Не сюрприз, что мир неидеален. Мы знаем, что существуют детские дома, приюты, пункты для пострадавших, дома престарелых. Очень жаль всех бедных, невинных людей и животных, правда? Однако люди нечасто стремятся им помогать. Но если на экране телевизора Вам покажут конкретного ребенка, которому нужны деньги на операцию, или собаку, пострадавшую от рук живодёра - эта проблема сразу станет актуальной, и с высокой вероятностью, они дождутся помощи. Почему так?
Эффект опознаваемой жертвы — это разновидность когнитивного искажения, суть которого в том, что среди людей существует тенденция оказывать помощь отдельной жертве, чьи трудности можно наблюдать напрямую, нежели группе лиц с аналогичными проблемами. Исследователи Карен Дженни и Джордж Лёвенштейн приписывают первое упоминание о сути этого эффекта американскому экономисту Томасу Шеллингу.
Надо сказать, что СМИ имеют большое влияние в формировании мнения кому хочется помогать. Медиа часто транслируют историю жертвы, показывая ее беспомощное положение и сосредотачивают внимание на истории конкретного человека, привлекая внимание общественности.
И это неудивительно, сухие статистические данные о жертвах домашнего насилия никого не впечатляют, пока на весь мир не прогремит шокирующая история убийcтва конкретной женщины руками мужа-тирана.
Пример судебных разбирательств по делу Салтанат Нукеновой привел к появлению в Казахстане закона о домашнем насилии, хотя эта проблема всегда стояла в стране остро.
В России о домашнем насилии начали чаще говорить после истории Маргариты Грачёвой, хотя, опять же, проблема существовала всегда.
Была высказана идея о том, что когда мы узнаем в СМИ больше о жертве, его семье, работе или увлечениях, мы воспринимаем его как живого человека. В отличии от группы людей, о которых не знаем ничего.
Одна смерть - это трагедия. Миллион смертей - это статистика. (Эрих Мария Ремарк)
Нам жаль главного героя фильма, погибшего на войне, но мы не задумываемся о миллионах безликих невинных жертв, потому что ничего о них не знаем. Грубо говоря, они для нас просто массовка.