В данной статье хотелось бы поделится опытом использования общедоступных видео хостингов типа Дзен, Рутуб, Ютуб для повышения качества и доступности выполнения лабораторных работ.
Не секрет, что люди воспринимают информацию из разных источников по-разному. Молодое поколение значительно лучше воспринимает информацию аудиовизуальным способом через видеоролики, но не через текст. Поэтому появилась идея перенести методические указания к выполнению лабораторных занятий в видеоформат.
Так, весной 2022 года был проведен эксперимент: был отснят ряд роликов, поясняющий принцип выполнения лабораторных работ по МДК 03.01 «Теоретические основы диагностики обнаружения отказов и дефектов различных видов радиоэлектронной техники» специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Стоит отметить, что все лабораторные занятия по данному МДК проводятся на стендовом оборудовании, или на конкретных моделях исследуемой аппаратуры. В ролике подробно объяснялся принцип работы оборудования, взаимодействие с ним, методы измерения, правила безопасного взаимодействия с ним. Стоит отметить, что просмотр ролика не заменяет выполнение работы — сами измерения и расчёты на видео, без необходимости, не производились. Такую запись стоит рассматривать как подробную видеоинструкцию к лабораторным занятиям. Ролики находятся в свободном доступе, где любой желающий может ознакомится с ними.
К достоинствам такой работы стоит отнести возможность ознакомления с лабораторной работой обучающихся, отсутствующих в день выполнения работы, или тех, кто выполняет работу в дни консультаций. В случае возникновения вопросов во время или после выполнения лабораторной работы, обучающийся может самостоятельно найти ответ в видео.
Согласно субъективным оценкам, срок выполнения лабораторной работы обучающимся снизился на 15-25% в зависимости от сложности работы, а уровень усвоения и понимания действий в работе возрос примерно на 10 %.
Далее, тема с видеороликами с лабораторными работами была расширена. Были отсняты более 10 видеообзоров на измерительную технику, используемую в образовательных целях. Такие ролики помогут напомнить обучающемуся как правильно пользоваться тем или иным прибором, проводить измерения. Такие ролики снискали особую популярность среди обучающихся по предмету «Электрорадиоизмерения» по вышеописанным причинам.
Всего на данный момент отсняты 36 роликов на образовательную тематику. Сама идея образовательного контента не нова. Так, одними из первых, кто стал выкладывать подобный образовательный контент, стал Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». На данный момент их канал насчитывает 966 видеороликов, большинство из которых имеет образовательную направленность технического характера: описываются эксперименты по физике, опыты, работа с аппаратурой. На рисунке 2 изображена главная страница канала.
Важно отметить, что ролики выкладываются не только на Ютуб (иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ), а также полностью дублируются на видеохостинге «Дзен», который является отечественной платформой. В будущем именно «Дзен» планируется сделать главным хостингом видео лабораторных работ.
Важно помнить, что ролики в интернете не заменяют живого педагогического общения, и являются лишь крайне удобной, но вспомогательной функцией.
Помимо прочего, такая работа улучшает репутационный фон всего учебного заведения: взаимосвязь «учитель-ученик» становится более плотной; способы подачи и распространения научного знания становятся более современными и прогрессивными, что однозначно положительно скажется на отношении студента к образовательному процессу. Это и бесплатная реклама учебного заведения в интернете, ведь такие ролики смотрят не только студенты. К примеру, сейчас количество просмотров среднего ролика по лабораторным работам составляет, примерно, 1,2 тысячи.
В итоге, размещение обучающего контента в интернете в виде роликов носит положительный эффект, оптимизирует труд преподавателя. А еще позволяет найти новые подходы к ученику и учебному процессу.