Во многих социальных отношениях, будь то личных или на работе, динамика власти может создавать проблемные дисбалансы. Есть много слов, чтобы описать их – несправедливые, оскорбительные, принуждающие, эксплуататорские. Но в корейском языке есть термин, который объединяет их все – «капчиль» (갑질).
Термин «капчиль» уходит своими корнями в юридическую терминологию. «Кап» обозначает более могущественную, «превосходящую» сторону в контракте (в то время как сторона, находящаяся в «низшем» положении, обозначается «ыль»), а суффикс «чиль» означает действия или поведение, но имеет негативный оттенок.
Термин «капчиль» был популяризирован печально известным инцидентом «безумной ярости» в 2014 году с участием наследницы корейской авиакомпании Korean Air, после которого даже Оксфордский словарь английского языка официально признал его.
Чо Хён А, которая теперь сменила свое имя на Сын Ён, в то время была вице-президентом Korean Air. Она села на рейс, вылетающий из Нью-Йорка в Инчхон, и пришла в ярость от того, как ей подали орешки: в пакетике, а не на тарелке. После словесных оскорблений и физического нападения на стюардессу она уволила ее на месте и потребовала, чтобы та немедленно покинула самолет. Самолет, который готовился к взлету, был вынужден вернуться на посадку, чтобы выпустить стюардессу, хотя такой шаг законен только в экстренных случаях. Более того, Чо Хён А разозлилась, несмотря на то, что орехи были поданы в соответствии с руководством авиакомпании по техническому обслуживанию.
Термин «капчиль» стал использоваться для обозначения злоупотреблений властью на рабочем месте, но его использование распространилось и на другие социальные отношения, когда люди, справедливо или ошибочно, считают себя в превосходящем положении.
Отношения между людьми, занимающими руководящие должности («кап»), и теми, кто занимает подчиненные должности («ыль»), глубоко укоренились в иерархической природе корейской культуры. Укоренившаяся социальная иерархия Южной Кореи восходит к династии Чосон, когда общество было разделено на благородный класс – янбан – и класс простолюдинов, известный как санмин. Это укоренилось в конфуцианской концепции «Са, Нон, Гон, Сан» – относящейся к ученым, крестьянам, артистам и торговцам/ремесленникам, – которая налагала иерархическую структуру на эти четыре класса.
Другой вклад вносит сам корейский язык, который соблюдает иерархическую структуру между говорящим и слушающим и предписывает уважение, основанное на таких факторах, как возраст и ранг. Как следствие, подчиненные ограничены в свободном выражении своего мнения при общении с начальством.
Эксперты также отмечают, что быстрое развитие сферы услуг в условиях культуры, ценящей как иерархию, так и острую конкуренцию, привело к уникальному развитию ценностей, ориентированных на клиента.
Но тревожные инциденты, связанные с капчиль, не ограничиваются сектором услуг. Они достигли государственного сектора, включая различные правительственные учреждения, особенно школы, где традиционная мантра «клиент – король» быстро превращается в «родители – короли». Серьезность капчиль в образовании стала очевидной после самоубийства 25-летней учительницы начальной школы в районе Каннам на юге Сеула в июле прошлого года.
В феврале этого года было признано, что смерть учителя произошла при исполнении служебных обязанностей. Начиная с марта, у учителей теперь есть возможность использовать горячую линию, чтобы сообщать о случаях нарушения их прав. Их разговоры с родителями также записываются.
Капчиль также был замечен в сфере общественных услуг за пределами сферы образования. Примеры включают упрямого клиента, ругающего обслуживающий персонал, или жителя жилого комплекса, упрекающего охранников в предполагаемом недостатке уважения. В мае 2020 года охранник, работающий в жилом комплексе в Сеуле, покончил с собой после того, как подвергался непрерывным физическим и словесным оскорблениям со стороны одного из жильцов, который называл его «слугой».
Термин капчиль может применяться к дедовщине в армии и даже к романтическим отношениям. Одна девушка рассказала: «В разговорах с друзьями мы часто говорим о том, кто из партнеров занимает позицию «кап», осуществляя контроль или доминирование, а кто – позицию «ыль», ища любви и внимания. Даже при подготовке к браку тот, у кого престижная профессия или богатая семья, иногда идентифицируется как «кап».
Но есть и обратные проявления капчиль, известные как «ыльчиль», при которых подчиненный использует свою уязвимость для личной выгоды. Но по сравнению с капчиль, инциденты с ыльчиль относительно редки.
Полные статьи читайте на нашем сайте FanAsia: часть 1 и часть 2
***