Поздняя диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) - не редкость, учитывая широкий спектр симптомов. РАС можно пропустить, если у ребенка поведения или черт, которые сразу распознаются как нейроотличные, если симптомы проявляются в легкой степени или если ребенок симптомы успешно маскирует, чтобы казаться "таким же, как все остальные".
Некоторые аутичные дети способны к вербальному общению, ладят с нейротипичными сверстниками, имеют социально приемлемые интересы, поэтому диагноз получают позже, когда черты РАС проявляют себя в полной мере из-за стресса, связанного с взрослением.
В этой статье обсудим причины, по которым некоторые аутичные дети остаются без диагноза либо получают диагноз во взрослом возрасте.
Академическая успеваемость
Многие дети с аутизмом, которым диагноз не ставится, часто демонстрируют среднюю или отличную успеваемость в школе. Из-за этого их нейроотличие остается незамеченным, заставляя родителей и учителей искать другие объяснения поведению, которое кажется необычным или проблематичным: это его характер, он просто устал, он просто застенчивый и т.п.
Однако по мере того, как в средних или старших классах школьные занятия становятся более абстрактными и трудными, а требования - строгими, у ребенка могут начать проявляться классические признаки РАС, такие как отстраненность, отсутствие зрительного контакта, навязчивое поведение. Со стороны они могут толковаться неверно. Например, как беспокойство, стресс, взросление.
Также по мере усложнения школьных занятий и социальных взаимодействий аутичные дети могут начать проявлять более интенсивное саморегулируемое поведение, такое как стимы (повторяющиеся или необычные движения тела) или эхолалия (бессмысленное повторение слов), чтобы помочь себе успокоиться.
Вспышки гнева или срывы, вызванные сенсорной перегрузкой, могут сделать ребенка "трудным" или "проблемным", отдаляя его от сверстников, учителей и даже близких, которые не понимают, что происходит с ребенком и думают, что это переходный возраст, невоспитанность или просто характер.
У некоторых признаки проявляются только во взрослом возрасте, после серьезных изменений в жизни, например, после окончания школы \ университета, устройства на работу или даже рождения детей.
Ранние ошибочные диагнозы
У детей аутизм обычно диагностируется к 4 годам. По истечении этого возраста симптомы и проявления РАС зачастую приписывают другим диагнозам:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- Социальное тревожное расстройство, социофобия
и другим.
Чем старше становится ребенок, тем меньше вероятность того, что ему поставят диагноз аутизм, потому что он не соответствует классическому профилю РАС.
Согласно исследованию 2019 года, 10,3% взрослым с аутизмом в детстве ошибочно поставили СДВГ, а 12,1% детей, у которых изначально был СДВГ, впоследствии диагностировали аутизм.
Гендерные различия
Исследования показали, что у женщин с аутизмом вероятность постановки диагноза в четыре раза ниже, чем у мужчин. Хотя гендерные предубеждения (как должен вести себя ребенок определенного пола) играют важную роль в этом неравенстве, существуют и другие факторы, которые вносят свой вклад.
Например, исследование 2015 года предполагает, что женщины могут быть генетически "невосприимчивы" к некоторым симптомам РАС (это еще называют «женский защитный эффект»). По неизвестным причинам у женщин с РАС, как правило, более функциональное социальное поведение, чем у мужчин. Это не значит, что у девочек не бывает аутизма - бывает, просто заметить его намного сложней.
В то же время, определенные черты РАС у мальчиков вызывают больше вопросов, чем те же самые черты, но у девочек. Например, трудности с коммуникацией. Если девочка ведет себя застенчиво, скромно, тихо, это вызовет у родителя меньше беспокойства и сомнений, чем такое же поведение у мальчика.
Вовлеченность родителя
К сожалению, нередко встречается и такое, что родитель просто не хочет замечать "странности" в поведении и развитии ребенка: ему либо слишком сложно принять факт наличия задержки \ особенностей развития, либо он слишком увлечен собственной жизнью и не обращает особого внимания на ребенка, либо просто не информирован об условной "норме" в развитии ребенка.
Иногда к этому подначивают специалисты, когда говорят мамам, что те слишком много беспокоятся по поводу того, что их ребенок что-то не делает \ не умеет, надо лишь подождать, "вырастет и заговорит". Да, такое встречается и нередко, причем не только с аутизмом, но и с другими диагнозами.
Какие выводы можно сделать
Многим аутичным детям ставят неправильный диагноз или диагноз не ставят, пока ребенок не вырастает до определенного возраста. Среди причин - гендерные предубеждения, невовлеченность родителей, "слабое" проявление симптомов, а также ошибки со стороны специалистов, социальная маскировка.
И это настоящая проблема, поскольку чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем раньше родитель начнет ребенку помогать в абилитации, коррекции, адаптации к миру вокруг. Время, к сожалению, зачастую играет страшную шутку, поэтому, дорогие родители, будьте внимательны к тому, как развивается ваш ребенок, и не бойтесь бить тревогу, если вам кажется, что что-то идет не так.