Найти в Дзене
Нити Ариадны

Валерия, расскажи про выгорание

Важно: я не буду пересказывать какие-либо книги про выгорание, цитировать именитых психологов; здесь мое мнение, мой взгляд, мой опыт.

В самом слове выгорание как будто бы кроется подсказка: что с нами случилось, почему это случилось, и как себя поддержать.

Выгорание это история про огонь. И мы конечно же здесь будем все время думать про огонь либидо (психическая энергия человека), что с ним происходит и куда нас все это ведет.

Когда мы говорим про выгорание, то почему-то останавливаемся на мысли о работе и не рассматриваем всю жизнь человека, и выгорание, например, в личных отношениях, а очень зря. Выгореть и погореть можно на чем угодно, в любой жизненной сфере.

Пока я размышляла над концепцией выгорания я пришла к двум выводам.

Вывод первый: не все то, что мы называем выгоранием, является таковым. Современное быстрое общество категорически не рассматривает усталость как человеческую норму, делая из усталых взрослых скорее патологию, чем естественное состояние после рабочих будней. Именно такой взгляд на человека, а именно «ты всегда должен быть на коне» и не дает нам морального права на ничегонеделание и после этого уже приводит к жизненному выгоранию. Запишите пожалуйста: усталость естественная норма живого человека, а отдых базовая потребность.

Вывод второй: а мы вообще в курсе своих жизненных ритмов и циклов? Не человека в общем, а себя в частности? У каждого разная способность к перенесению разых нагрузок, и то, что один делает на лету, другой уже устал. Категория единственной правильности здесь выходит из чата.

Ну и подвывод: не все, что с нами происходит — это ужасное. Все, что с нами происходит — неотъемлемая часть нашей жизни. Здесь я радикально и однозначно смотрю на жизнь. Ужасное, конечно, ужасно, но мы не в раю, и это хорошие новости.

Возвращаемся к выгоранию: был огонь, огня стало много, мы испепелились, мы погорели и теперь сидим в выгоревшей земле.

Почему так может происходить и можем ли мы этого избежать?

Очень часто можно услышать тезис, что если вы что-то делаете против своей воли и желания, то это обязательно приведет к выгораю, здесь мне бы хотелось напомнить о нашей человечности и социальной включенности, которая включает в себя определенные ограничения, не позволяющие делать все по собственному разумению и и исключительно по желанию. Это то, что, кстати, относит нас к взрослым и зрелым: не все, что я хочу, я могу воплотить. И то, как мы перевариваем этот внутренний конфликт во многом говорит о нашей зрелости, но это история другого поста, некогда обещанного.

Но если «вопреки» перевешивает наше внутреннее согласие, то это да, это приводит к выгоранию, обязательств становится больше, чем реализованных потребностей и желаний, и в итоге мы отдаем свой огонь души во имя чужой идеи. Кому-то хватает пару месяцев не своей жизни, кто-то стоически выдерживает много лет.

-2

Как я смею заметить, никогда выгорание на работе не отрывно от выгорания по жизни. На работе это легче всего увидеть, потому что здесь меньше эмоционально-личной вовлеченности и душевной ответственности. И наша зрелая часть достаточно спокойно может признать: как же меня все это заебало. И вот мы уже сидим на хэдхантере в поисках утешения и новой жизни.

В личной частой истории честно признаться о тотальной усталости сложнее, здесь мы подвязаны на более глубокие и близкие взаимоотношения. Не только с людьми, но и с творчеством, например. И признаться перед тем, что некогда было нам невыносимо любимо, признаться в своем отвращении кажется непосильным. Здесь мораль давит на боль.

Выгорание может звучать следующим образом:

  • Я уже не хочу
  • Я уже не могу
  • У меня ничего не получается

Что-то с нашим либидо здесь случилось.

Может быть его стало слишком много, и оно не имея возможности в рамках и ограничениях, выжгло все, что было плодородным. Это, например, когда мы захватываемся некой идеей и несемся за ней сломя голову, не уберегая свою обычность и ограниченность. И потом вдруг истощенные и ослабленные мы теряем смысл этого мероприятия. И мы уже не помним почему мы так горели, но мы теперь всё.

Или на нас возлагает ужасный начальник кучу всего, а мы не имея смелости заявить о своих пределах, соглашаемся и соглашаемся. А потом ломаемся под тяжестью бытия. И вот уже все равно и на начальника, и на деньги, что были обещаны. И в целом, все становится блеклым и серым.

Или мы так долго старались и вкладывали, инвестировали свои силы в Нечто (и отношения, и проект, и я-сам), а результата все нет и нет. Нет ответной любви. И все, я лежу на полу под Лану Дель Рей и плачу о потере смысла, о разочаровании, о разбитых мечтах.

В этих всех историях прослеживается одна тенденция: отсутствие границ, отсутствие тестирование реальности, сверка потребностей и возможностей.

И неочевидное: нет ответной любви с той стороны, куда мы инвестируем жизнь.

И вот мы потом читаем книгу про выгорание и выписываем себе подзатыльники, как мы не бережно обходились со своей жизнью. Однако же, я прошу попридержать коней и посмотреть это как на историю взаимоотношений с собой и своим либидо.

Здесь сделаем пару шагов в сторону, задачей человека на его пути индивидуации стоит следующее: вытащить либидо, свою жизненную энергию, из обслуживание травм, родительских комплексов и чужих идей о вашей жизни и направить в сторону своего будущего, где будет место вашему «я хочу, я могу, я делаю». К слову, это тройка действий — отличная лакмусовая бумажка относительно того, в каких вы историях. Ну и зрелое «я хочу» очень отлично от инфантильного всемогущего «я хочу», к которому обязательно идет приписка «любой ценой, вот прям щас, бегом, а то я такое устрою».

Так вот, возвращение либидо себе — процесс легко читаемый в книгах, в реальности же мы сталкиваемся с моральной дилеммой, со страхом пережить предательство своих близких (а индвидуация всегда начинается с предательства), с невозможностью поверить, что моя жизнь имеет смысл безотносительно обслуживания чьих-то других интересов. Мы разворачиваемся в сторону своей судьбы, когда овладеваем навыком говорить нет тому, где не говорят да нам.

Выгорание здесь становится погребальным костром наших надежд, прошлых установок, пониманием о собственной конечности и ограниченности. Местом, где мы прощаемся с собственным всемогуществом и учимся относиться к себе соизмеримо своей личности, а не по образу и подобию божьему.

Выгорание здесь может обернуться символом птицы феникс, где мы восстаем из тепла, обновленные, способные распоряжаться своими жизненными силами самостоятельно, соизмеримо своим потребностям, возможностям и желаниям, не вычеркивая себя из общества, с его ограничениями и обязанностями.

Как восстанавливаться, когда мы погорели?

Дать себе время, и горько лить слезы. Вода должна напитать выжженную землю, чтобы она восстановила свой глубинный плодородный слой и уже потом смогла дать новые семена надежды и смысла.

Время восстановления самое сложное время, но самое важное.

Это время пассивности, поиска новых смыслов, переваривание прожитого, увиденного, сделанного. Это время интровертного подземельного поиска ушедшей воды. И здесь я всегда люблю вспоминать историю винограда. Виноград становится сочным, когда страдает. Когда его корням приходиться искать глубоко под землей воды. И именно в этом поиске он питается важными микроэлементами.

И очень важно дать себе это время, подарить его. И не наседать на себя с эксплуатирующими интенциями, чтобы снова и снова отдавать.

Выгорание это когда мы все отдали и ничего не оставили себя. И наша задача после восстановления научиться оставлять себе прежде, чем мы начнем умирать от голода и бессилия.

Но как я и говорила, навряд ли мы сможем избежать выгорания в любой сфере наших жизней. Потеря себя все еще самое важное в обучении быть собой. Другое дело, меняется ли наше отношение с собой и с жизнью после того, как случилось что-то ужасное?

Ну и вопросы, который я часто рекомендую держать при себе:

  • Что движет мной?
  • Кому и для чего я несу свои жизненные силы?

Поиск внутренней мотивации это начало развенчивания мифа, в котором воплощаются наши травмы и детские паттерны, и выгорание здесь может стать историей о встрече своей взрослости и зрелости.

Берегите себя, но не запирайте в Башнях. Ошибки неизбежны.

-3