Найти тему
Свободная Пресса

Балтфлот покажет шведам, финнам и датчанам "кузькину мать". На что надеются скандинавы, запирая российские танкеры на Балтике.

Оглавление

На Западе вновь обсуждают возможность полного закрытия Балтийского моря для движения наших гражданских кораблей. И в первую очередь — наших танкеров с углеводородами. Начинают игру издалека и осторожно.

Сначала международные «экологические организации» крайне озаботились тем, что перевозящие нефть российские суда находятся «в плохом состоянии», а у стран Скандинавского полуострова «нет информации ни о подготовке экипажа, ни о страховании и так далее», и это может привести к «страшной экологической катастрофе».

Затем к делу подключились министерства иностранных дел Швеции и Финляндии, которые, конечно же, «не смогли оставить серьезные опасения общественников без внимания».

  • И вот уже глава МИД Финляндии Элина Валтонен заявляет, что из-за движения «устаревших российских танкеров» в регионе «риск экологических катастроф существует каждый день, и особенно в районе Балтийского моря он может быть очень серьезным, если что-то произойдет».

Параллельно об этом же заявляет глава МИД Швеции Тобиас Бильстрем, утверждая, что Россия не просто проводит свои «непригодные к плаванию нефтяные танкеры через Балтийское море в нарушение всех морских правил», но даже «желает», чтобы «стареющий и незастрахованный российский теневой флот вызвал экологическую катастрофу».

И эта «опасность» настолько велика, что прибалтийские и скандинавские страны — члены НАТО готовы настаивать на том, чтобы в 14-й пакет антироссийских санкций ЕС, который хотят принять к лету этого года, вошли:

— запрет на дозаправку и перегрузку танкерного флота в акватории Балтийского моря;
— обязанность брать датских лоцманов при проводке танкеров через пролив Эресунн (которым могут дать задание проверять или даже блокировать суда, которые не имеют «признанную страховку», естественно, в соответствии с «положениями морского права»).

Если такие намерения будут осуществлены на практике, это значит, что гражданскому флоту России просто целиком отсекут доступ к Балтийскому морю.

  • — Эти действия, действительно, откровенно блокадные, нарушающие принципы свободного морского судоходства, — согласился политолог Алексей Анпилогов.
  • — Однако я назвал бы это прощупывание не прямо уж поиском повода к войне с Россией, а пока просто прощупыванием тех пределов, до которых можно безопасно ставить нам палки в колеса и не нарваться на наш военный ответ в виде, например, сопровождения наших танкеров в датских проливах военными кораблями Балтийского флота.

Потому что не существует такого общепризнанного единого универсального международного договора, согласно которому одни страховые компании признаются всеми, а другие нет.

  • Общие требования к танкерным флотам всех стран заключаются только в том, что конкретный танкер должен иметь страховку в принципе, да соответствовать международным конвенциям SOLAS и MARPOL.
  • И весь российский флот этим требованиям отвечает. А вот использование страховки по отношению к третьим лицам, так называемая P&I (Protection and Indemnity), форма страхования ответственности судовладельца или фрахтователя за деятельность, — не более чем просто сложившаяся практика.

Судовладельцы не обязаны заключать договоры о страховании исключительно, например, с британском Lloyd. Это просто раньше было экономически выгодно, вот наши суда там и страховались. А сейчас нам не выгодно, и мы не обязаны там страховаться, жестко нигде эта обязанность на прописана. Так что в этом плане намерения шведов, финнов и датчан никак не соответствуют морскому праву.

«СП»: Следовательно, вариант с заданием для датских лоцманов проверять или даже блокировать суда, которые не имеют «признанной страховки», тоже никакого отношения к пресловутому «морскому праву» не имеет?

  • — Дания, действительно, обеспечивает в проливах Балтийского моря международное судоходство аналогично Турции.
  • Которая, согласно конвенции Монтрё, неукоснительно следит за Босфором и Дарданеллами, по которым осуществляется вход в воды Черного моря, и согласно этой самой конвенции не впускает туда военные корабли НАТО из-за конфликта причерноморских государств.
  • Но если бы было так просто перекрыть международное морское судоходство, я вас уверяю, Дания бы сделала это моментально по одному щелчку пальцев заокеанских кураторов на чисто датском уровне принятия решений.
  • Проверить-то любое судно на входе в Балтийское море Дания может, но только чтобы «завернуть» его, ей придется долго и упорно доказывать, что та или иная страховка по тем или иным причинам ненадежна или даже фиктивна.
  • Но я уверен, что у российских судов все с этим в порядке, а Россия при необходимости в состоянии создать страховую компанию с госучастием, в надежности которой ни у кого не будет повода сомневаться.
  • А если сегодня просто завернуть судно по той причине, что кому-то та или иная страховка «просто не нравится», формально придравшись к конкретному танкеру, то велика вероятность того, что Западу моментально прилетит бумеранг.
  • И, например, завтра, например, Иран, воспользовавшись прецедентом, захочет полностью перекрыть уже Ормузский пролив, потому что решит не признавать западные страховки судов. А Ормузский пролив — это, на минуточку, треть потока всей мировой нефти. И США сразу натыкаются на грабли.

«СП»: Что мы можем предпринять в ответ? Ведь что-то же мы должны предпринимать, не просто же так нас «прощупывают»?

  • — Вариант первый — мы просто посылаем всех этих датчан, шведов, финнов и прочих прибалтов лесом, оперируя тем фактом, что не существует никакого единого универсального международного обязательного к исполнению порядка страхования судов и танкеров, а есть только Конвенция по морскому праву ООН, где прописаны только общие нормы да традиции, которые каждый волен исполнять или не исполнять.
  • Вариант второй — мы реализуем на практике сопровождение наших гражданских судов и танкеров силами ВМФ России.
  • Как, например, это делают те же США, так и не подписавшие, к слову, Конвенцию ООН по морскому праву (что, опять же, ставит под сомнение ее универсальность), в районах, которые признаны опасными для морского судоходства, в частности — в Красном море.
  • Для начала высказавшись по линии МИД РФ и донеся до всех, какие гласные и негласные договоренности будут нарушены при возможном перекрытии Балтики, а после устроив, например, показательный проход нашего Балтфлота с развернутыми флагами и вымпелами до Северного моря и обратно.

«СП»: А сил у нашего Балтфлота достаточно для такой демонстрации и военного сопровождения каждого нашего гражданского судна?

  • — По моим данным, сил у нашего Балтийского флота для этого вполне достаточно, — поделился своим видением ситуации военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
  • — Дело ведь не только в кораблях, есть же еще наша военная авиация на Балтике, и береговые ракетные части, и все остальное. Впрочем, в Балтийском море и без того проводится достаточно военных учений, чтобы все всё увидели, поняли и сделали соответствующие выводы.
  • Хотя прыти и резвости у прибалтов со скандинавами, конечно, не занимать, уж очень они хотят выслужиться перед своими американскими хозяевами.
  • Думаю, у них ничего не выйдет, хотя срабатывать на упреждение, чтобы отбить охоту у северян «гадить» нам раз и навсегда, в данном случае, думаю, мы не можем. Нас тогда сразу обвинят в военной эскалации, прибалты и скандинавы те еще провокаторы.
  • Полагаю, что у нашего руководства хватит хладнокровия, чтобы не среагировать на этот провокационный собачий лай.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков