Найти тему

Игра в куклы: Японский театр Бунраку

Все бы этим взрослым в куклы играться! Выведут на сцену самурая, старуху и хитрую лису - и ну давай басни плести. Примерно так и начинался всемирно известный (пусть и не такой, как кабуки) театр бунраку в 11 веке в Японии. Странствующие кукловоды, предположительно, из Центральной Азии, разворачивали свои палатки в людных местах, на площадях и рынках. Куколки тогда были, по современным меркам, совсем болванчиками - без ручек, без ножек. И все равно, такие представления привлекали народ, вызывая смех, гнев, а, порой, и вышибая слезу.

"Все никак не наиграешься! Кёко, тебе уже тридцать лет!"
"Все никак не наиграешься! Кёко, тебе уже тридцать лет!"

В 16 веке, в период Эдо, этот вид искусства обретает большую популярность. Куклы, называемые также нингё, становятся больше по размеру (сейчас каноническим считается размер 1/2 человеческого роста, но те из кукол, которые я вижу на фото, похожи, скорее, на 1/3-1/4). Вплоть до века 18го, актеры театра прятались от аудитории, но позднее они стали одеваться в глухие черные костюмы или вовсе выступать на сцене в специальной "рабочей форме".

"Ребята, что за ересь я только что прочитала?"
"Ребята, что за ересь я только что прочитала?"

На сегодняшний день ведущим куклам в спектакле нужно три "оператора", каждый из которых отвечает за определенные части тела. "Актеры" бунраку полые внутри, со сложной системой механических рычагов. Чтобы управлять такой куклой с идеальной синхронизацией движений, нужны годы тренировок.

Двое оперируют, двое ассистируют, один в режиме ожидания...
Двое оперируют, двое ассистируют, один в режиме ожидания...

Пьесы театра бунраку обычно сильно похожи на кабуки - это драматические постановки с большим количеством музыки, танцев и животрепещущими сюжетами: истории любви, героические саги и жуткие похождения ёкаев.

Куклы этого театра, как и Но, обладают целым спектром образов. Но они более детальные, чем сильно напоминают грим актеров кабуки:

-4

Женщины носят изысканные, соответствующие изображаемой эпохе головные уборы, а также роскошные кимоно. Впрочем, одеяния кукол-мужчин им ни разу не уступают ни в красоте, ни в сложности.

Говорят, что нингё двигаются настолько плавно, что они, как бы "живее живого". Именно поэтому, когда в театре кабуки наступают особо драматичные моменты, то за актерами появляются "кукловоды", которые изображают театр бунраку. Вот так, куклы в японском менталитете выразительнее и эмоциональнее, чем люди!

"Опять все деньги на куклу потратила..."
"Опять все деньги на куклу потратила..."

Современную постановку кукольного театра можно посмотреть, например, в Национальном Театре Бунраку в Японии. Билеты стоят от 1500 до 6000 йен (900-3700р) и длится все действо целый вечер - постановка, обычно, делится на две части, а те, в свою очередь, - на акты.

"Милый, а ты любил бы меня, если бы я была чудище рогатое, зубастое да красноглазое? Нет? А придется."
"Милый, а ты любил бы меня, если бы я была чудище рогатое, зубастое да красноглазое? Нет? А придется."

Спасибо всем, кто меня читает! Любите кукол, хороших и разных, и пусть они разыгрывают неистовые драмы и страшные сказки для нас еще много-много лет.