Найти в Дзене
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

Революции гвоздик 50 лет

Чтобы понять истоки Революции гвоздик, необходимо вернуться в политический контекст Португалии начала ХХ века. Первая мировая война привела Португалию к состоянию тяжелейшего экономического и социального кризиса. Период между двумя мировыми войнами был плодотворным для появления авторитарных идей, связанных с итальянским фашизмом и Португалия не стала исключением. В 1933 году, вступила в силу новая португальская конституция и был установлен новый авторитарно-диктаторский режим фашистского толка – так называемый «Новый порядок (Estado Novo)». Установил Новый порядок Антониу де Оливейра Салазар, который пришел к управлению страной через партию националистов «Национальный Союз». Салазар занимал пост премьер-министра до 1968 года, практически фиктивно баллотируясь на выборах. Политическая полиция Нового государства - PIDE (Международная Полиция Государственной Безопасности), преследовала противников режима, которых пытали, сажали в тюрьму или убивали. Сотрудники PIDE, прошедшие подготов

Чтобы понять истоки Революции гвоздик, необходимо вернуться в политический контекст Португалии начала ХХ века.

Португалия и африканские португальские колонии в Африке при режиме "Нового порядка"
Португалия и африканские португальские колонии в Африке при режиме "Нового порядка"

Первая мировая война привела Португалию к состоянию тяжелейшего экономического и социального кризиса. Период между двумя мировыми войнами был плодотворным для появления авторитарных идей, связанных с итальянским фашизмом и Португалия не стала исключением.

В 1933 году, вступила в силу новая португальская конституция и был установлен новый авторитарно-диктаторский режим фашистского толка – так называемый «Новый порядок (Estado Novo)». Установил Новый порядок Антониу де Оливейра Салазар, который пришел к управлению страной через партию националистов «Национальный Союз». Салазар занимал пост премьер-министра до 1968 года, практически фиктивно баллотируясь на выборах.

Салазар в 1940 году.
Салазар в 1940 году.

Политическая полиция Нового государства - PIDE (Международная Полиция Государственной Безопасности), преследовала противников режима, которых пытали, сажали в тюрьму или убивали. Сотрудники PIDE, прошедшие подготовку в гестапо и ЦРУ, стремились цензурировать и контролировать не только левую оппозицию, но и всё общественное мнение в Португалии и колониях.

Наиболее громким случаем стал случай, когда в 1958 году генерал Умберто Дельгадо, бывший член режима, выступил против кандидата в президенты Америку Томаша. Томаш выиграл выборы, хотя было много свидетельств о широкомасштабных фальсификациях. Умберто Дельгадо был убит. После чего правительство Салазара вообще отказалось от практики всенародных выборов президента и передало эту задачу Национальной ассамблее.

Партнеры по НАТО поддерживали недемократичного Антониу Салазара из-за его антикоммунистической позиции. А во время Второй мировой войны он сумел сохранить нейтралитет, виртуозно сотрудничая с обоими воюющими сторонами.

В 1968 году Салазар перенес инсульт и его заменил на посту премьер-министра Марсело Каэтано, который проявлял бОльшую политическую терпимость и свободу прессы и рассматривал возможность небольших уступок для оппозиции. В 1969 году Каэтано санкционировал первое в стране с 1920-х годов профсоюзное движение.

Марсело Каэтано
Марсело Каэтано

Во время Португальской колониальной войны 1961–1974 годов СССР, с которым у Португалии не было дипломатических отношений, поддерживал повстанцев в португальских колониях - Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике. Салазар и Каэтано выступали против независимости африканских колоний поскольку они их рассматривали как часть страны. Ради сохранения африканских колоний в 1961 году Салазар довольно легко отпустил Гоа (формально война за Гоа пролилась всего 3 дня), желая сосредоточится на Африке.

А в Африке португальским военным противостояли вооружённые партизаны, которых консультировали советские специалисты и которым удавалось контролировать значительную часть территорий, несмотря на присутствие там большого количества португальских войск.

Большая часть государственного бюджета уходила на колониальную администрацию и военные расходы. Управление колониями стоило Португалии большого ежегодного процентного увеличения бюджета, что способствовало обнищанию португальской экономики: деньги отвлекались от инфраструктурных инвестиций в метрополию. До 1960 года страна оставалась слабой в экономическом отношении - по уровню жизни она находилась на предпоследнем месте в Европе после Албании. Около 50% населения не имели водопровод и приблизительно столько же было безграмотных. Кроме того, Португалия в то время была очень изолирована от остального мира на культурном и экономическом уровне. Многие студенты и оппозиция были вынуждены покинуть страну, спасаясь от войны, тюремного заключения и пыток. Всё это увеличивало эмиграцию в быстрорастущие и испытывающие дефицит рабочей силы страны Западной Европы, такие как Франция или Германия.

Женщины в Лиссабоне, эпоха Нового государства
Женщины в Лиссабоне, эпоха Нового государства

Движение, стремящееся совершить государственный переворот, зародилось тайно в 1973 году и получило название Движение вооруженных сил (ДВС). В него быстро вступили те из армейских офицеров, которые уже давно были озабочены ситуацией в стране.

В декабре 1973 года была создана Координационная комиссия, и её секретариат, состоящий из Отелу Сарайвы де Карвалью, Витора Алвеша и Вашку Лоуренсу, во главе с Мело Антунешем.

16 марта 1974 года группа офицеров ДВС предприняла попытку восстания, выдвинув пехотный полк из города Калдаш-да-Раинья (примерно в 90 км от Лиссабона) на столицу страны. Эта попытка восстания потерпела неудачу в тот же день, что побудило Марсело Каэтано начать агрессивную шпионскую кампанию внутри армии, арестовывая офицеров, либо переводя их в другие гарнизоны. После этого руководители ДВС пришли к выводу, что для свержения режима необходимо прибегнуть к общенациональному восстанию, но так, чтобы обеспечить немедленный успех и избежать гражданской войны. Для этого они решились ускорить планы восстания, заранее скоординировать все детали, чтобы не позволить правительству отреагировать на переворот.

24 апреля 1974 года группа военных под командованием Отелу Сарайвы де Карвалью тайно установила командный революционный пункт в казармах Понтинья в Лиссабоне. В 22.55 вышла в эфир песня «E depois do Adeus» («И после прощания») Пауло де Карвалью, который несколькими днями ранее представлял Португалию на конкурсе песни "Евровидение", где занял последнее место, но благодаря революции его песня осталась в истории. Это был первый из сигналов - с него начался захват позиций на первом этапе государственного переворота. Сигналы подавал радиоведущий, которым в этой передаче стал Лейте де Вашконселуш - мозамбикский журналист и поэт, и все они были заранее согласованы революционерами.

Лиссабон, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, 25 апреля 1974 года

Второй сигнал был дан в 00.20 - это была песня «Grândola, Vila Morena» Зеки Афонсу. Он подтверждал переворот и знаменовал начало операций. В отличие от «E depois do Adeus», которая была очень популярна из-за победы на местном Фестивале песни, Grândola, Vila Morena была объявлена вне закона, потому что, по мнению правительства, она намекала на коммунизм. Это был второй сигнал на следующем этапе перехода власти в руки военных.

В последующие часы правительство рухнуло. Начиная с 01.00 25 апреля, гарнизоны основных городов (Порту, Сантарен, Фару, Брага, Виана-ду-Каштелу) решили выполнять приказы ДВС. На самом деле, за пределами Лиссабона обстановка была на удивление спокойной, и в течение всего раннего утра законные власти без сопротивления теряли контроль над страной.

Лиссабон, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, 25 апреля 1974 года

Несмотря на то, что с 03.00 часов по радио непрерывно звучали призывы тех, кого впоследствии назовут «апрельскими капитанами» (главные офицеры ДВС), к населению оставаться в своих домах, а к полиции – не противодействовать действиям повстанческих войск, на рассвете тысячи мирных жителей вышли на улицы в крупных городах, смешавшись с военными. Ранним утром военные заняли аэродромы, а также захватили гражданские правительственные объекты. Они также заняли международные аэропорты Лиссабона и Порту, приказав прекратить полеты в воздушном пространстве Португалии. Части ВМС присоединились к восстанию и взяли под контроль порты Атлантики, Мадейры и Азорских островов.

Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года

Несмотря на то, что военно-воздушные силы поначалу колебались, всё же они согласились следовать указаниям ДВС. Около 4.00 утра правительство узнало о восстании и его масштабах, но приказы Марсело Каэтано и его министров, которые они еще издавали в течение следующих трех часов об аресте революционеров, не были выполнены. А к 09.00 силы ДВС контролировали все ключевые точки страны.

Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года

Практическая школа кавалерии прибыла из Сантареня, и сыграла важнейшую роль - заняла 2 ключевые площади Лиссабона - главную Террейру-ду-Пасу и Карму, где в здании казарм укрылся Марселу Каэтану. Силами Практической школы кавалерии командовал капитан Салгейру Майя.

Знаменитая фотография Салгейру Майя, 25 апреля 1974 года
Знаменитая фотография Салгейру Майя, 25 апреля 1974 года

Казармы Карму были окружены ДВС в 10.00 утра при поддержке толпы демонстрантов. В 12.00 в устье Тежу попытался подплыть поближе военный корабль с целью освободить правительство, но попытка провалилась. В то же время ДВС передаёт по радио, что он держит под контролем всю страну и что «приближается час освобождения». Каэтано обсудил ситуацию с капитаном повстанцев Салгейро Майей и который в 14.30 предъявил ему ультиматум уйти в отставку и передать ему власть до 16.00.

Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, площадь Карму, 25 апреля 1974 года

Марсело Каэтано, сдавшись в плен, вскоре отправился сначала на остров Мадейра, а затем в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, где скончался в 1980 году.

В результате столкновений с сотрудниками политической полиции PIDE, открывшим огонь по группе демонстрантов, четыре человека были убиты.

Лиссабон, 25 апреля 1974 года
Лиссабон, 25 апреля 1974 года

Одним из самых ярких моментов этого дня стал Марш цветов в Лиссабоне. Официантка Селеста Каэйру несла в руках букет красных гвоздик. Один солдат попросил у нее сигарету, но у нее были только цветы, и она начала раздавать гвоздики солдатам, которые они вкладывали в стволы своего оружия. Слух быстро разнесся по городу и флористы Байши (центрального района Лиссабона) продолжили раздавать гвоздики. По этой причине этот день также стал известен как «Революция гвоздик». Селеста Каэйру, неожиданно попавшая в историю, жива и ей сейчас 90 лет.

Селеста Каэйру
Селеста Каэйру

26 апреля была сформирована Хунта национального спасения, состоящая из военнослужащих, которая должна была сформировать переходное правительство. Суть их программы, вкратце, сводилась к трём словам: Демократизировать, Деколонизировать, Развивать.

Среди первоочередных мер революции — ликвидация политической полиции (ПИДЕ/ДГС) и цензуры. Легализуются свободные профсоюзы и партии. На следующий день, 26 апреля, были освобождены политические заключенные из тюрем. Оппозиционные политические лидеры начали возвращаться обратно: социалист Мариу Суареш вернулся 29 апреля, а большой друг СССР коммунист Альвару Куньял — 30 апреля.

Альвару Куньял
Альвару Куньял

Через неделю впервые за много лет люди свободно и открыто праздновали Первомай под красными знамёнами на улицах. В Лиссабоне на этот праздник собралось около миллиона человек (то есть каждый восьмой житель страны от мала до велика включая острова).

1 мая 1974 года, Лиссабон, когда на Первомайскую демонстрацию собралась 1/8 часть страны
1 мая 1974 года, Лиссабон, когда на Первомайскую демонстрацию собралась 1/8 часть страны

После того, как первые эмоции успокоились началась политическая борьба за путь, который новая Португалия изберет после революции. Еще недавно объединённые ради достижения общей цели «Капитаны апреля» разделились на четыре фракции от правоконсервативной, выступающей против предоставления независимости колониям, до левокоммунистической. В середине находились социал-демократы и социалисты. Как СССР внимательно следил за португальскими коммунистами, так и США, Западная Германия, Великобритания, Франция, Испания следили за другими партиями.

На следующий день после первомайской демонстрации лидер социалистов Мариу Суареш посетил посольство США. Он предложил своему старому другу - американскому послу свои услуги в противостоянии коммунистам, и сообщил о своей мечте поехать в США и встретиться с госсекретарем Генри Киссинджером. После чего США предоставили Социалистической партии организационную и техническую помощь.

Мариу Соареш в 1978 году, во время своего первого срока на посту премьер-министра. "Эх, мне бы в Лас-Вегас, а не вами, идиотами, управлять"
Мариу Соареш в 1978 году, во время своего первого срока на посту премьер-министра. "Эх, мне бы в Лас-Вегас, а не вами, идиотами, управлять"

Период второй половины 1970-х годов стал временем относительного потепления в отношениях СССР и США. В то время активно готовился Хельсинкский договор для нормализации отношений между Советским Союзом и Западными странами. Л.И.Брежнев понимал что США не захочет отпустить в соцлагерь страну, входившую в НАТО и потерять военную авиабазу на Азорских островах. Поэтому он не горел желанием сражаться за неё, чётко обозначив намерения СССР в отношении Португалии:

«Советский союз не имеет желания вмешиваться во внутренние дела Португалии кроме ситуации, когда сам народ Португалии попросит об этом. Разговоры о вмешательстве во внутренние дела Португалии – спекуляции, которые оплачиваются антисоветскими силами»

Позднее при встрече с президентом Португалии Франсишкой Коштой Гомеш Леонид Ильич подтвердил что Португалии имеет смысл и дальше следовать в фарватере западного курса. Другими словами СССР не был заинтересован бодаться с Западом за самую западную в Европе страну.

Визит в СССР президента Португалии Франсишку да Кошта Гомеш
Визит в СССР президента Португалии Франсишку да Кошта Гомеш

В конце августа 1974 года Португалия признала независимость Гвинеи-Бисау. 25 сентября 1975 года, была провозглашена Народная Республика Мозамбик. 5 июля 1975 года на карте появилась Республика Кабу-Верде, а 12 июля — Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи. В Анголе разгорелась гражданская война и независимость была провозглашена только 11 ноября 1975 года. СССР тут же наладил и поддерживал до начала 1990-х годов со всеми пятью африканскими государствами дружеские и взаимовыгодные отношения.

Также в 1974 году получил независимость Восточный Тимор в Океании.

На историческую родину хлынули потоки беженцев. Жившие в комфортных условиях на своих усадьбах в окружении слуг в странах с современной инфраструктурой и асфальтовыми дорогами они в одночасье всё потеряли, после чего из рая для белых попали в страну, где не строились дороги, не было дорожных знаков, а большинство населения было безграмотным и жило в лачугах. Кое-как развивались только Лиссабон и Порту. За год число репатриантов превысило полмиллиона. Они ненавидели «капитанов апреля», считали их предателями и не понимали идей социальной справедливости. Именно они стали опорой правых партий.

После этого Португалия пережила беспокойный период продолжительностью около двух лет, в котором фракции левых и правых противостояли друг другу. 25 апреля 1975 года состоялись первые свободные выборы в Учредительное собрание, на которых победила Социалистическая партия. В результате работы этой палаты была выработана новая конституция с сильным социалистическим уклоном и установлена парламентская демократия западного образца. Конституция была одобрена в 1976 году. Было сформировано первое конституционное правительство Португалии во главе с Марио Соарешем (23 сентября 1976 года). Таким образом закончился революционный процесс и период политической стабилизации.

Благодаря Революции португалец живёт в мире, где:

  • есть многопартийная система;
  • голосовать может каждый, даже женщина;
  • женщинам разрешается выезжать за пределы страны в одиночку без письменного разрешения мужа;
  • женщинам разрешено курить и носить брюки, они вообще получили равные права с мужчинами;
  • никто не прослушивает каждый разговор;
  • нет политической полиции, а есть свобода мнений;
  • можно разводиться;
  • можно жениться без одобрения будущей супруги вышестоящим руководством и даже без экзамена (для офицеров и госслужащих);
  • введена достойная национальная минимальная заработная плата, которая до Революции могла составлять мизерные суммы (например 8 долларов в месяц);
  • пресса стала свободной и не нужно долго ждать пока новости прочитает и санкционирует их издание цензорская служба;
  • военная служба перестала быть обязательной.
  • каждый имеет право на среднее образование и социальное здравоохранение
Демонстрация 25 апреля 1983 года в городе Порту
Демонстрация 25 апреля 1983 года в городе Порту

Если понравилась статья - ставьте "палец вверх", подписывайтесь и комментируйте!

История | Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ | Дзен