Найти тему

Сохранить и не испортить! Как правильно почистить копанные монеты, или "не всё то золото, что блестит"

Часть первая: "Варварские" способы чистки монет.

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В разных кругах существуют разные, порой диаметрально противоположные точки зрения на проблему, интересующую всех, без исключения, любителей приборного поиска - чистку монет.

Опытные нумизматы, в большинстве своём, считают, что чистить монеты нельзя. Начинающие коллекционеры, зачастую, надраивают их до блеска.

В этой статье я постараюсь найти ответ на интересующий всех нас вопрос - как привести в порядок найденные монеты и ничего не испортить?

В этом году на своих каналах "Чем дальше в лес" здесь, в Дзене, а также на YouTube, в RuTube и в Telegram, я опубликовал несколько видеосюжетов на эту тему, в которых для чистки монет я применял один из так называемых "варварских" способов, а именно - чистку кислотой. Затем, чтобы придать монетам блеск, в дело шёл ещё один "варварский" способ - паста ГОИ. 

Вот, пожалуй, с того, в каких случаях какие монеты и как следует чистить, я и начну. Итак... 

Я не профессиональный реставратор, не нумизмат и не коллекционер всевозможной старины, но может быть вы обратили внимание на то, что среди представленных в моих видеосюжетах монет нет ни одной потенциально ценной, все они были сильно загрязнены, покрыты ржавчиной, иными окислами и пятнами, и для чистки я использовал наименее агрессивные органические кислоты и жидкую пасту ГОИ. 

Монеты 10 копеек, СССР, до чистки. Фото моё.
Монеты 10 копеек, СССР, до чистки. Фото моё.
Монеты 10 копеек, СССР, после чистки. Фото моё.
Монеты 10 копеек, СССР, после чистки. Фото моё.
Монеты 3 копейки, СССР, до чистки. Фото моё.
Монеты 3 копейки, СССР, до чистки. Фото моё.
Монеты 3 копейки, СССР, после чистки. Фото моё.
Монеты 3 копейки, СССР, после чистки. Фото моё.

Это означает, что чистить все монеты для придания им блеска ни в коем случае нельзя!

Дело в том, что состояние монеты зависит не только от её чистоты, но гораздо больше от сохранности рельефа. Любое сглаживание деталей или просто утрата шероховатости ухудшает состояние и снижает колекционную ценность.

Выше я упомянул так называемые "варварские" способы чистки монет. Что же это за способы такие? 

О химической чистке кислотами я уже сказал. Сюда же следует отнести использование для этих целей любых агрессивных составов. Такой способ удаляет грязь и окислы вместе с частью поверхности, на которой образуются бугорки и вмятины.

Чистка 5-ти копеечных монет СССР кислотой. Фото моё.
Чистка 5-ти копеечных монет СССР кислотой. Фото моё.
Монета 15 копеек 1961 года, СССР, изъеденная окислами, после чистки кислотой. Фото моё.
Монета 15 копеек 1961 года, СССР, изъеденная окислами, после чистки кислотой. Фото моё.

Чистка трением, или, как иногда говорят на слэнге, "чистка валенком", т.е. сукном, войлоком и т.п. с использованием твёрдой (зелёной) пасты ГОИ придаст монете блеск, но навсегда уничтожит рельеф.

И, наконец, удаление загрязнений металлическими или иными предметами безвозвратно испортит поверхность царапинами и выбоинами.

Именно поэтому профессиональные реставраторы считают, что чистку следует применять только если монета выглядит совсем печально, не затрагивая при этом исходную поверхность, а в большинстве случаев монету лучше не чистить, а оставить как есть.

50 геллеров 1941 года, Чехия / Протекторат Богемии и Моравии, реверс. Фото моё.
50 геллеров 1941 года, Чехия / Протекторат Богемии и Моравии, реверс. Фото моё.
50 геллеров 1941 года, Чехия / Протекторат Богемии и Моравии, аверс. Фото моё.
50 геллеров 1941 года, Чехия / Протекторат Богемии и Моравии, аверс. Фото моё.

Современные монеты, а также монеты СССР следует чистить при появлении на них хорошо заметных пятен, сильном загрязнении и когда плохо просматривается изображение.

Монеты 2 копейки, СССР, найденные в ходе выездов. Фото моё.
Монеты 2 копейки, СССР, найденные в ходе выездов. Фото моё.

Монеты Российской империи и более раннего периода можно чистить только в случае больших наслоений окислов, искажающих внешний вид, или угрожающих сохранности монеты. При этом желательно сохранить патину, которая не только свидетельствует о подлинности монеты, но также является дополнительной защитной оболочкой, препятствующей воздействию окружающей среды.

1 копейка 1798 года, аверс, Российская империя, Павел I, Екатеринбургский (ЕМ) монетный двор. Фото моё.
1 копейка 1798 года, аверс, Российская империя, Павел I, Екатеринбургский (ЕМ) монетный двор. Фото моё.
1 копейка 1798 года, реверс, Российская империя, Павел I, Екатеринбургский (ЕМ) монетный двор. Фото моё.
1 копейка 1798 года, реверс, Российская империя, Павел I, Екатеринбургский (ЕМ) монетный двор. Фото моё.

Серебряные монеты, как правило, имеют черноту в труднодоступных местах, которую лучше не трогать - она безопасна для монеты, но придаёт ей благородный вид.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4771dae17665fef660e7fd1183779ab0_l-9232692-images-thumbs&n=33&w=1080&h=1080&q=60
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4771dae17665fef660e7fd1183779ab0_l-9232692-images-thumbs&n=33&w=1080&h=1080&q=60

Со старинным монетами нужно обращаться крайне осторожно, поскольку в результате окисления в них может полностью исчезнуть металл, а остаться только слой окислов. В этом случае при чистке монета может быть просто уничтожена.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d7fdebdcf4088003e24df3c22cf10de5_l-8155455-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d7fdebdcf4088003e24df3c22cf10de5_l-8155455-images-thumbs&n=13

После чистки монету обязательно нужно промыть мыльной водой, прополоскать и аккуратно промокнуть тканью. При этом не следует долго держать монеты в мыльном растворе, чтобы избежать воздействия жирных кислот.

После этого монеты необходимо просушить около 30 минут и убрать в герметичный контейнер, либо обработать пассиватором, чтобы исключить контакт с воздухом. 

Монета СССР 1 рубль 1970 года, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина 1870-1970, юбилейная, аверс. Фото моё.
Монета СССР 1 рубль 1970 года, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина 1870-1970, юбилейная, аверс. Фото моё.
Монета СССР 1 рубль 1970 года, 100 лет со дня рождения В. И. Ленина 1870-1970, юбилейная, реверс. Фото моё.
Монета СССР 1 рубль 1970 года, 100 лет со дня рождения В. И. Ленина 1870-1970, юбилейная, реверс. Фото моё.

Медные монеты можно осторожно натереть порошком мела, после чего мел нужно аккуратно удалить сухой тканью. 

На сегодня всё. 

О правильных способах чистки монет поговорим в следующей статье. 

Благодарю за внимание! 

Подписывайтесь на мой канал "Чем дальше в лес" здесь в Дзене: https://dzen.yandex.ru/id/6234de418ce7ed09761902d0

Читайте интересные статьи для копателей. 

Смотрите видеоотчёты о приборном поиске на моих каналах "Чем дальше в лес" на YouTube, в RuTube и в Telegram. 

На YouTube:

https://youtube.com/channel/UCAvNj8eEThIpANNx8cZmH4A

URL канала в YouTube: 

https://www.youtube.com/@Diktator15

в RuTube: https://rutube.ru/video/person/26373818

в Telegram (@KOPAYVSEGDA):

https://t.me/@KOPAYVSEGDA

Обследую территорию бывшего военного полигона Подольского стрелково-пулемётного (в дальнейшем - пехотного) училища.