Уничтожив СПЕКТР, секретный агент Джеймс Бонд умчал на Aston Martin в закат вместе с возлюбленной. Но жить «долго и счастливо» в отставке не выходит. Беспокойное прошлое настигает агента 007 в лице нового могущественного противника, который на сей раз угрожает не только всему миру, но и самому дорогому, что есть у Бонда...
Оригинальное название всё же вернее перевести как «Нет времени умирать». Юбилейный двадцать пятый фильм о Джеймсе Бонде доверили снимать Кэри Фукунаге (до него должность успел занять и покинуть Дэнни Бойл), который прославился первым сезоном «Настоящего детектива». Впрочем мы-то с вами знаем, что режиссёр в «Бондиане» - чисто функциональная роль в наши дни.
Пока семейка Брокколи за четыре фильма всячески изматывала последнего Бонда, тот успел из молчаливой машины для убийств вернуться к своему более узнаваемому образу, пока бедолага Крэйг мучился от полученных травм и набивал себе цену. Создание последней серии с Крэйгом вообще было омрачено событиями в мире – тот маленький производственный ад из творческих разногласий, что царил в сценарной мастерской, как-то совпал с наступлением эпохи MeToo, BLM и прочими прелестями культуры отмены, вишенкой на торте оказалась пандемия, принесшая MGM солидные убытки по рекламному бюджету.
Так или иначе, в одном Бонд остаётся верен себе – это солидный (даже по современным меркам громадный) бюджет и обстоятельный подход к съёмкам. Поэтому как и любая другая серия Бондианы, он цепляет с первых же кадров. Пролог успевает обволочить зрителя той нежностью, что царит в отношениях Мадлен и Джеймса – чтобы затем устроить серьёзную проверку на прочность нервов. Джеймс вынужден выяснять отношения со Спектром и с Мадлен одновременно – и времени на это катастрофически нет.
Поезд предательски удаляет возлюбленных друг от друга, слёзы накатывают в глаза, конец идиллии. После чего дрожащий голос Билли Айлиш окончательно разрывает твоё сердце, в то время как титры кричат о том, что это конец. Как и любая другая серия Бондианы, после титров фильм начинает обстоятельно вещать о текущих проблемах. Он идёт больше двух с половиной часов – и в этом нет какого-то филлера, просто вот такая обстоятельная подача.
Поскольку у Фукунаги очень сложная задача – заставить этот оркестр звучать. А собран он из очень требовательных элементов. Тут и сюжет про очередное спасение мира надо адекватно развернуть, и показать эволюцию Джеймса в отношениях и как персонажа, ещё и повесточку отработать, и пройтись по массе отсылок к прошлым сериям. Как никак, у нас же юбилейный фильм, значит надо напомнить, за что мы так любим всё это.
Пожалуй, вытаскивает всё это из пропасти провала лишь сам Джеймс в исполнении Крэйга – здесь персонаж как никогда близко подходит к метаморфозе, близкой по духу к героине «Убить Билла». Так что можно сказать, что на сегодняшний день для персонажа придумали достойный финал. В остальном – типичная бондиана, типичные косяки. Спасение мира как обычно упирается в стрельбу без промаха, косоглазие противников и смекалку.
В этом плане фильм, кстати говоря, не то чтобы удивляет, но дарит пару очень лихих экшн-эпизодов – разборка с преследователями в лесу – и подъём Бонда по лестнице под натиском противника, который лезет из всех щелей. Дань уважения к прошлым сериям – уже слишком часто используемый приём, чтобы можно было восторгаться тем, что самый последний на данный момент фильм сильно ориентируется на самый первый фильм во франшизе.
Что касается повесточки – тут вопрос отношения. Она не слишком уж резала тут глаза – в конце концов, Кью ввели ещё два фильма назад. И всё это лишь веяния моды, коим Бондиана и раньше была подвержена. Плохо то, что вот уже третий фильм подряд авторы не могут выдать на экран путного антагониста. Сильва был просто смешон, а Блофельд и Хикс были лишь бледными копиями Блофельда и Челюстей из прошлого. Привычка брать в злодеи оскароносцев увы, не исправляет сценарную беспомощность.
Египетских корней Рами Малек играет что-то с намёком на славянскую принадлежность, носящее простое имя Люцифер Сафин (по задумке он, скорее всего, Савин, или Савушкин, но для сумятицы подправили). По своей общей нелепости он роднится не то со Скарамангой, не то с братьями-акробатами Мишей и Гришей. Сафин заявляется на экран в нелепой маске, позже являет нам свою изувеченную физиономию, чтобы в итоге щеголять по собственному острову с закидоном на идейного наследника доктора Ноу. Вот только и рядом не валялся.
Было бы концептуально сделать его всё же членом Спектра, чтобы он в итоге получился неким Брюсом Уэйном, который решил открыть собственную лигу теней – с ядовитым садом и наноботами. Но, коль скоро в последней серии вновь говорят о хрупкости и надломленности, то мы получаем в итоге злодея, у которого причины для завоевания мира кроются в детской травме, которая столь сильна, что переплюнет в своей гиперкомпенсации любые СПЕКТРы. Одно но – не убедили.
Ни разукрашенный и разнаряженный Малек не может вдохнуть жизнь в этот образ, ни сценарные потуги сделать доступными для зрителя иррациональные убеждения Сафина не помогают прочуять трагедию этого человека. Совокупные усилия творческой команды «Не время умирать» были явно направлены на то, чтобы создать психологически глубокую личность злодея, но по итогу извергают что-то столь же нелепое, что и насупленный Брюс Уэйн из фильмов Кристофера Нолана.
Для фильма, где так обстоятельно освещают последние колебания в эмоциональной сфере Джеймса Бонда, просто нет времени и места для того, чтобы как-то толково развернуть личность злодея. Да и наверное в приципе нет для таких парней места в бондиане – пришить к архизлодею Доктору Ноу психологический бэкграунд в виде детской травмы – так же нелепо, как натянуть на себя японскую маску, из которой плохо видно когда стреляешь. Странно, что этот урок был не усвоен с прошлой серии, где Блофельда скороговоркой сделали братом Бонда.
В общем, если обычно антагонисты в бондиане вызывали интерес – как никак, а Бонд ходил плюс минус одинаковым из серии в серию – то на сей раз сложилось иначе. В общем, такое себе это дело, строить глубоких личностей из персонажей бульварной литературы. Сам контраст – тема личного – помещённая в эпицентр глобальных катастроф и спасения мира – слишком режет глаз.
Так что повторюсь – только из-за Крэйга, в котором к последней серии проснулся истинный Бонд – это кино не запишешь в разряд худших серий Бондианы. Ну, и, пожалуй, отдельный поклон стоит выписать Леа Сейду, которая на сей раз чувствует себя более уверенно в компании агента 007, даже не смотря на то, что материал сценария для неё опять небогатый.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.