У журналистов, берущих интервью у моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля, у посетителей его выставок, не редко возникал вопрос – а в каком стиле, в каком направлении декоративно-прикладного искусства созданы эти прекрасные стеклянные произведения?
Сам художник затруднялся с точной формулировкой, однако искусствоведы подобрали его стилю такое название: «Экологический романтизм». Хотя это не совсем верно, ведь под данное определение подходит лишь часть его работ. Правда, по мнению самого Алексея Зеля и его зрителей – лучшая часть. Это природные композиции, которые, раз увиденные, надолго остаются в памяти, такие как «Бабье лето», «Гимн травам», «Русское поле», «Шиповник», «Плетень», «Цветущий пень», «Хризантемы», «Одуванчики...
И все же творчество Алексея Зеля более многогранно и не ограничивается одним природным направлением. Если посчитать все работы художника, то станет очевидным, что внушительная доля его произведений приходится на хрустальные корабли – за 30 лет отец создал целую флотилию из различных моделей судов, объединенных серией «История парусного флота».
А еще у него много подсвечников. Подобные предметы декоративно-прикладного искусства делали и другие мастера-стеклодувы. Алексей Зеля внес свой вклад в это направление, придумал собственные оригинальные модели, демонстрируя тонкий художественный вкус и высший уровень владения кварцедувным ремеслом.
На наших выставках вы можете увидеть лишь малую часть подсвечников Алексея Зеля. Как и к парусным кораблям, отец возвращался к ним на протяжении всего творческого пути, создавая все новые модели по мере роста собственных технических достижений в области обработки кварцевого стекла.
Еще одно направление, по количеству работ малочисленное, но значительное по вложению творческих сил и времени художника – «Пушкинская серия». В ней всего три композиции, но каких! Это любимые народные хиты: «Аллея Анны Керн», «Вдохновение» и «Золотой петушок».
Не меньших творческих сил художнику стоила серия «Пасхальных яиц». Эти изделия крайне сложны в исполнении, поэтому из сотни эскизов свет увидели только шесть, из которых в существующей коллекции осталось всего четыре. Изготовление этих миниатюрных шедевров требовало мощнейшего кварцедувного оборудования, поэтому после перехода с заводской мастерской на домашнюю Алексей Зеля был вынужден отказаться от их дальнейшего выпуска.
Отдельная тема, которую я еще не упоминала в этом блоге – фантастика. Отец, как и многие люди его поколения, увлекался научной фантастикой, литературой об освоении космоса, межзвездных перелетах, инопланетных существах. В этом ключе он задумал целую серию под общим названием «Чужие миры». У нас сохранился целый альбом эскизов и набросков, не получивших своего воплощения.
К любимой фантастике Алексей Зеля относился очень трепетно, много выдумывал и рисовал, но из стекла сделал всего несколько произведений и на выставках их не показывал. Его «Чужие миры» совсем другие, инопланетные и в общую канву выставочной экспозиции не вписывались.
А еще Алексей Зеля любил сказки и литературный жанр фэнтези. Его веселые дракончики как раз это этой области. А вот творческие идеи и многочисленные эскизы по мотивам сказок Андерсена, к сожалению, не были реализованы в стекле просто потому что не хватило времени, жизнь художника оборвалась. Остались только фрагменты и единственная завершенная фигура серии - «Принцесса на горошине».
Выше я описала направления, занимавшие в творчестве Алексея Зеля ничуть не меньшое значение, чем природная тема. Помимо них в коллекции произведений художника есть отдельные, если можно так выразиться, «случайные» работы.
Среди них уже знакомые вам по этому блогу «Цирк» и «Челюсти». Сюда же я бы отнесла четыре настенных панно «Времена года», декоративную настенную тарелку, стеклянную скульптуру «Штангист» и военно-патриотическую «Шипы», а также композицию, созданную под заказ к конкурсу артистов балета - «Танцующий эльф».
Тот факт, что Алексей Зеля не ограничивался одним единственным направлением в своем творчестве, хорошо подсвечивает черты его личности. Он обладал широким кругом интересов, был любопытен и открыт ко всему новому, легко увлекался, не боялся сложностей, работал много и упорно, не сдаваясь на ошибках. «Голова боится, а руки делают» часто повторял он. Благодаря этим особым свойствам характера художника на свет появилась уникальная и такая многогранная коллекция произведений из кварцевого стекла.
===
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!