и всех аспектов зла персонифицировалась как класс духов. То, как они концептуализируются различными религиями и духовными традициями, увлекательно и, в некотором смысле, является ключом к пониманию этих религий и того, как они рассматривают зло. У каждого есть представление о том, что такое демоны и существуют ли они вообще. Настало время уделить им самое пристальное внимание, когда мы поближе познакомимся с этими агентами злонамеренности.

  • Демоны (доброжелательные и злобные) в Древнем Египте.

Согласно древнеегипетским верованиям, сотворенный мир был населен людьми, духами умерших людей, божествами и множеством сверхъестественных существ, личности которых никогда точно не были определены. В египетском языке первые три категории обозначаются соответственно как rmT, Ax или mwt и nTr, но для четвертого класса нет соответствующего термина. Египтяне, тем не менее, признавали существование этих существ, и поэтому мы вправе изучать их как онтологическую категорию. Вместо того чтобы определять “демонов” как единую группу, египтяне давали конкретные имена, а иногда и физические атрибуты отдельным ее классам и представителям. Эти имена и связанная с ними иконография не столько характеризуют этих демонов, сколько определяют их действия. С точки зрения людей, их поведение может быть доброжелательным и злонамеренным. Можно выделить два основных класса демонов: странники и стражи. Странствующие демоны путешествуют между этим миром и потусторонним, выступая в качестве посланников божеств или по собственной воле. Они могут приносить болезни, ночные кошмары и несчастья и, следовательно, в основном злонамеренны. Демоны-хранители привязаны к определенной местности, либо в потустороннем мире, либо на земле, и защищают свою местность от вторжения и загрязнения; как таковые, их функции скорее доброжелательны. В поздний, Птолемеевский и римский периоды они стали рассматриваться как самостоятельные божества и получили культ.

Демоны (доброжелательные и злонамеренные), из всех египетских религиозных концепций понятие “демон” всегда было одним из самых сложных для интерпретации современными учеными. Первая трудность заключается в том, что египетская терминология и иконография обычно не проводят онтологического различия между демоном и божеством. На самом деле, не существует древнеегипетского термина, который переводился бы как “демон” и обозначал очевидное различие между божеством и демоном. Тем не менее, привычка переписчиков часто писать имена враждебных существ красными чернилами и добавлять к их имени определитель “злой” или "убитый враг" показывает, что египтяне признавали "злобного демона" как самостоятельную онтологическую категорию. Только сравнивая демонов и божеств с точки зрения их функций, внешнего вида и статуса в сотворенном мире, мы можем прийти к пониманию роли демонов в древнеегипетской мысли. Основное различие между демонами и божествами, по-видимому, заключается в том, что у демонов не было культа, по крайней мере, до Нового царства. В иерархии сверхъестественных существ демоны подчинены богам; хотя они и обладают особыми силами, эти силы не универсальны, а скорее ограничены по своей природе и масштабу. Как правило, их влияние ограничено одной-единственной задачей, и в некоторых случаях они действуют по приказу божества. В доступных источниках не содержится подробных сведений о происхождении демонов; они также не упоминаются в рассказах о сотворении мира. Однако, поскольку они часто действуют как посланцы божеств и подчиняются их воле, мы можем сделать вывод, что демоны - это творения богов. Эта гипотеза может найти подтверждение в формулировке одного из оракульских амулетов, в котором говорится о защите от неких злонамеренных “богов, которые натравливают демонов на человека” источник (Эдвардс, 1960: Т2 против 84-85: о демонах-оборотнях ). От демонов следует отличать бродячих мертвецов и бестелесных духов. Хотя иногда они и проявляют демоническую природу, они являются проявлениями умершие люди в загробном мире. Они приобрели свой сверхъестественный статус только после метафизической трансформации, вызванной смертью и ритуалом. В то время как существа, живущие на земле, всегда недоброжелательны, духи, живущие на земле, могут быть как доброжелательными, так и недоброжелательными. Демоны, однако, являются самостоятельными существами. Тем не менее, демоны и духи умерших часто упоминаются вместе в apotropaic systems ( источник википедия :Апотропейная магия (от греческого αποτρέπειν "отгонять") или защитная магия - это вид магии, предназначенный для отвода вреда или злых влияний, например, для отвода несчастья или сглаза), заклинаниях, поскольку и те, и другие могут быть враждебны людям. Общепринятое понимание понятия "демон", основанное на христианском восприятии греческого термина "даймон" в поздней античности, рассматривает зло как основную сущность демонических сущностей, в отличие от понятия "ангелы". Древнеегипетская религия также связывает существование демонов со “злом”, которое, как полагают, является царством хаоса за пределами сотворенного мира источник (те Вельде 1975: 980). Однако, хотя в свете магических текстов нельзя отрицать эту негативную коннотацию, роль демонов по отношению к миру людей остается двойственной и зависит от конкретного контекста их появления. В целом, можно констатировать, что демоны всегда действуют на границе между порядком и хаосом, маат и исфет. Поэтому, чтобы определить древнеегипетскую концепцию демонов, мы можем назвать их “религиозными пограничниками”, ссылаясь на подходящий немецкий термин Grenzgängerkonzepte (есть материал в интернете оцифрованный на немецком языке, правда) . Некоторые демоны привносят хаос в упорядоченный мир или воздействуют на мир живых по велению божественного (например, “странники”), в то время как другие являются посредниками между порядком и хаосом или священным и мирским, защищая пограничные и священные места на земле и в загробном мире от нечистоты (например, “хранители”). В этом смысле платоновское определение даймона как “промежуточного существа” между богами и смертными также соответствует общей картине. Что касается их происхождения, местности и форм появления, то их многогранный характер и общее отсутствие единообразных описаний в источниках не позволяют выделить два основных класса демонов, которые имеют схожую внешность и поведение по отношению к людям: странники и стражи. Классы демонов Демоны могут проявляться и действовать как одиночки, но также могут появляться парами, тройками или бандой. Существует основное различие между демонами, путешествующими между землей и потусторонним миром, так называемыми “странниками”, и теми, кто привязан к определенному месту и наблюдает за ним, а именно “стражами”. Среди странников мы находим множество банд, часто неопределенной численности, которые управляются главными божествами, такими как Ра и Осирис, и исполняют их божественную волю. Они могут быть проводниками наказания на земле и в загробном мире, подобно можно посмотреть “посланникам”, которые упоминаются в магических и ритуальных текстах от Среднего царства до Птолемеевского и римского периодов (Leitz 2002, Vol. 2: 364 - 366). В других случаях они приносят людям неизбежные несчастья без приказа богов. Как таковые, они являются проводниками хаоса, который сохраняется вне порядка творения. Злое влияние странников можно отразить и удержать на границах человеческого мира с помощью магии. Однако полностью уничтожить его невозможно. Остается трудным установить, как именно понималась их природа: они являются божественными посланниками, но иногда также действуют независимо от божественной воли. Более того, нельзя утверждать, что эти демоны действительно подчинены богам, поскольку, будучи божественными посланниками, они пользуются авторитетом у своих отправителей. Фактически, боги могут также выступать в качестве посредников или посланников других божеств, например, Тота и Хатхор, которые иногда служат посланниками Ра. Как боги, так и демоны, выступая в роли посланников, действуют с единой, четкой целью, которая может быть направлена против человечества. Помимо wpwtjw, другими бандами бродячих демонов, действующих в качестве божественных эмиссаров, являются “забойщики” и “странники” засвидетельствованные еще в Древнее царство ( Хатжи упоминаются в "Текстах пирамид") до периода Птолемеев и Римской империи. Они были посланы в качестве разносчиков смерти и чумы разъяренными богинями Сахмет и Бастет. В конце года, во время эпагоменальных дней, их влияние считалось особенно сильным на земле, о чем свидетельствуют Календари хороших и плохих дней. Начиная с Нового царства, но особенно в храмовых текстах Птолемеевского и римского периодов, также могут быть проявлениями мертвых деканов чьи звезды также рассматривались как переносчики болезней. В поздний период, а также в период правления Птолемеев и Римлян астрология заняла видное место в религиозной мысли Древнего Египта, и в результате некоторые звезды были демонизированы. Например, некоторые астральные тела северных созвездий, изображенные на астрономических потолках храмов и гробниц, находят соответствия в изображениях демонических обитателей так называемых “холмов преисподней”, описанных в заклинании 149 "Книги мертвых" (арабский язык). Блуждающие демоны также считались причиной определенных внутренних и психических заболеваний или симптомов, патология которых не была понята; соответственно, многие из них упоминаются в магико-медицинских текстах Среднего царства и более поздних периодов. Среди прочего, демон Сехакек (Шакк) считается причиной головной боли он появляется в нескольких заклинаниях Рамессида из Дейр-эль-Медины и однажды изображен в виде молодого человека, закрывающего лицо. Nsj-демон и его женский двойник nsjt могут воздействовать на различные части тела и даже приносить смерть. Ночные кошмары “дурные сны”) также считались порожденными демонами. Считалось, что демоны ночных кошмаров, как и демоны болезней, проникают в человеческое тело извне и являются подкатегорией блуждающих демонов. Говорят, что они “нисходят на человека ночью” в каком-то смысле их можно считать египетским эквивалентом средневековых инкубов и суккубов, хотя в египетских заклинаниях нет четкой характеристики сексуального насилия, связанного с последними. Изображений этих бродячих духов не существует, за исключением упомянутого выше демона головной боли Шакика . Иногда в заклинаниях упоминается их злобный взгляд и содержится предупреждение отвернуться. Одержимость демонами проявлялась не только во время ночного сна; демоны могли нападать или вселяться в человеческое тело и днем, когда незадачливый прохожий приближался к их жилищу. Бродячие демоны также проникали в дома и населяли их привидениями, что видно из списка частей дома, которые должны быть защищены от злого влияния в магическом заклинании Нового царства ссылка (Папирус Честера Битти VIII, стихи 1 - 2.4; см. Боргхаутс 1978: 10-11).

Они также могли перемещаться между землей и потусторонним миром. В загробном мире, выступая в качестве стражей областей или врат загробного мира, они могли быть благосклонны к умершему, при условии, что он обладал магией, позволяющей встретиться с ними лицом к лицу. На земле их действия были в основном злонамеренными и связаны с несчастными случаями и эпидемиями — они сеяли хаос, не делая различий между добродетельными и порочными. Стражи представляют второй класс демонов. Их демоническая активность топографически определена, и их функция может быть довольно доброжелательной по отношению к тем, кто владеет тайными знаниями об их именах. И знает, как с ними обращаться. Обычно они привязаны к определенному месту, где их сила по-настоящему эффективна, как, например, демоны-оборотни, упомянутые в так называемых Оракульских амулетных указаниях конца 21—й династии 1690 и позже засвидетельствованные в демотических текстах как кривые - хотя в этой более поздней форме единственная ссылка на определенное место связано с астрологическим домом. Wrt-демоны часто связаны с естественным местом, в котором они обитают, например, с бассейном, рекой, горой и т.д., и откуда они нападают на прохожих. Демоны, которых можно определить по местоположению, также были признаны в других системах верований, в том числе в эллинистическом мире. Обычно агрессивный характер демонов-хранителей продиктован необходимостью защитить свое жилище и, следовательно, в какой-то мере оправдан; как таковые, они принципиально отличаются от демонов болезней, которые вторгаются в человеческое тело и другие места, которым они не принадлежат. Они в изобилии обитают в загробном мире как стражи врат и областей царства мертвых. Они подробно описаны и изображены в заклинаниях 144-147 "Книги мертвых" и в книгах о загробном мире. Ужасная природа демонов-хранителей делает их также подходящими для защиты священных мест; соответственно, они взяли на себя роль храмовых гениев в поздний период и в эпоху Птолемеев. Общее Египтологическая интерпретация демонов как второстепенных божеств проистекает из этих защитных фигур, которые часто изображаются с головами животных на антропоморфных или мумифицированных телах и с ножами или другим оружием в руках. Иконография Стражам преисподней часто присваивают иконографические изображения. Другие категории демонов, такие как уже упомянутый wrt, никогда не изображаются и не описываются физически. С другой стороны, демонические стражи описаны очень подробно и точно, потому что умерший должен быть способен распознать их и знать. Демоны-хранители имеют гибридную внешность человека и животного, как и в других древних цивилизациях (Месопотамии и Греции). В Древнем Египте териоморфные черты сверхъестественных существ напоминали об их самых диких и пугающих аспектах, подчеркивая их “инаковость” в отличие от антропоморфных форм, которые обозначают гуманизацию и принадлежность к цивилизованному миру. Животными, часто входящими в составные тела демонов, являются рептилии (особенно змеи), кошачьи и псовые; другие млекопитающие (ослы, бабуины, бегемоты, козы, быки), насекомые, скорпионы и птицы (соколы, стервятники) также могут быть частью демонического или божественного тела. Эта иконография, по сути, ничем не отличается от того, как божества изображаются в их животной и гибридной формах. Сходство особенно поразительно в случае с апотропейными существами, которые борются со злыми силами, например, с теми, которые изображены на так называемых волшебных палочках . Более типичными для демонической иконографии являются фантастические животные. Иногда они также демонстрируют чудовищные и гротескные иконографии, объединяющие двух или более животных или животных и людей в одно тело. Самый популярный пример - это Аммут, “пожиратель мертвых”, из заклинания 125 "Книги мертвых", у которого голова крокодила, тело льва и задние конечности бегемота. Именно в загробном мире творчество древнеегипетских теологов в отношении иконографии демонических существ достигло своего пика. Особенно часто в погребальных композициях встречаются составные фигуры демонических змей с антропоморфными ногами, множеством голов и крыльев, которые служат как доброжелательными, так и злобными стражами, такими как Нехебкау и Ререк. Гигантский питон Апеп является их архетипической моделью; однако, из-за его центральной и уникальной роли космического врага бога солнца, Апеп стоит вне категорий богов и демонов. В случае с богами гибридная и гротескная иконография символизирует действенные апотропейные качества, как в случае с Беса, богинями гиппопотамами Ипет и Таверет и богом сфинксом Туту. Такого рода свидетельства можно сравнить с общемировой религиозной символикой, согласно которой сверхъестественные существа, способные превращаться в животных, такие как оборотни и вампиры из западного фольклора, считались “нарушителями границы” и, следовательно, опасными существами для человечества. Помимо фантастических и сложных существ, загробный мир был также обителью животных, которые считались опасными (рептилии, насекомые) или нечистыми на земле (свинья, осел). Концептуально они относились к сфере проявления потенциально разрушительных богов, таких как Сет. Группа заклинаний в "Текстах пирамид" направлена на отпугивание змей, которых можно считать врагами бога солнца. Подобные заклинания встречаются в текстах "Гроб" (текст 1987).; заклинания с 31 по 42 "Книги мертвых" посвящены отпугиванию опасных и нечистых животных, включая змей. Магические и ритуальные предметы и статуи изображают демонических животных, подчиняющихся антропоморфным божествам и контролируемых ими в защитной роли; наиболее распространенными примерами являются экс-голоса Нового Царства, посвященные Гору-Шеду, и их более поздние производные, стелы Гора и статуи-целители, которые представляют божеств, подчиняющих множество видов животных. опасные животные. Подчиненная роль, которую играют териоморфные демоны по сравнению с антропоморфными божествами или главными очеловеченными демонами, находит отражение в других религиозных традициях, например, в иконографии месопотамской демонической богини Ламашту, “повелительницы животных”, которая часто изображается со змеями в руках и скорпионом между ног. Большинство демонических существ мужского пола; демоны женского пола в источниках встречаются крайне редко. В целом, пол не дает информации о поведении и функциях демонов, но можно сделать несколько замечаний в отношении демонов женского пола. Как правило, они гибридные или животные по форме, такие как уже упомянутые Аммут и две змеи Мерет, которые являются демоническими формами двух богинь, упомянутых в текстах "Гроб" и заклинании 37 "Книги мертвых". Эпитет, который может относиться конкретно к демонам женского пола, приведен в вышеупомянутом тексте "Предсказаний оракула-амулета" (Эдвардс, 1960, том 1). Хотя этимология и точное значение термина неясны, примечательно, что та же форма встречается в сочетании с определенным артиклем во фразе tA-wrt, “Великая”, которая является именем богини бегемотов Таверет, а также эпитетом для таких богинь, как Сахмет или Исида, особенно для тех, кто поклоняется бегемоту. В Оракульских амулетных указаниях, а также в других апотропеических заклинаниях (например, в Плейдене, I, 348, ст.2; см. Боргауты 1971: 32 - 33, 176 - 186), демонические существа перечислены парами мужского и женского пола как Ax и Axt (“мужской и женский дух умершего”), mwt и mwtt (“мужчина и женщина мертвы”) или DAy и DAyt (“противник мужского и женского пола”). Однако вместо того, чтобы указывать на значимость и уникальность демонов женского пола, такие списки на самом деле являются стандартными формулами, которые направлены на то, чтобы охватить всю совокупность возможных опасностей и на самом деле не акцентируют внимание на гендерном вопросе. Иногда в заклинания включаются имена отца и матери демона, как, например, у демона головной боли Сехакека, чьи родители имеют имена иностранного происхождения. Это говорит о том, что родство могло служить системой классификации демонов; в этом отношении Египет отличается от Месопотамии, где, как говорят, демоны не имеют пола и не имеют семей. В целом, гендер, по-видимому, не имеет отношения к роли, которую демоны играют на земле и в загробном мире. Возможно, редкое появление демонов женского пола может отражать идею о том, что динамичная, активная сила демонов - это типично мужская черта. Демоны (доброжелательные и злобные), Лукарелли, как бы то ни было, следует иметь в виду, что большинство банд демонов управлялись разгневанными богинями, такими как Сахмет или Бастет, которые воплощают силу и необузданный аспект женственности. В магических текстах также упоминаются демоны, прячущиеся в женщинах, например, в азиатской женщине в Заклинании для матери и ребенка или в “мертвой женщине, которая ворует под видом плачущей женщины” в заклинании Рамессайда для защиты различных частей тела. От демона к божеству В источниках, относящихся к позднему периоду, и тем более в источниках Птолемеевского и римского периодов, мы замечаем возросшую тенденцию интерпретировать несчастные случаи и несчастья в повседневной жизни как результат демонического влияния. Следовательно, чтобы умилостивить их, демоны начали получать местные и частные культы, как и Могущественный (aApHtj), первый из семи демонов, контролируемый это бог Туту. Аналогичным образом, демоны-тени, по-видимому, получили культ в Птолемеевских Фивах они даже фигурируют в демотических личных именах с защитным и апотропейным значением. И наоборот, некоторые боги демонизируются, поскольку они впитывают сущность подконтрольных им существ, как, например, бог-сфинкс Туту, который носит эпитет “повелитель демонов” . Гораздо позже, в сборнике коптских магических заклинаний, мы находим упоминание о настоящем демоническом пантеоне, состоящем в основном из демонов подземного мира. Их призывают, чтобы причинить вред личным врагам. Их карательные функции и специфические задачи вполне могут напоминать демонов времен фараонов, которые были посланы на землю из потустороннего мира и принадлежали к периферийному миру за пределами творения Мира.