Самая грустная книга сезона, хотя казалось бы. Решительно не рекомендую читать женщинам за сорок, работникам образования и библиотекарям. Скрытая мизогиния детектед.
Книжку я слушала на Букмейте, пару раз порывалась бросить, но вот устояла и дослушала до конца.
В аннотациях пишут про то, что книжка представляет собой сборник небольших историй про школу, - оно, конечно, так. Но правда и то, что истории связаны общим героем. И этот герой не жираф. Хотя про жирафа мы все поняли, да.
Сюжет!
Учитель математики Константин переезжает в Кемерово и устраивается работать в школу. Поскольку он человек новый, к тому же молод и хорош собой, то вызывает у коллектива особый интерес.
О том, что именно Константин в сюжете главный герой, читатель догадается довольно скоро. Дело в том, что он единственный персонаж, который практически безупречен во всех ситуациях, даже самых неловких.
Все вокруг Константина идиоты. Директриса школы - круглая дура по кличке Куча. Старшая коллега по фамилии Кабачкова вдруг начинает строить новому учителю глазки и недвусмысленно намекать. Ее муж Кабачков, который работает в этой же школе, ведет себя еще более странно. И хотя некоторые истории в рамках книги заканчиваются несколько сомнительными, но все же хэппи-эндами (например, примирение двух учительниц), в целом окружающее Константина общество - уникальное сборище дегенеративных неюных теток.
Тетки эти сплошь и рядом несчастны в личной жизни, отчаянно зациклены на мужчинах, некрасивы, глупы и фонтанируют злобой.
Но и сам Константин, честно говоря, сильно напоминает андерсеновского Кая: такое чувство, что на мир он смотрит через осколок того самого зеркала...
➕Всегда интересно, когда в книге фигурирует немосква. Хотя в романе напрочь отсутствуют какие-либо приметы местности, - чем отличается, например, певец Екатеринбурга Сальников, - Кемерово в романе все же присутствует фоном. И есть в этом прелесть!
➕По мерзостности персонажей автор с легкостью переплюнул все последние прочитанные мною книги. По сравнению с училками кемеровской школы даже маньяки-убийцы не выглядят такими уж отвратными - нормальные ребята, просто детство было тяжелое. Не всякому писателю удается достичь таких высот! Поэтому, безусловно, плюс.
➕Читатели наверняка найдут забавные и очень узнаваемые типажи...
➖Специфически школьной тематики нет, с таким же успехом вместо школы можно подставить супермаркет или сельскую администрацию.
➖ Какие-то моменты этой жутковатой женской жизни автор продумал плохо. Простой пример: очередная героиня в беспрестанном поиске. Для разнообразия женщина состоятельная. В школе она работает, можно сказать, для удовольствия. При этом постоянно ездит на отдых в Турцию. Так вот: кто-то должен уже сказать автору, что у славянки в Турции, да еще такой, хм, раскрепощенной, не может быть проблемы с поиском мужика!
➖И еще одна деталь. Персонажи книги делятся на три вида: это сам герой - он, как вы помните, безупречен, затем идут мерзкие возрастные учительницы и, наконец, еще более мерзкие подростки мужского пола, гаденыши (цитирую книгу) и шантажисты. К подросткам женского пола, что характерно, претензий нет (если забыть про «соблазн власти над хрупким мужским сердцем» - кто читал, тот поймет).
Но ведь должны же быть где-то взрослые гетеросексуальные мужчины? Где же они?
Трое умирают прямо в пространстве книги: один вешается в тюрьме, другой погибает от тромба во время просмотра порнографии, не дожив до 50, третий впадает в кому. Главная причина мужской смертности в России - социальная. Сомневаюсь, что автор думал об этом, когда писал свою книгу.
Знакомое нам пространство российской школы действительно не предполагает большого количества мужчин в коллективе. И можно, конечно, как Ермолаев - бичевать немолодых женщин за их стремление быть любимыми, за страх одиночества, чувства, которые в романе выглядят так претенциозно и глупо...
(Но зато эти женщины живы и продолжают работать: в школах и больницах, в магазинах и общепите. Мужики-то вон оно чо... )
Бехдель, бесспорно, пройдет, но с личной оценкой я затрудняюсь). Не буду ставить, решайте сами - читать или нет.
Даже из-за жирафа.