«Я тебя уже 20 раз просила».
«Сколько можно повторять!»
«Ты что, глухой?»
Замечали за собой такие фразы? Многим родителям приходится постоянно повторять свои просьбы типа «иди помой руки, пора ложиться спать, не трогай мои вещи и т.п.» Это очень утомительно, особенно если ребенок никак не реагирует. И в какой-то момент раздражение родителя выплёскивается, и он начинает уже просто кричать.
Логика проста: раз ребенок ведёт себя как глухой, кажется, что надо говорить громче и эмоциональнее. Что мы и делаем. Правда, результата крик обычно никакого не даёт.
Это очень похоже на некоторых наших туристов за границей. Это ещё Задорнов отмечал. Когда местные жители не понимают адресованные к ним слова на русском, наши соотечественники начинают говорить громче и медленнее. Чтоб понятнее было.
Кстати, увеличивать громкость с детьми можно. Иногда это помогает. У детей до 4 лет довольно низкая скорость обработки информации. Говорить они могут уже хорошо и быстро, а вот понимают значительно медленнее. И иногда более громкий голос способен привлечь их внимание быстрее.
Впрочем, чтобы ребенок вас слышал, нет нужды повторять сказанное 100500 раз. Для этого есть 3 супер эффективные техники. И они вовсе не про децибелы.
✅Формулируем позитивно
Лучше говорить ребёнку, что нужно сделать, вместо того, чтобы говорить, что не делать.
Например, ребенок подходит к стеклянной вазе, тянет к ней руку. Фраза «не трогай» работает как сигнал в обратном направлении «надо трогать!» В голове ребенка сразу же просыпается азарт исследователя «хм, раз трогать нельзя, значит, там точно что-то интересное».
Поэтому фокусируемся на том, что надо делать и объясняем сразу же, отчего и почему. Вместо грозного «не трогай», можно сказать «смотри, какая она хрупкая, из очень тонкого стекла. Если её неосторожно задеть, она может упасть. Мы в неё ставим цветы» ну и так далее.
✅Соотносим свои слова с невербальным поведением (мимикой, жестами, голосом)
Если хотите, чтобы ребёнок вас быстрее услышал, ваши вербальные и невербальные сигналы должны быть в согласии. Попробуйте сказать сюсюкающим голосом «нет-нет-нет, так себя вести нельзя». И сделать мимимишное лицо.
У ребёнка диссонанс: мама как будто играет с ним, при этом говорит, что нельзя. В итоге непонятно, можно или нельзя? Это то же самое, что злобно проворчать «я люблю тебя» - кто ж в эти чувства поверит?!
Подумайте, не сюсюкаете ли вы с ребёнком в неподходящее время. Это тоже может замедлять реакции на ваши слова.
✅Предупреждаем заранее
Очень часто мы ожидаем от детей, что они по щелчку пальцев бросят игру и тут же пойдут спать/обедать/собираться на прогулку. Т.е. будут делать то, что им сказали взрослые. Но вспоминаем, что мозг детей работает медленнее, а значит, им гораздо сложнее переключиться.
Чтобы ребёнок быстрее выполнил вашу просьбу, его стоит предупредить заранее. Например, сообщить, что обед скоро будет готов, нужно постепенно заканчивать игру и идти за стол.
При этом фразы «через 5 минут» для ребёнка пустой звук. Дети ещё не умеют соблюдать тайминг. Лучше песочных часов ничего не придумано. Предупреждаете, ставите песочные часы, и ребёнок очень наглядно видит, что скоро весь песочек пересыпется и будет пора идти обедать.
"Ещё 3 гола забьёшь и пойдём купаться".
"Сейчас досмотришь мультик и пора одеваться".
Это наш любимый приём, используем постоянно, работает безотказно. 90% случаев возможных капризов предотвращаются этим методом.
Подписывайтесь, впереди много интересного!