Можно ли измерить "мягкую силу"? Ее величину и результативность? В рамках своей регулярной работы Центр экспорта образования составил третий глобальный рейтинг эффективного доминирования государств (Global RED — Global Ranking of Effective Domination).
На наш взгляд, это очень занимательный материал, которые отражает не только количественные сведения, связанные с численностью иностранных граждан, отправляющихся на обучение в ту или иную страну, но и качественную характеристику, отражающую место той или иной страны-реципиента иностранных студентов среди других стран.
Это установочный материал по нашей методике измерения "мягкой силы". Конкретные результаты по отдельным макрорегионам будут опубликованы в следующих отдельных статьях.
Вкратце приведем правила составления рейтинга Global RED.
Как мы измеряем "мягкую силу"?
По каждому из 120 государств, по которым имеются верифицируемые данные, был составлен список из 5 стран — наиболее популярных направлений для отъезда с целью получения образования.
Каждая из стран, вошедших в пятерку, получала зачетные баллы: за 1 место — 5 баллов, за 2 место — 4 балла и т.д. Сумма зачетных баллов по всем 120 странам мира называется результативностью «мягкой силы».
Кроме того, была определена эффективность «мягкой силы», выраженная в среднем количестве зачетных баллов, которое каждая страна — источник «мягкой силы» получает в странах — донорах иностранных студентов. Для этого мы разделили значение результативности «мягкой силы» на количество попаданий в пятерку основных направлений отъезда в странах — донорах иностранных студентов. При этом максимально возможное значение показателя равно 5, а минимально возможное — 1.
Интегральный рейтинг эффективного доминирования (РЭД) определяется произведением величины «мягкой силы» и коэффициента эффективности «мягкой силы».
Как мы ранжируем страны по величине и эффективности их "мягкой силы"?
И, наконец, экспертным путем определяются описательные статусы стран-участниц, которые будут использованы в представлении интегрального рейтинга эффективного доминирования:
- С (супердержава) — 501 балл и более;
- Г (глобальный) — 301–500 баллов;
- К (континентальный) — 101–300 баллов;
- Р (региональный) — 51–100 баллов;
- Л (локальный) — 20–50 баллов.
Перед представлением результатов исследований необходимо сделать несколько оговорок и замечаний:
1) в исследовании использовались актуальные данные Института статистики ЮНЕСКО;
2) исследование было проведено по 120 странам Азии, Африки, Латинской Америки, а также бывшим республикам СССР, данные по которым предоставлены Институтом статистики ЮНЕСКО;
3) за пределами исследования как страна — реципиент иностранных студентов и источник «мягкой силы» оказалась Китайская Народная Республика в связи с невозможностью на данном этапе получить верифицированные данные.
Распределение стран — источников студентов, которые были включены в исследование, выглядит следующим образом:
Ссылки на следующие части
1. Актуальный контекст международного образования в России с точки зрения «мягкой силы»
2. Образование и «мягкая сила»
3. Еще раз о понятии «мягкая сила», но теперь – на понятном русском языке
4. Исторические и социальные аспекты «мягкой силы»
5. Содержательные элементы и инфраструктура «мягкой силы»
6. Современные зарубежные подходы к концепции «мягкой силы» с точки зрения высшего образования
7. Рейтинг эффективного доминирования – измеряем «мягкую силу»
Если вам понравился цикл материалов про "мягкую силу", ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!