Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Tiptronic — зачем автоматической коробке режим ручного переключения передач?

В сегодняшней публикации мы поможем вам разобраться с тем, что такое Tiptronic. Поговорим об истории, особенностях, а также плюсах и минусах данной функциональной возможности автоматической трансмиссии.

Tiptronic — это торговое название функции (режима) ручного переключения передач, которая реализована в АКПП. В мире автомобильной промышленности название Tiptronic используется для обозначения автоматических трансмиссий определённой конструкции и способа управления независимо от фактического разработчика и производителя трансмиссии.

История трансмиссии Tiptronic

Изначально название Tiptronic было введено компанией Fiat для 4-ступенчатой автоматической коробки передач (ZF 4HP22HL) с электронным блоком управления, разработанным немецким производителем автоматических трансмиссий ZF Friedrichshafen AG. Данная коробка передач была разработана в соответствии с техническими требованиями компании Porsche и предназначалась для серийного производства нового поколения автомобилей Porsche 911 — Porsche 964, которое началось в 1990 году.

В этой автоматической коробке передач инженеры ZF впервые реализовали на практике определённый набор инженерных решений, которые, с одной стороны, позволяли водителям чувствовать себя за рулём автомобиля с секвентальной механической коробкой передач, широко используемой в автоспорте, а с другой стороны, не требовали опыта и специальных навыков управления автомобилями, оснащёнными секвентальными механическими коробками.

Решение Tiptronic было признано удачным во всех отношениях не только автопроизводителями, но и покупателями. В 1990 году компания Porsche запатентовала технологию Tiptronic.

Porsche 911 Carrera — первый автомобиль немецкого производителя, в котором была применена технология Типтроник.
Porsche 911 Carrera — первый автомобиль немецкого производителя, в котором была применена технология Типтроник.

Фактически термин "типтроник" стал общим нарицательным названием для любой автоматической коробки передач, способной имитировать последовательное ручное управление. Однако следует учитывать, что не все автоматические трансмиссии с возможностью ручного переключения передач применяют решение Porsche и, соответственно, не все они подпадают под действие торговой марки Tiptronic.

Помимо возможности ручного выбора передач, режим Tiptronic — это гидромеханическая и безвальная технология, работающая на планетарных редукторах, с электронным управлением и блокировкой гидротрансформатора на всех передачах.

В режиме Tiptronic ручное переключение передач должно осуществляться за один ход рычага или в определённом порядке (другими словами, водитель не может пропустить ни одной передачи, например, нельзя переключиться со 2-й на 4-ю), как в секвентальных трансмиссиях: для переключения вверх водитель должен толкнуть рычаг вперёд, а для переключения вниз — потянуть рычаг назад. Такой алгоритм переключения передач противоположен стандартной последовательности переключений, применяемой в автоспорте: для повышения передачи нужно потянуть рычаг назад, а для понижения — толкнуть его вперед.

Porsche 911 № 1000000, 70 Years Porsche Sports Car, Berlin. Photo вy Matti Blume — Own work.
Porsche 911 № 1000000, 70 Years Porsche Sports Car, Berlin. Photo вy Matti Blume — Own work.

Современные трансмиссии DSG любой конструкции, а также вариаторы не подходят под торговое название Tiptronic, даже если алгоритмы их работы по ручному переключению передач совпадают с ним. Согласно закону о товарных знаках, любая автоматическая коробка передач, оснащённая электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и определённым алгоритмом ручного переключения передач, должна называться Tiptronic. Такое название носят 4-6-ступенчатые автоматические трансмиссии, используемые в различных моделях автомобилей концернов VAG и PSMA, несмотря на то, что разработка этих АКПП не имеет никакого отношения к Porsche.

Различные варианты ручного переключения передач в автоматических трансмиссиях

В настоящее время возможность ручного переключения передач (под разными обозначениями) в автоматических коробках передач реализована многими производителями АКПП, поэтому рассмотрим наиболее популярные решения:

Tiptronic применяется в автоматических коробках передач, устанавливаемых на автомобили Volkswagen Group (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe);
S-tronic реализован в трансмиссиях DSG (например, DQ250 (02E), DQ500 (0BT/0BH), DL501 (0B5)), которые в основном устанавливаются на автомобили Audi и VW;
Multitronic реализован в трансмиссии CVT 01J, которая устанавливается в моделях автомобилей Audi (A4, A6, A8);
Steptronic реализован в автоматических трансмиссиях, которые устанавливаются на автомобили BMW;
— Опция
Easytronic (разработка Opel и Luk) реализована в трансмиссии DSG, которая устанавливается на модели автомобилей Opel (Corsa, Vectra, Astra, Zafira, Meriva). Easytronic — это торговое название Opel для типа полуавтоматической трансмиссии. Easytronic не является коробкой передач Tiptronic — в ней нет гидротрансформатора. По своей сути это обычная механическая коробка передач с однодисковым сухим сцеплением. Трансмиссия управляется электронным блоком управления (ЭБУ);
Tiptronic S — модернизированная технология Tiptronic, которая способна подстраиваться под стиль вождения водителя и позволяет ему переключать передачи без перехода в ручной режим. Это решение было представлено в 2000 году для Porsche Boxster. В Porsche Cayenne система Tiptronic S была модернизирована до шестиступенчатой.

Audi Q5 c S-Tronic 0B5 (DL501).
Audi Q5 c S-Tronic 0B5 (DL501).

Теоретически возможность оснащения любой стандартной автоматической коробки передач опцией ручного переключения не зависит от особенностей её конструкции. Эта функция может быть добавлена даже в коробки передач без электронного управления при условии выполнения необходимых доработок. Долгое время реализация функции Tiptronic в автоматических коробках передач была невозможна, так как жёсткая связь между колесами автомобиля и коленчатым валом двигателя во многих старых АКПП не была реализована.

Принцип работы Tiptronic

Автоматические трансмиссии с функцией Tiptronic могут работать в двух режимах: полный автоматический режим и режим ручного управления. Если режим Tiptronic не включён, трансмиссия работает как обычная автоматическая коробка передач с ECM (электронным модулем управления), отвечающим за переключение передач.

Типтроник на Porsche Cayenne.
Типтроник на Porsche Cayenne.

Для режима Tiptronic инженеры предложили схему работы, при которой водитель в любой момент может решить, когда следует переключиться на повышенную или пониженную передачу, аналогично тому, как это делается в механических коробках передач. Переход в ручной режим и дальнейшее управление в автоматических трансмиссиях с функцией Tiptronic осуществляется перемещением рычага переключения во вторую рабочую плоскость селектора КПП, обозначенную символами "+" для повышения передачи и "-" для понижения.

Работа Tiptronic осуществляется с применением гидротрансформатора, как в стандартных автоматических трансмиссиях. Функция переключения передач Tiptronic реализуется с помощью специального программного обеспечения, установленного в электронном модуле управления (ECM).

-6

В некоторых моделях автомобилей переключение трансмиссии в ручной режим осуществляется простым нажатием на установленные на рулевом колесе селекторы в виде кнопок или так называемых лепестков (аналогично схеме управления в гоночных автомобилях). В некоторых автомобилях лепестки активируются после нажатия специальной кнопки, расположенной на рулевом колесе. После этого трансмиссия переключается в ручной режим, и рычаг селектора не задействуется. Выбранные передачи отображаются на приборной панели автомобиля. Когда необходимость в ручном режиме отпадает, трансмиссия вновь переключается в автоматический режим через определенный промежуток времени, отсчитываемый с момента, когда водитель перестает использовать лепестки для переключения передач.

Система Multitronic, реализованная в CVT-трансмиссии 01J, использует фиксированные передаточные числа, реализованные в CVT. Несмотря на то, что ручной режим подразумевает, что за переключение передач отвечает водитель, ECM трансмиссии все равно контролирует действия водителя и самостоятельно переключает передачи, чтобы избежать критических ошибок — например, повреждения трансмиссии или двигателя при неточном переключении передач.

Нечастый гость в нашем техцентре — обладатель трансмиссии 01J.
Нечастый гость в нашем техцентре — обладатель трансмиссии 01J.

Заключение

Несмотря на все неоспоримые достоинства режима Tiptronic в автоматических трансмиссиях, у этого технического решения есть несколько слабых мест. Например, введение дополнительной функции привело к увеличению массы трансмиссии. Кроме того, некоторые водители замечают, что переключение передач происходит с некоторыми задержками (независимо от того, какой режим включён). Такие замечания возникали на скоростях до 100 км/ч. Задержки варьировались от 0,1 до 0,7 секунды. Однако в последних версиях АКПП этот недостаток практически устранен, так как переключение происходит с минимальной паузой.

Автомобили Крайслер были также одними из первых, где применялась технология Типтроник.
Автомобили Крайслер были также одними из первых, где применялась технология Типтроник.

В целом АКПП с режимом ручного переключения передач (Tiptronic) представляет собой идеальный баланс между автоматической и механической коробками передач, поэтому это решение может быть рассмотрено водителями, которые хотят совместить комфорт использования автоматической коробки передач и агрессивный стиль вождения с высокими оборотами двигателя, интенсивными обгонами и ездой по бездорожью.

Ярые поклонники механических коробок передач также могут попробовать использовать этот вариант, ведь вы по-прежнему можете контролировать операции по переключению передач, а также расслабиться и управлять автомобилем, не следя за оборотами двигателя и переключением передач, что невозможно при управлении автомобилем с обычной механической коробкой передач.

Еще больше подробностей о том, зачем нужен ручной режим в АКПП — в нашем видео. Приятного просмотра!

Если Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/