Найти тему

Вторая мировая / Французский взгляд / Часть 1 / Как предотвратить неизбежное?

By Bundesarchiv, Bild 101I-301-1951-24 / Kurth / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5410834
By Bundesarchiv, Bild 101I-301-1951-24 / Kurth / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5410834

В 1918 году Франция вышла из Первой мировой войны полностью измождённой. Сразу же после окончания войны французские генералы и политики стали думать о том, как их страна может избежать нового кровавого столкновения с восточным соседом. Французы прекрасно понимали, что милитаристский дух Германии жив, он лишь притаился на время, но неизбежно возродится, как только позволят условия внутри страны и вовне.

Французский маршал Фош предлагал провести новую франко-немецкую границу по Рейну, что позволило бы французам иметь естественную водную преграду со своим агрессивным соседом, однако американский президент Вильсон и британский премьер Ллойд-Джордж не могли согласиться на включение в состав Франции огромных территорий с немецко-говорящим населением. Франции пришлось уступить, хотя премьер Клемансо добился демилитаризации Рейнской области, что предполагало запрет размещения немецких войск на левом берегу Рейна. Это был огромный успех французской дипломатии, теперь угроза внезапного наступления Германии на Францию была исключена. Во всяком случае, пока Рейнская область оставалась демилитаризованной.

После подписания Версальского мира Франция проследила, чтобы Германия прошла полный процесс разоружения. И действительно, немецкая армия была сокращена до 100.000 человек, были запрещены авиация и танковые войска, почти полностью уничтожен флот, западные территории Германии были временно оккупированы войсками союзников, а в воинских частях по всей Германии присутствовали контролёры Антанты.

Ещё хуже были экономические условия капитуляции. На Германию навесили тяжелейшие репарации, половина которых уходила Франции, 25% Британии, и оставшиеся 25% американцам и другим союзникам Антанты (Бельгия, Италия, Румыния...) Германия изнывала под тяжестью репараций, но их неисполнение грозило дальнейшей оккупацией страны, что, собственно говоря, и было осуществлено в 1923 году Францией и Бельгией. Тогда в ответ на приостановку выплаты репараций Германией франко-бельгийский корпус оккупировал промышленную Рурскую область на западе Германии.

Франция отнюдь не считала эти меры перебором, 4 года боши топтались по их земле, разрушая целые сёла и города, уничтожая цвет французской нации. Теперь они должны были заплатить. США и Британия верили в политику примирения, считали, что милитаристский дух Германии вполне можно держать в узде. Французы в этом очень сильно сомневались, поэтому всеми силами пытались проследить, чтобы германская экономика и военная мощь не были полностью восстановлены.

Главные переживания Франции были связаны с тем, что в будущей войне с Германией страна может остаться совсем одна, и эти опасения были не беспочвенны. США и Британия всегда могли уйти в изоляцию, воспользовавшись своим географическим положением. А Россия, которая раньше была естественным союзником Франции против возвышения Германии, теперь ополчилась на весь капиталистический мир, и если с кем и поддерживала более-менее хорошие отношения, то как раз таки с Веймарской Германией.

Французские политики осознавали, что их страна находится в очень уязвимой позиции, поэтому поначалу они жёстко подавляли немецкую экономику, а потом, когда поняли, что возрождение немецкой военной мощи неизбежно, попытались договориться с дьяволом, скормив ему других жертв. Впрочем это произойдёт гораздо позже, во второй половине 1930-х годов. А пока же, на протяжении 1920-х годов, Франция пытается объединить вокруг себя все страны континентальной Европы, которые точно так же боятся возрождения Германии: Польшу, Чехословакию, Бельгию. Франция считает, что создав крепкий союз на континенте, можно удержать Германию от реваншизма.

Однако уже к концу 1920-х годов эта политика терпит крах, Германия постепенно возрождается, и бывшие союзники Франции - США и Британия - этому немало способствуют. Советский Союз, который находится под жёстким давлением Запада, ищет выход на мировые рынки и к передовым технологиям. Он тоже обращается к Германии. Таким образом, самые большие опасения Франции начинают воплощаться в жизнь. Однако, как выяснится позже, это были ещё цветочки.

С 1929 по 1933 год весь капиталистический мир лихорадит от жёсткого экономического кризиса. Вопросы внешней политики и военных союзов уходят на второй план, все страны заняты решением экономических и социальных вопросов. Когда тяжёлая стадия кризиса наконец была преодолена, западные страны вдруг обнаружили, что за это время в Германии появился новый лидер - Адольф Гитлер. Это реваншист, милитарист, диктатор и психопат, но с точки зрения Запада у него есть одно великолепное достоинство - он ярый антикоммунист. Это даёт надежду и французским, и британским, и американским политикам, что этого психопата можно вполне натравить на Советский Союз, и таким образом с этим нелепым, с их точки зрения, социалистическим экспериментом будет навсегда покончено.

Гитлер сразу же уловил эти ожидания западных политиков, и очень скоро он начнёт невероятную игру, в которой его будущие жертвы будут сами вскармливать своего поработителя. Франция нервничала, Франция переживала, но под давлением Британии согласилась играть в эту игру, в которой ей предстояло стать самой главной жертвой...