В сегодняшней публикации мы поможем вам разобраться с тем, что такое Tiptronic. Поговорим об истории, особенностях, а также плюсах и минусах данной функциональной возможности автоматической трансмиссии.
Tiptronic — это торговое название функции (режима) ручного переключения передач, которая реализована в АКПП. В мире автомобильной промышленности название Tiptronic используется для обозначения автоматических трансмиссий определённой конструкции и способа управления независимо от фактического разработчика и производителя трансмиссии.
История трансмиссии Tiptronic
Изначально название Tiptronic было введено компанией Fiat для 4-ступенчатой автоматической коробки передач (ZF 4HP22HL) с электронным блоком управления, разработанным немецким производителем автоматических трансмиссий ZF Friedrichshafen AG. Данная коробка передач была разработана в соответствии с техническими требованиями компании Porsche и предназначалась для серийного производства нового поколения автомобилей Porsche 911 — Porsche 964, которое началось в 1990 году.
В этой автоматической коробке передач инженеры ZF впервые реализовали на практике определённый набор инженерных решений, которые, с одной стороны, позволяли водителям чувствовать себя за рулём автомобиля с секвентальной механической коробкой передач, широко используемой в автоспорте, а с другой стороны, не требовали опыта и специальных навыков управления автомобилями, оснащёнными секвентальными механическими коробками.
Решение Tiptronic было признано удачным во всех отношениях не только автопроизводителями, но и покупателями. В 1990 году компания Porsche запатентовала технологию Tiptronic.
Фактически термин "типтроник" стал общим нарицательным названием для любой автоматической коробки передач, способной имитировать последовательное ручное управление. Однако следует учитывать, что не все автоматические трансмиссии с возможностью ручного переключения передач применяют решение Porsche и, соответственно, не все они подпадают под действие торговой марки Tiptronic.
Помимо возможности ручного выбора передач, режим Tiptronic — это гидромеханическая и безвальная технология, работающая на планетарных редукторах, с электронным управлением и блокировкой гидротрансформатора на всех передачах.
В режиме Tiptronic ручное переключение передач должно осуществляться за один ход рычага или в определённом порядке (другими словами, водитель не может пропустить ни одной передачи, например, нельзя переключиться со 2-й на 4-ю), как в секвентальных трансмиссиях: для переключения вверх водитель должен толкнуть рычаг вперёд, а для переключения вниз — потянуть рычаг назад. Такой алгоритм переключения передач противоположен стандартной последовательности переключений, применяемой в автоспорте: для повышения передачи нужно потянуть рычаг назад, а для понижения — толкнуть его вперед.
Современные трансмиссии DSG любой конструкции, а также вариаторы не подходят под торговое название Tiptronic, даже если алгоритмы их работы по ручному переключению передач совпадают с ним. Согласно закону о товарных знаках, любая автоматическая коробка передач, оснащённая электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и определённым алгоритмом ручного переключения передач, должна называться Tiptronic. Такое название носят 4-6-ступенчатые автоматические трансмиссии, используемые в различных моделях автомобилей концернов VAG и PSMA, несмотря на то, что разработка этих АКПП не имеет никакого отношения к Porsche.
Различные варианты ручного переключения передач в автоматических трансмиссиях
В настоящее время возможность ручного переключения передач (под разными обозначениями) в автоматических коробках передач реализована многими производителями АКПП, поэтому рассмотрим наиболее популярные решения:
— Tiptronic применяется в автоматических коробках передач, устанавливаемых на автомобили Volkswagen Group (VW, Audi, Skoda, Seat, Porshe);
— S-tronic реализован в трансмиссиях DSG (например, DQ250 (02E), DQ500 (0BT/0BH), DL501 (0B5)), которые в основном устанавливаются на автомобили Audi и VW;
— Multitronic реализован в трансмиссии CVT 01J, которая устанавливается в моделях автомобилей Audi (A4, A6, A8);
— Steptronic реализован в автоматических трансмиссиях, которые устанавливаются на автомобили BMW;
— Опция Easytronic (разработка Opel и Luk) реализована в трансмиссии DSG, которая устанавливается на модели автомобилей Opel (Corsa, Vectra, Astra, Zafira, Meriva). Easytronic — это торговое название Opel для типа полуавтоматической трансмиссии. Easytronic не является коробкой передач Tiptronic — в ней нет гидротрансформатора. По своей сути это обычная механическая коробка передач с однодисковым сухим сцеплением. Трансмиссия управляется электронным блоком управления (ЭБУ);
— Tiptronic S — модернизированная технология Tiptronic, которая способна подстраиваться под стиль вождения водителя и позволяет ему переключать передачи без перехода в ручной режим. Это решение было представлено в 2000 году для Porsche Boxster. В Porsche Cayenne система Tiptronic S была модернизирована до шестиступенчатой.
Теоретически возможность оснащения любой стандартной автоматической коробки передач опцией ручного переключения не зависит от особенностей её конструкции. Эта функция может быть добавлена даже в коробки передач без электронного управления при условии выполнения необходимых доработок. Долгое время реализация функции Tiptronic в автоматических коробках передач была невозможна, так как жёсткая связь между колесами автомобиля и коленчатым валом двигателя во многих старых АКПП не была реализована.
Принцип работы Tiptronic
Автоматические трансмиссии с функцией Tiptronic могут работать в двух режимах: полный автоматический режим и режим ручного управления. Если режим Tiptronic не включён, трансмиссия работает как обычная автоматическая коробка передач с ECM (электронным модулем управления), отвечающим за переключение передач.
Для режима Tiptronic инженеры предложили схему работы, при которой водитель в любой момент может решить, когда следует переключиться на повышенную или пониженную передачу, аналогично тому, как это делается в механических коробках передач. Переход в ручной режим и дальнейшее управление в автоматических трансмиссиях с функцией Tiptronic осуществляется перемещением рычага переключения во вторую рабочую плоскость селектора КПП, обозначенную символами "+" для повышения передачи и "-" для понижения.
Работа Tiptronic осуществляется с применением гидротрансформатора, как в стандартных автоматических трансмиссиях. Функция переключения передач Tiptronic реализуется с помощью специального программного обеспечения, установленного в электронном модуле управления (ECM).
В некоторых моделях автомобилей переключение трансмиссии в ручной режим осуществляется простым нажатием на установленные на рулевом колесе селекторы в виде кнопок или так называемых лепестков (аналогично схеме управления в гоночных автомобилях). В некоторых автомобилях лепестки активируются после нажатия специальной кнопки, расположенной на рулевом колесе. После этого трансмиссия переключается в ручной режим, и рычаг селектора не задействуется. Выбранные передачи отображаются на приборной панели автомобиля. Когда необходимость в ручном режиме отпадает, трансмиссия вновь переключается в автоматический режим через определенный промежуток времени, отсчитываемый с момента, когда водитель перестает использовать лепестки для переключения передач.
Система Multitronic, реализованная в CVT-трансмиссии 01J, использует фиксированные передаточные числа, реализованные в CVT. Несмотря на то, что ручной режим подразумевает, что за переключение передач отвечает водитель, ECM трансмиссии все равно контролирует действия водителя и самостоятельно переключает передачи, чтобы избежать критических ошибок — например, повреждения трансмиссии или двигателя при неточном переключении передач.
Заключение
Несмотря на все неоспоримые достоинства режима Tiptronic в автоматических трансмиссиях, у этого технического решения есть несколько слабых мест. Например, введение дополнительной функции привело к увеличению массы трансмиссии. Кроме того, некоторые водители замечают, что переключение передач происходит с некоторыми задержками (независимо от того, какой режим включён). Такие замечания возникали на скоростях до 100 км/ч. Задержки варьировались от 0,1 до 0,7 секунды. Однако в последних версиях АКПП этот недостаток практически устранен, так как переключение происходит с минимальной паузой.
В целом АКПП с режимом ручного переключения передач (Tiptronic) представляет собой идеальный баланс между автоматической и механической коробками передач, поэтому это решение может быть рассмотрено водителями, которые хотят совместить комфорт использования автоматической коробки передач и агрессивный стиль вождения с высокими оборотами двигателя, интенсивными обгонами и ездой по бездорожью.
Ярые поклонники механических коробок передач также могут попробовать использовать этот вариант, ведь вы по-прежнему можете контролировать операции по переключению передач, а также расслабиться и управлять автомобилем, не следя за оборотами двигателя и переключением передач, что невозможно при управлении автомобилем с обычной механической коробкой передач.
Еще больше подробностей о том, зачем нужен ручной режим в АКПП — в нашем видео. Приятного просмотра!
Если Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/