Между президентом США Джо Байденом и премьер-министром Папуа-Новой Гвинеи Джеймс Марапе произошла неожиданная перепалка.
Выступая в штаб-квартире United Steelworkers в Питтсбурге Байден, рассказывая о гибели своего дяди Эмброуза Финнегана, военного лётчика, воевавшего на Тихом океане во время Второй мировой войны, сказал: «И его подстрелили в Новой Гвинее, и они так и не нашли тело, потому что раньше в этой части Новой Гвинеи было много каннибалов».
Глава правительства ПНГ возмутился: «Замечания президента Байдена, возможно, были оговоркой; однако моя страна не заслуживает того, чтобы ее называли таковой». «Возможно, учитывая комментарии президента Байдена и резкую реакцию со стороны ПНГ и других частей мира, для США настало время найти в ПНГ как можно больше останков времен Второй мировой войны, в том числе тех военнослужащих, которые погибли, как Амброуз Финнеган», - сказал он.
Мировые СМИ отреагировали на слова Байдена, почему-то поместив их в один ряд с многочисленными старческими оговорками, допущенными президентом США.
Хотя ничего обидного для папуасов Байден не сказал. Он же не назвал ПНГ «страной каннибалов», так что напрасно г-н Марапе возбудился.
Тем более, что глава ПНГ не может не знать, что каннибалов в джунглях Новой Гвинеи не только во время Второй мировой войны хватало, но и сегодня они очень даже встречаются. Что совсем не является секретом.
В настоящее время в ПНГ развивается экономика: некоторые папуасы работают на современных предприятиях. Но большинство из них живёт натуральным хозяйством, и с современной жизнью почти не соприкасается. Многие племена до сих пор изолированы, и не имеют контактов с цивилизацией.
Показательна история некоего Стивена Тари, основавшего в начале 2000-х секту и объявившего себя мессией – «Чёрным Иисусом». «Вскоре "Черный Иисус" получил известность по всей стране - его обвинили в жертвоприношениях, людоедстве и педофилии: Тари изнасиловал и убил, а затем съел как минимум трёх 13-14 летних девочек, которых он держал своими наложницами. Он уверял, что должен был принести их в жертву. Эта "религиозная церемония" свелась к тому, что Тари выпил кровь и съел плоть этих несчастных».
Тари арестовывали, он сбегал из тюрем, находил новых адептов, продолжал насиловать и людоедствовать – и в конце концов был убит жителями деревни, где успел съесть девочку.
История Тари – далеко не единичная, только самая известная. Относительно папуасских нравов можно прочесть, например, такое: «Каннибалы в ПНГ сорвали местные выборы, съев семерых человек». Или: «Полиции удалось задержать 29 человек - приверженцев культа каннибалов, в числе которых оказался и 13-летний мальчик. Поймать их вождя пока не удалось». И самое интересное: «Действия каннибалов получили поддержку и у некоторых политиков (!?)» (Компромат, 10.07.2017, перепечатка из The Telegraph).
Или информация из российской прессы: «Мой водитель как-то честно признался, что пробовал человечину. Не отрицал, что практически все местные когда-либо ели людей» («Злые духи»: русский нефтяник из Новой Гвинеи рассказал, как расследуют убийства папуасов. МК, 19.02.2024).
Спрашивается, а чем, собственно, возмутился премьер-министр Марапе? Может, ему не понравилось, что завтра кто-нибудь из «белых» напомнит, что папуасы и сегодня нет-нет, да и поедают себе подобных? И тогда окажется под угрозой уважение к его стране.
Лидерам ПНГ почему-то не приходит в голову, что, если вы не хотите, чтобы вас считали каннибалами, проще всего перестать ими быть. Ликвидировать наконец это жуткое явление. Но для этого нужно время и затраты, а пока каннибализм не уничтожен, необходимо не отрицать его существование, а признать, что «кто-то кое-где у нас порой…»
Самое простое – обвинять в своих бедах других – как африканцы обвиняют «белых» в колониализме и работорговле. Но попробуйте им скажите, что это африканские вожди и купцы продавали в рабство их предков. А колониализм, при всех его ужасах и несправедливостях, заложил в Африке основы современной жизни.
Но проще обвинять и требовать компенсаций. А для этого нужно заставить мир делать вид, что гримасы собственной истории (такие, как рабовладение в Африке и каннибализм на Новой Гвинее) – либо выдумки, либо порождения колонизаторов (в случае с каннибализмом, правда, обвинить «белых» трудновато).
Дело не в исторической справедливости. Беда слаборазвитых стран в том, что они придумали стереотипы, не только освобождающие их от ответственности за прошлое, но и перекладывающие ответственность за своё настоящее и будущее на других. Потому, что перекладывание исторической вины – это всегда требования не только извинений, но и помощи, и компенсаций.
Что означает отрицание папуасами каннибализма, даже в прошлом (хотя стоило бы говорить в первую очередь о современном людоедстве)? Это значит: вы («белые») нас оскорбляете, а наша отсталость – дело рук ваших предков, которые нас колонизировали и всячески обижали. Значит – давайте деньги, продовольствие и оружие, стройте бесплатно жильё, школы, больницы и всё прочее – и не смейте указывать нам на наши грехи. И не грехи это вовсе, а национальные традиции и вообще духовные скрепы. О которых вы, колонизаторы и работорговцы, рассуждать не имеете права.
При господстве такой парадигмы развитие (а значит, и избавление от каннибализма) невозможно. Потому, что то, о чём запрещено упоминать, становится как бы не существующим. И даже из прошлого оно вычёркивается. А значит, его не надо искоренять – ведь его же нет, это выдумка…
Значит, и лет через 300 иностранцы, вернувшиеся из ПНГ, будут втихомолку рассказывать, что там до сих пор едят людей. Но писать об этом будет нельзя – неполиткорректно и оскорбительно для достоинства папуасов. Пусть и дальше едят друг друга, только так, чтобы никто не знал.