Все знают Чехова, классика мировой литературы, скорее всего вы читали его произведения «Вишневый сад», «Дама с собачкой» или «Палата номер 6», но всем ли известно, что такое «Ружье Чехова»? Это не название рассказа и не пьеса, известный русский писатель Антон Павлович Чехов даже не горел страстью к охоте, и вообще к оружию был равнодушен. Возможно кто-то слышал выражение «чеховское ружье» в контексте рецензии на фильм или книгу. Так что же означает это загадочное ружье?
На самом деле речь идет о литературной технике. Ружьё Чехова – принцип драматургии, согласно которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали – удаляться. Принцип чеховского ружья помогает отсекать лишнее, создавать логичный сюжет, избавляться от ненужных деталей.
Первое упоминание принципа Чеховым встречается в его письме писателю Александру Лазареву-Грузинскому 1 ноября 1889 года:
«Добрейший Александр Семенович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем - этак лучше.»
Цитата выше представляет собой отзыв Антона Павловича на чужое произведение. Это известное высказывание породило понятие «чеховское ружьё».
При написании романа важно правильно «повесить» ружье. Одна из лучших техник – подойти к истории с конца. Автор пишет финал, а затем, видя конечную цель, выстраивает сюжет от начала, в ходе работы убирает лишнее и расставляет на стене ружья. При расстановке ружей важно действовать без фанатизма. Принцип Чехова прекрасен, но это не значит, что каждый предмет и каждая деталь должны стать ружьями. Как говорил сам Чехов: «Краткость - сестра таланта.» Излишне расставленные ружья могут стать балластом для истории. Ружье Чехова – лишь один из инструментов, который помогает улучшать историю, это не основной закон истории, он всегда был побочным, работая на детальном уровне сюжета, дополняя и элегантно, тонкими мазками двигая его вперёд, поэтому не нужно забывать обо всем остальном и перегружать текст излишними деталями.
Хорошее Чеховское ружьё должно быть замаскировано: если оно будет слишком сильно бросаться в глаза с самого начала, то зрителю будет не интересно, и он сразу узнает концовку. И, пожалуй, самое сложное, - это временная заявка ружей. Здесь важно ввести его не слишком рано по сюжету, чтобы зритель не успел про него забыть, и не слишком поздно, чтобы оно успело получить развитие и не выглядеть фальшиво.