Найти тему
📚 МемуаристЪ

Финские окопы Саур-Могилы. Волшебный Блиндаж Мединского

Нашёл большой архив документов о реальном подвиге семнадцати разведчиков, а не о бреднях из нового фильма Мединского «Блиндаж». Подарок ко Дню Победы, так подарок. Очередная фэнтези-стрелялка с попаданцами и путешествиями во времени. Всё за государевы деньги, конечно. Исключительно для поднятия патриотизма.

Напомню, Мединский вместе с киевским режиссёром Горобцом выпускает эпическую картину «Блиндаж». Два чёрных копателя, русский и немец залезают в старый блиндаж и переносятся в сорок первый год. Куда-то в окрестности Саур-Могилы.

Причем, с боями за сам легендарный курган очень плохо. Потому что снимали не на Донбассе, конечно, а в псковском лесу. Так что танки фашистов в картине ломятся через лес. Самое место на танках воевать, в лесу.

Да и окопов киношники накопали прямо в лесу. Подумать, что окопы строят на опушке, чтобы можно было видеть и простреливать большое пространство – это не для них. Окопы прямо в лесу, до ближайших деревьев рукой подать. Немцам атаковать такие позиции из-за деревьев одно удовольствие.

Думаете, я шучу? Горячо рекомендую рассказ художника-постановщика этого шедевра Анны Стрельниковой. Хорошо сидите?

«В сентябре 1941 года ещё не было окопов ни у русских, ни у немцев. Мы шли от сценария и придумали, что наши герои, советские воины, использовали окопы, оставшиеся ещё с финской войны. Они их доукрепили и начали в них воевать. Укрепления поэтому строили в стилистике финских окопов».

Военного консультанта, конечно, в картину не позвали. Зачем, у них же соавтор сценарий главный историк страны – Мединский. Но тётенька в школе хотя бы историю с географией учила?

Какие, к шутам, на Донбассе окопы финской войны? Она бы еще шведские окопы под Полтавой раскопала. Может это я чего не знаю? Чудом отбили Саур-Могилу от «кукушек» Маннергейма?

Кстати и мысль, что в сентябре сорок первого никаких окопов не было, интересная. Девушке, прежде чем в кино лезть, неплохо бы боевой устав почитать. Потому как на новой позиции первое, что делают солдаты – окапываются.

Потому что вот прямо сейчас может начаться налёт или танки пойти. Уже потом землянки и полевые кухни. Сначала индивидуальную стрелковую ячейку себе роешь, потом ячейки соединяются ходами сообщения. Это вообще в поле.

А часто уже в готовые окопы станете. Потому что из местного колхоза мирные труженики Вам заранее рубеж выкопали. Но у Мединского никаких окопов не было. Зато путешествия во времени были.

Вместо этой чепухи нужно было подержать сценаристов за руки. Чтобы ничего не писали. И снять хорошее военное кино о реальном подвиге. Ведь были на Саур-Могиле свои «Двадцать восемь панфиловцев», а может и пострашнее.

Не так давно Центральный архив Минобороны опубликовал подборку пожелтевших бумаг. Наградные листы и журналы боевых действий от конца августа 1943 года. Не когда мы Саур-Могилу сдали фашистам, как у Мединского. Когда мы погнали фашистского зверя на запад.

Страшное было место, немцы считали курган неприступным. В три кольца обмотан укреплениями и минными полями. Часть почти атлантического вала – Миус-фронта до самого Азовского моря.

Два месяца летом 1943 года шли бои за курган. 28 августа начали массированный обстрел артиллерией. Подогнали орудия, приехали «Катюши».

Две стрелковые дивизии 271-я и 96-я гвардейская пошли в наступление. Вгрызались почти метр за метром. Пробиться «в лоб» к вершине было почти невозможно.

Дело решил подвиг семнадцати разведчиков младшего лейтенанта Шевченко. Местного, уроженца Горловки. Разведчики в обход пробились на самую вершину и закрепились там.

Удержать высоту было почти невозможно, разведка принимает решение вызвать огонь на себя. Из покрытой кровью гимнастёрки убитого командира сделали флаг и с вершины просигналили нашей артиллерии на соседней высоте.

За пару дней высота несколько раз переходила из рук в руки. К концу дня 31 августа фашистов выбили окончательно. Саур-Могила стала маленьким донбасским Сталинградом, переломом в боях за Донбасс.

Вот про такое слабо картину снять? Не порождение воспалённого разума про хорошего друга немца Пауля. Который захоронения наших солдат грабит, чтобы на чёрном рынке торговать. Не про скачки во времени неонациков в духе «Мы из будущего». Правду снять.

Как оно в истории было. Про подлинный подвиг. Когда две дивизии бились о неприступную Саур-Могилу. А семнадцать разведчиков прошли. И там остались, теперь уже навсегда.

Только без них и обе дивизии ничего сделать бы не смогли. И как из последних сил поднимали на винтовке окровавлённую гимнастёрку командира. Чтобы артиллерия вжарила по самой вершине. Но ним самим и по сжимающемуся кольцу врагов.

Повторюсь, гениальные сценаристы, бывшие министры и киевские режиссёры для такого не нужны. Документов в архиве Минобороны три чемодана. Бери, читай и снимай как было. Вот это будет память о подвиге предков, а не идиотский волшебный блиндаж.

Открываешь пожелтевшие страницы и холодком по спине пробирает. Когда читаешь как убили на вершине командира разведки Шевченко. Как его место занял товарищ Кораблёв и сутки держался, отбив дюжину атак фашистов!

Читаем наградной о событиях только одного дня:

«В течение 30 августа 1943 года товарищ Кораблёв со своей группой, несмотря на сильный обстрел со стороны противника, на самой вершине высоты 277,9 отразил четыре контратаки противника силой до полка пехоты и четырёх самоходных орудий типа Фердинанд».

А на следующий день ещё восемь волн атак гитлеровцев. Так наша разведка, не только держала вершину кургана, ещё умудрялись передавать данные нашей артиллерии. Рации не было, зато были ракетницы и заранее условленные сигналы. С высоты-то позиции врага видны прекрасно.

Описан в архивах и подвиг гвардии старшины Веремеева, который эти сами ракеты пускал. Под обстрелом врага, первым делом-то старались уничтожить как раз сигнальщика. Но не дрогнул, ракетницу не бросил.

А вот наградной на гвардии старшего сержанта Алёшина, который лично один уничтожил 25 фашистов. Чем не персонаж для отличного военного фильма.

Там и про семнадцать разведчиков написано, и как они шли в пять утра между постами фашистов. Как уничтожили с ходу несколько огневых застав и вырвались на вершину.

Тут не получится вкручивать мозги, как сделал директор Госархива с панфиловцами. Мол, ничего не было, всё выдумки Сталинской пропаганды. Да вот же официальные документы!

Ещё один старший сержант гвардеец Гавриляшев. Тоже на боевом счету четверть сотни фашистов за день. Вы почему не снимаете про них?

Так и люди настоящие. Не худо бы киношникам съездить в их родные места. С родственниками побеседовать, уж кто-то да остался живым. Вполне разыскать можно.

И будет картина подлинная и героическая. Не тупые фэнтези выдумки, а хорошая историческая работа. Про людей, их подвиг, про то, что мы живём-то, благодаря им.

Ау, гражданин Мединский, Вам ссылочку на архив Минобороны с документами Саур-Могилы прислать? Или ждём очередной гениальный сценарий следующих серий «Блиндаж возвращается» и «Блиндаж наносит ответный удар»?

А потом подтянулась на вершину подмога. Вёл её не младший лейтенант, а замкомандира дивизии гвардии полковник Сошальский. Не за медалями шёл, вызвался вести бойцов в самую горячую точку боя.

Там же и убит на вершине Саур-Могилы, с флагом в руках. В документах за подвиг Орден Отечественной первой степени. Ну так покажите это, устали уже смотреть дурацкие сериалы про пьянствующих с медсестричками командиров. Покажите настоящего героя, полковника, который за собой солдат в атаку поднимал.

Вон у американцев за всю Вторую Мировую одна приличная фотка с фронта. Наверняка видели её, толпа солдат с трудом поднимает флаг над Иводзимой. Так они её повсюду суют, и в каждом кино на неё ссылаются. Национальный символ, практически.

Так там, что битва, что фотография постановочные. А у нас подвиг всамделишный. Так и сделайте из этой простреленной гимнастёрки на винтовке символ подвига. Могучее же кино получится, не выдуманное.

Вместо этого нам покажут дурацкое фэнтези Мединского «Блиндаж» про путешествия во времени. И как мы эту самую Саур-Могилу не удержали в сорок первом. Чего бы не снять сорок третий, когда мы фашистов оттуда погнали? Ну позор же.

Смысла в этом «Блиндаже» на порядок меньше чем, в простой надписи трёх бойцов: Самсина, Павлухи и Стегния на стене разваленного Рейхстага. Всего четыре остановки в победном маршруте:

«Сталинград - Саур-Могила - Варшава - Берлин!»