Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г. (в сокращении)
Представления древних греков о смерти
Господствующая идея философии Эпикура - это идея освобождения, умственного и нравственного. Спасти человека от страха смерти - вот в чём должна заключаться высшая задача учения Эпикура.
- В жизни, - говорит он, - нет ничего страшного для того, кто знает, что нет ничего страшного в не-жизни.
Учение Эпикура о смерти представляет собой величайшее усилие избавить человеческий ум от страха смерти, совершенно независимо от веры в бессмертие.
Когда спустя три века после Эпикура появилось христианство со своей проповедью вечной жизни, эпикурейские взгляды начали приходить в забвение. В наши дни, когда в вопросе о бессмертии более не довольствуются голословными заявлениями религии, эпикурейская концепция снова оживает в науках и представляется наиболее близкой к истине.
Чтобы понять эпикурейскую теорию, нужно отрешиться от тех представлений о смерти, которые христианство во всех нас вселило.
Даже в наши дни, когда религиозный страх ослабел, известно, какие размеры может принимать у многих людей ужас перед загробными мучениями. Впрочем, страх вечных мучений смягчается в верующих надеждой на вечные награды. Верующие знают, что небеса открыты для избранных и надеются быть среди них.
В античных религиях, напротив, отсутствовала надежда на небеса. Немногие герои, такие как Геркулес, сподобились занять место подле богов. Но прочая масса людей, погребённых под землёй, пребывала там же вечно вдали от света. Поэтому греков до прихода христианства пугала мысль о том, что умереть - это значит, сойти под землю во мрак ночи. Со времени христианства крепнет вера в то, что смерть (по крайней мере для избранных) - это восшествие в светозарные сферы. Появился образ блаженной жизни, сменяющей земную жизнь, и земное существование сразу утратило своё достоинство.
Но в эпоху Эпикура ещё ничто не предвещает христианскую религиозную революцию.
Смерть является всеобщим предметом страха. Но замечательно, что боятся не столько смерти, сколько той загробной жизни, которую рисует древнегреческая религия. Эпикуреец, которому легко было представить себя "совсем мёртвым", был предметом тайной зависти для тех, кто слепо верил в ужасы ада. Учение Эпикура оттолкнёт античное воззрение на смерть и поставит целью усмирить первобытный страх смерти.
Смерть - не зло
Страх смерти в глазах Эпикура располагает таким могуществом, что является будто бы началом всех дурных страстей. К этому страху сводит Эпикур честолюбие, зависть, скупость, низость - все эти пороки коренятся, по его мнению, в том, что мы слишком дорожим жизнью.
Нет сомнения, что страх смерти - начало разлагающее. Жизнь наша была бы совершеннее, не знай мы страха утратить её.
Почему же страшимся мы смерти и почему стараемся избежать её? Если верить Эпикуру, то только из младенческого страха мы предполагаем (согласно народному воззрению), что смерть оставляет в нас нечто нетронутым и судьба этого-то нечто и тревожит нас.
Уже и в наши дни английский психолог Бэн не очень далёк от Эпикура и полагает, что в смерти страшны нам, главным образом, неизвестность и мрак могилы.
- Страх смерти, - говорит Бэн, - есть крайнее проявление суеверного ужаса. Смерть - это самая глубокая мгла полуночи, какую только человеческое воображение способно представить.
Если бы, думает Эпикур, мы могли убедить себя в том, что в смерти нет ничего реального и, так сказать, живого, а, наоборот, смерть является распадом всякой жизни, полным уничтожением, то какое бы основание мы имели пугаться её?
Нет ничего страшного в том, что само по себе ничто.
Разрушение - это попросту покой. Эпикур допускает одно состояние абсолютного безразличия, это - успокоение смертью.
- Смерть, - говорит Эпикур, - нисколько нас не касается. Ибо то, что распалось - не способно более чувствовать. А то, что не способно чувствовать - то для нас ничто.
Мысль эту он развивает в письме к Менецею:
- Приучи себя к мысли, что смерть по отношению к нам - ничто, ибо всякое благо и зло основано на способности чувствовать. Смерть же - есть лишение этой способности. Здравое сознание того, что смерть нас не касается, влечёт за собой мысль: смертный характер жизни более не мешает наслаждению жизнью.
Небытие не заключает в себе ни страдания, ни удовольствия. А стало быть, в нём нет ни блага, ни зла. Эпикур говорит нам: "Смерть сама по себе не есть зло". Бессмысленно бояться пропасти, ибо если мы упадём в неё - не будем уже страдать, а пока мы не упали - мы ещё не страдаем. Эпикур полон чисто греческой изысканности в своей логике:
- Пока мы существуем - нет смерти. Когда смерть есть - нас более нет. Нет, стало быть, смерти ни для живых, ни для мёртвых. Ибо для тех, кто существует - смерть не существует. А те, для кого она есть - сами более не существуют.