Рассказ в пяти частях:
1. Старая фотография или циклодром
2. Калужский циклодром
3. Циолковский на велосипеде
4. Человек с велосипедом, смотрящий в неб
5. Рассказ опубликован в газете
Известно ли Вам, дорогой читатель, что такое циклодром? Впрочем, о циклодроме несколько позже.
Передо мной старая фотография, которой больше ста лет. На ней - группа служащих Управления Сызрано-Вяземской железной дороги и их жены на прогулке в калужском бору, с ними еще две дамы. Все они, кроме этих дам, с велосипедами.
Крайние справа - мои бабушка Дьяконова Клавдия Сергеевна и дед Дьяконов Николай Николаевич; слева от них - старый друг деда и его сослуживец Яковенко Онисим Андреевич - крёстный моей мамы, и его жена Елизавета Ильинична - крёстная брата моей мамы, дяди Коли. Дама и господин с велосипедами на снимке слева мне не знакомы.
Что может рассказать этот старый фотоснимок?
Глядя на него можно сделать вывод, что велосипеды прочно вошли в жизнь калужан и приобрели у них популярность как удобное транспортное средство. А еще – что велосипед стал многим доступен. Во всяком случае, моему деду он был по карману. Цена велосипеда в те годы составляла, в зависимости от модели, от 70 до 150 рублей, и дед, работавший счетоводом с жалованием около 700 рублей в год, возможность скопить денег на покупку двух велосипедов, по всей видимости, имел.
Рассказывать подробно об истории создания велосипеда необходимым не считаю, а упомянуть о том, что впервые он был изобретен, якобы в России, считаю нужным. Ниже привожу фрагмент из статьи публициста Сергея Иванова «Самобеглые коляски»:
«В отечественных работах по истории велосипеда принято утверждать, что машину эту изобрели не где-нибудь, а в России, причем дважды. Что же это были за открытия? Первый проект "самобеглой коляски" в 1752 году подал в Сенат сидевший в казанском остроге самородок Леонтий Шамшуренков. Получив под свой проект свободу и "кормовых денег по 10 копеек на день", он действительно создал нечто, напоминавшее, впрочем, скорее автомобиль на мускульном ходу, нежели велосипед. Поскольку лошади на Руси не перевелись, игрушка была забыта за ненадобностью. Вряд ли это можно считать чем-то особо революционным: подобного рода протоавтомобили создавались в Западной Европе, начиная с 1649 года, и неизменно оказывались не востребованы по той же причине. Второго предтечу велосипеда якобы создал крепостной мастер Ефим Артамонов. Согласно легенде этот слесарь, трудившийся на заводе в местечке Верхотурье, что под Пермью, собственноручно изготовил самодвижущуюся коляску, на которой сам же потом доехал до Екатеринбурга, а оттуда - в Петербург и далее в Москву, куда поспел аккурат к 19 сентября 1801 года, дню коронации Александра I; и, дескать, государь, подивившись в Сокольниках на чудо-машину, даровал Ефиму вольную, но тем не менее, когда тот вернулся в родное Верхотурье, там его якобы били кнутом за отлучку. Машину Артамонова, или то, что ею называлось, до недавнего времени можно было видеть в Нижнетагильском краеведческом музее; однако теперь экспонат убрали в запасник по причине общей сомнительности всей этой истории - в самом деле, уж больно она напоминает какого-то Левшу».
Никаких документальных свидетельств, подтверждающих приоритет России в изобретении велосипеда, к сожалению, найдено не было. И автором первого в мире запатентованного велосипеда считается немецкий барон Карл фон Драйс, изобретший в 1814 году первый деревянный самокат, названный им «машиной для хождения».
С тех пор конструкция велосипеда улучшалась и совершенствовалась много раз, но еще долго велосипеды оставались неуклюжими и небезопасными для седоков. Из-за жесткости колес и отсутствия амортизации, при езде на велосипеде по тогдашним дорогам, седока так немилосердно трясло, что велосипеды прозвали костотрясами. И прошло не одно десятилетие, прежде чем велосипеды стали такими, какими мы видим их на старой фотографии. Это уже не костотрясы, это велосипеды, не отличающиеся от современных.
В 90-х годах XIX века в городах Российской империи езда на велосипедах по городским улицам была запрещена или частично ограничена, велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой. Но число любителей этой нехитрой и чудесной машины росло, поступало много ходатайств об отмене запрета, и он был отменен. Но многие ограничения еще оставались. Так, при езде следовало держаться правой стороны, не ездить вперегонку, не ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, не ездить в скверах и садах. Во время шествий и крестных ходов, похоронных процессий и в местах скопления публики и экипажей, ездок должен был слезть с велосипеда и пронести его в руках. При встречах с лошадьми, обнаружившими беспокойство и испуг, велосипедист также должен был сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от испуганной лошади.
В Калуге мода на велосипеды возникла в конце XIX века. Однако для тихой патриархальной Калуги новое средство передвижения было непривычным, велосипед пугал лошадей, да и люди от него шарахались. Очень неравнодушными к велосипедистам были собаки. Кстати, для защиты от собак заграницей стали выпускать особые компактные карманные револьверы, названные велодогами. Некоторое время велодоги выпускались и в России на Императорском Тульском оружейном заводе.
Со временем к велосипедистам в Калуге привыкли, и в 1895 году, с одобрения губернатора князя Голицына Николая Дмитриевича, было учреждено общество велосипедистов-любителей и принят его Устав. Членами общества были дворяне, купцы, богатые служащие, офицеры калужского гарнизона. Что интересно - члены общества имели скидки в некоторых магазинах, трактирах и гостиницах.
Целью общества было всевозможное содействие использованию велосипеда как удобного и полезного средства передвижения.
Обществом устраивались гоночные соревнования, результаты которых публиковались в газете «Калужский вестник».
Но своего пристанища калужские велосипедисты не имели. И тогда князь Голицын решил построить для них ЦИКЛОДРОМ. Таким красивым иностранным словом в те года назывались велодромы.
Для постройки циклодрома был выбран пустырь недалеко от Крестовского Поля (ныне Поле Свободы) примерно на том месте, где сейчас находится сквер у концертного зала филармонии. На этом пустыре с давних пор устраивались ярмарки и базары, а место то в народе называли «Юрилка» (правильно Ярилка, по имени языческого бога Ярилы).
Пустырь был облагорожен, на нём были разбиты дорожки и установлена трибуна со скамейками для зрителей.
Значительные средства на строительство циклодрома внес калужский купец Алексей Васильевич Домогацкий, торговый дом которого, колбасный завод и бани, названные Московскими, находились неподалеку.
Циклодром был открыт 17 сентября 1895 года в присутствии губернатора и при большом скоплении народа. В день открытия циклодрома состоялась первая гонка велосипедистов.
С тех пор гонки с гуляньями на циклодроме устраивались регулярно, и это занятие превратилось в одно из любимых развлечений калужан.
В циклодром пускали всех, а не только велосипедистов. Охранялся он
сторожем, а его заведующим стал Алексей Васильевич Домогацкий.
Дамы не желали отставать от мужчин и тоже сели на велосипеды, демонстрируя этим свою независимость. Надо отметить, что в российских городах женская езда на велосипедах официально не была разрешена до второй половины 90-х годов XIX века. Женщина, выехавшая на велосипедную прогулку, пусть и в сопровождении мужчины, рисковала услышать от обывателей в свой адрес массу нелицеприятных эпитетов. Официальное разрешение ездить на велосипеде по улицам городов женщины получили уже в самом конце века.
Многие врачи отрицательно относились к увлечению женщин ездой на велосипеде, утверждая, что ужасные гонки и утомительные далекие поездки вредны и фатальны для лиц женского пола, и должны быть положительно изгнаны из употребления. Лишь много позже они же стали утверждать, что велосипедная езда имеет терапевтическое и гигиеническое значение, а также облегчает лечение нервных болезней, которыми страдают преимущественно дамы.
Общественное мнение еще долго было не на стороне дам и пересуды не утихали. Вспомните Беликова из чеховского «Человек в футляре», который, увидев на велосипеде свою потенциальную невесту, был настолько потрясён, что отказался на ней жениться, заявив: «Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»
Так что даме, решившейся сесть на велосипед, нужно было обладать большим запасом смелости, чтобы пойти против предубеждённого общественного мнения и мещанских стереотипов, а проехаться на велосипеде на глазах у всех было, несомненно, очень дерзким поступком.
Но дамы не только катались на велосипедах, но участвовали и в гонках. Первая дамская велосипедная гонка в Калуге состоялась в 1901 году.
Посмотрим еще раз на старую фотографию. На дамах длинные юбки, из-под которых не видно даже обуви. Сразу возникают вопросы: как в таких юбках кататься на велосипеде, ведь она будет за всё цепляться? как в такой юбке перекинуть ногу через седло велосипеда, чтобы на него сесть? как справляться с такой тяжёлой машиной, которая весит более пуда? А грязная цепь, пачкавшая юбку! А узкое седло, на котором даме с её широким тазом неудобно сидеть!
Моя бабушка, которую мы видим на снимке, рассказывала, что для дам, носивших длинные, до земли, платья, езда на велосипеде была не таким уж простым делом. Дамские наряды причиняли немало неудобств не только при езде на велосипеде. Современный человек даже представить себе не может, какую упряжь дамы носили, и какие мучения им доставляли красивые с виду, но очень не практичные, с корсетом из китового уса платья, под которые еще одевались нижняя юбка и панталоны ниже колен. В летнюю пору в таком наряде было невыносимо жарко, и женщины ужасно потели. Ездить, и даже ходить, в таких длинных платьях, не запачкавшись, было невозможно.
Производители велосипедов всё это учли и стали выпускать дамские велосипеды, отличавшиеся от классического велосипеда. Дамский велосипед имел особую, скошенную книзу, раму, позволявшую сесть на него в юбке; цепь была закрыта щитком, а заднее колесо прикрывала сетка, и платье не попадало в цепь или в колесо и не пачкалось; седло было шире и короче, и на нём было удобнее сидеть; руль был короче, а его «рожки» смотрели вверх, и дама, держась за руль, не горбилась, а сидела на велосипеде прямо, и, следовательно, выглядела стройной. А еще дамский велосипед был много легче, чем мужской. Вот такие велосипеды мы и видим у дам на старой фотографии.
Итак, женщины сели на велосипед, и это было прогрессивное явление. Велосипед сыграл свою роль и в эмансипации женщин. Он дал женщинам ощущение свободы и независимости. Он изменил даже моду: благодаря велосипеду в 1890-х годах в Европе и Америке в моду вошли шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. А вслед за шароварами вошли в моду и укороченные юбки.
На старом снимке моя бабушка и другие дамы все еще в длинных юбках, поскольку в более консервативную Россию шаровары и укороченные юбки придут много позже.
Шли годы, и количество велосипедов в России увеличивалось. Простота ухода и дешевизна содержания давали велосипеду все шансы перед лошадью и экипажем. Велосипед прочно вошел в жизнь Российской империи.
Вот об этом мне и хотелось рассказать читателям, глядя на старую фотографию.
А теперь о том, что не каждому читателю известно:
3 июня празднуется ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛОСИПЕДА!
Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day) появился совсем недавно.
В 2018 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция об учреждении нового праздника.
Соавторами документа стали 56 государств, а инициатором – социолог Лешек Сибильский.
Велосипед не случайно удостоился личного праздника от ООН. Это доступный и самый экологически чистый вид транспорта. Его выбирают те, кто заботиться об окружающей среде, а также собственном здоровье. Велосипед позволяет быть мобильным, социально вовлеченным и дает возможность изучить окружающую среду, все это соответствует целям ООН.
Калужский циклодром
В Интернете на сайте «Калуга-Архивация» я обнаружил старинную фотографию калужского циклодрома, которую скопировал.
На фотографии мы видим довольно большую группу мужчин, сгруппировавшихся на дорожке возле крытой деревянной трибуны. Впереди группы расположились велосипедисты. По всей видимости, это члены Калужского общества велосипедистов-любителей. Можно предположить, что они только что завершили гонку по циклодрому, а нарядно одетая публика, стоящая сзади велосипедистов и находящаяся внутри трибуны, – чествующие их зрители. А чтобы зафиксировать это важное событие в жизни общества, был приглашен фотограф.
Я уже указывал, что членами общества были дворяне, купцы, богатые служащие, офицеры калужского гарнизона. И, действительно, среди велосипедистов можно увидеть как офицеров, так и господ в партикулярном платье и при галстуках. Среди публики тоже можно увидеть офицеров и господ в цивильной одежде.
В комментариях к фотографии циклодрома указывается, что в первом ряду слева, между господином в цилиндре и офицером в фуражке и белом кителе, стоит с велосипедом Василий Билибин, на груди которого находится «призовая медаль», хотя, как я думаю, это может быть значок члена общества велосипедистов-любителей.
Кто такой Василий Билибин? В Калуге был известен купец Билибин Василий Иванович из богатого купеческого рода Билибиных, которым в Калуге принадлежал «Дом Шамиля», а также дом, позже известный как усадьба Чистоклетовых (ныне здание Калужского художественного музея). Вполне возможно, что велосипедист Василий Билибин и купец Василий Иванович Билибин одно и тоже лицо.
Регулярно проводившиеся на циклодроме гонки велосипедистов являлись одним из любимых развлечений калужан. На одной из таких гонок калужанин Виноградов обошел знаменитого велогонщика москвича Заварского, преодолев десять километров за 16 минут и 35 секунд, чем калужане очень гордились.
На циклодроме, кроме гонок, проводились и другие зрелищные мероприятия. Так, в августе 1897 года странствующий воздухоплаватель-парашютист поляк Юзеф Древницкий, объездивший со своим шаром пол-России, показывал калужанам полет на воздушном шаре. Толпы горожан запрудили улицы и переулки, примыкавшие к циклодрому, чтобы увидеть воздушный шар в полёте. Когда шар достиг довольно большой высоты, он вдруг лопнул. Публика ахнула, но Древницкий быстро покинул корзину и на парашюте спустился на землю, где был встречен аплодисментами ошалевшими от зрелища зрителями.
Калужский циклодром просуществовал до самой войны. Во время войны деревянная ограда и трибуны были разломаны и растащены на дрова. Такая же участь постигла частные заборы, и газонные штакетники, а также здание деревянного госцирка и парашютной вышки в городском парке и все деревянные конструкции других зданий в городе, пострадавших от бомбёжек и пожаров.
Циолковский на велосипеде
Любителем велосипеда был основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. В 1905 году он купил велосипед московской фабрики "Дукс" и ездил на нем до самой смерти. По воспоминаниям его близких, Циолковский ездил на велосипеде с начала весны и до снега. Видеть его на этом транспорте было привычно и семье, и ученикам, да и калужанам тоже.
На этом велосипеде видел его и я. Циолковский умер в 1935 году, значит, мне было тогда не более семи лет. Я был в городе с кем-то из взрослых, и мимо нас проехал на велосипеде старик в шляпе и блузе. Циолковского в городе все знали, и сразу же послышались голоса: «Циолковский! Циолковский! Это поехал Циолковский!» Благодаря этим восторженным восклицаниям мне и запомнилась эта случайная встреча.
Излюбленным местом отдыха Циолковского был знаменитый Калужский бор. Оставив свой велосипед возле сторожки лесника, он совершал по бору пешеходные прогулки.
В автобиографической статье Циолковский указал: «Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног, в особенности икряные. Я стал меньше задыхаться при восхождении на гору. Но ослабел интерес к конькам и водному спорту.
Благодаря велосипеду я мог каждый день летом, в хорошую погоду, ездить за город в лес. Это облегчало и купанье, так как Ока была далеко от дома. В училище надо было ходить за три версты, и это стало нетрудно».
Циолковский умер 19 сентября 1935 года. За шесть дней до смерти Циолковский написал в письме Сталину:
"До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина — Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".
На письмо выдающегося ученого вскоре пришел ответ:
«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин».
Циолковскому не суждено было при жизни увидеть воплощение своих грёз о покорении космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен Советским Союзом в 1957 году, спустя 22 года после его смерти.
Калугу дважды хотели переименовать в Циолковск, первый раз – еще до войны, второй - в 1957 году накануне столетия учёного, но не получилось, Калуга отстояла своё имя, полученное еще в древности. И всё же город Циолковский на карте России появился: В 2015 году имя Циолковского было присвоено городу в Амурской области, построенному близь космодрома «Восточный».
А велосипед Циолковского фабрики «Дукс», прослуживший ему тридцать лет, хранится в Мемориальном доме-музее Циолковского в Калуге. Музей Циолковского находится на окраине города недалеко от реки Оки на улице его имени. В этом доме Циолковский прожил 29 лет.
Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полета в космос, записал в Книге почетных посетителей Дома-музея следующее:
«С большим ... удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович,… счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».
Человек с велосипедом, смотрящий в небо
В Калуге долгие годы жил и творил великий основатель теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, и поэтому Калуга традиционно считается колыбелью космонавтики.
В память о Циолковском в Калуге установлено пять памятников. Один из них – «Человек с велосипедом, смотрящий в небо» - был установлен 8 апреля 2011 года на улице Театральной в рамках празднования 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина. Циолковский, действительно, смотрит поверх голов прохожих, и поэтому скульптуре дали еще одно название: «Грёзы о небе».
Рядом с Циолковским – велосипед, на котором он разъезжал по родному городу. Самые мелкие детали: педали и цепь сделали не из бронзы. Их сняли с обычного велосипеда, установили сюда и покрыли краской. Колеса также защитили изнутри. Поэтому бронзовый Циолковский может спокойно наблюдать за небом, не боясь, что его транспорт вандалы, охотящиеся за металлом, разберут на части.
Автором скульптуры является калужский скульптор Светлана Фарнеева, создавшая в Калуге несколько других интересных по замыслу городских скульптур.
Объясняя замысел скульптуры Циолковского, она пояснила, что хотела показать образ городского чудака, которым Циолковский, собственно, и являлся в глазах многих обывателей-земляков. Действительно, изобретатель выглядит не монументально, а просто как чудаковатый калужанин.
Для калужан бронзовый Циолковский с велосипедом стал самым любимым памятником. К восторгу детей и некоторых взрослых, его можно потрогать, покрутить педали велосипеда и даже посидеть в седле.
Рассказ опубликован в газете
После презентации в Калуге в марте 2018 года моей книги воспоминаний о поэте Валентине Берестове «Мой самый первый в жизни друг» я заочно познакомился с несколькими калужскими краеведами, принимавшими участие в презентации: заведующей отделом краеведения и ОРФ (обменно-резервный фонд) Центральной калужской городской библиотеки им.Н.В.Гоголя Давыдкиной Любовью Владимировсной, главным библиографом этого отдела Маркиной Ириной Владимировной, а также с Кожевниковой Натальей Ивановной, краеведом-исследователем, генеалогом, автором ряда книг, брошюр и многочисленных статей о старой Калуге.
Всем троим я подарил по книге о Валентине Берестове. В свою очередь Давыдкина и Маркина подарили мне книгу «Под сенью липовых аллей», посвященную 200-летию Городского парка культуры и отдыха в Калуге, авторами и составителями которой они являются, а Кожевникова две свои книги «Калуга купеческая» и «Калужские купцы и мещане».
Мне было интересно узнать, что известно о циклодроме калужским краеведам, и с этой целью рассказ «Старая фотография и циклодром» я послал Кожевниковой. Познакомившись с рассказом, Кожевникова посоветовала мне послать его в библиотеку, в отдел краеведения и ОРФ, что мною и было сделано.
Вскоре Ирина Маркина прислала мне письмо с сообщением, что рассказ опубликован в декабрьском 2018 года выпуске газеты «Губернский город К» № 4 (23). Копия газеты была приложена к письму. Выпуск газеты был подготовлен Отделом Краеведения и ОРФ Муниципального бюджетного учреждения «Централизованной библиотечной системой г.Калуга». Рассказ размещён на 2 и 3 страницах газеты. Копия страниц предваряет эту публикацию.
Предыдущая часть:
Продолжение: