Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: "Lost in America"! Часть 2: MAR DE ROBLES - "Indigena" (2007, Чили)

Продолжение исследования ЮЖНО - АМЕРИКАНСКОГО ПРОГ-РОКА Вадима Соседко (избранные альбомы фонотеки).

MAR de ROBLES «Indigena» (2007).
Трек – лист:
1. Chúcaro (8:28).
2. X_2004 (4:19).
3. Perimontu (5:43).
4. Rancagua Nocturno (7:42).
5. Aborigen (4:58).
6. Sobreviviente (5:43).
7. Chileneos (7:37).
8. Mar De Robles (5:20).
9. Ubuntu (5:33).
Состав:
- Rodrigo Moris - guitar.
- Julio Tobar - flute, tenor saxophone, vocals.
- Cristián Larrondo - fretless bass, Chapman Stick.
- Jesús Parada - drums, percussion.
- Ignacio Larrondo - congas, djembe, percussion.

ВТОРОЙ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Конечно, те меломаны, которые услышали и оценили первый альбом Mar de Robles 2003 года, думаю, не могли его забыть, уж слишком он оказался ярким и нестандартным. Потому и выпуск следующего, конечно, ожидался, но это ожидание затянулось на 4 года. Каково же было вновь увидеть студийную работу этого уникального чилийского квинтета практически в том же составе. Лишь замена барабанщика Victor Muñoz на Jesús Parada изменила его, но ведь это не принципиально. Основные движущие силы остались на месте и надо было ожидать продолжения и развития идей, заложенных ранее. Оговорюсь сразу, я всегда ожидаю от авангардных и нестандартных коллективов не повторения уже найденного ранее, не пережёвывания прежних идей, а движения вперёд, в новую, только им доступную реальность прогрессивного авангарда, и от Mar de Robles ждал только такого. Ожидание оправдалось полностью. Второй альбом показал то, что эти годы музыканты не стояли на месте, а расширяли свой уникальный музыкальный стиль, который вряд ли подлежит лишь одному из распространённых терминов. Смешение прогрессивной составляющей рока с фольклорной основой, наложенное на джаз фьюжн понимание – вот триединство группы и она себе не изменила, а лишь сдвинула акценты.

Если дебютник можно было назвать альбомом вокальным, где много было отдано интересному голосу Julio Tobar, то «Indigena» на 99 процентов инструментален, а редкие вокальные вкрапления совершенно не «делают погоду», если дебютник тембрально ставил на первое место звучание духовых, то «Indigena» отодвинул их на второй план, отдав авансцену ревущим гитарам, если дебютник демонстрировал контрастный общему характеру записи лиризм, то «Indigena» показал всевозможные грани прог рока с жёсткой основой, заряженной моторным темпом. Но не подумайте, что музыканты скатились в банальную ровную игру тем и импровизаций, нет, вся их полиритмическая и теповая сложносоставляющая осталась незыблемой. Именно она и есть основа узнаваемого стиля, который, хоть и имеет жёсткое рок звучание, но построен на национальном звуковом мышлении. Экспериментальная рок музыка меня удивляет не только целостностью замысла, но и хорошим вкусом, далёким от бездумного смешения всего и вся ради броского авангардизма. Каждая композиция альбома органична и не выпадает из логики динамичного образного развития, приводящего, естественно, к смысловой кульминации в самом конце. Альбом, по окончании его прослушивания, напоминает ядро, выпущенное из звукового жерла, но постоянно во время полёта, набирающее скорость. Вряд ли вам получиться за этот неполный час найти пару минут для отдыха души и разума. На всём извилистом пути звучания вас ждёт серьёзная работа интеллекта, который должен моментально реагировать на вихревые смены частей композиций, соединённых в единое звуковое пространство. Но, пожалуй, стоит заметить, что этот поток, столь сложный и подчас предельно виртуозный, тем не менее обладает манящей и притягательной силой экспрессии и таланта, которая непременно будет вас погружать всё глубже и глубже в бескрайнюю и вязкую пучину звуковогомира, если вы не остановитесь в самом его начале, то уж потом не выбраться. Так что я предупредил: всё здесь серьёзно, уверенно, непредсказуемо и одновременно просто замечательно. Итак, вперёд! Звучи, альбом «Indigena» и стань по - настоящему «Коренным» для восприятия душой, израненной попсой, талантливой и непохожей ни на кого музыки чилийских кудесников Mar de Robles.

1. «Chúcaro». Возникая из тишины, полиритмичный орнамент, видоизменяясь, создаёт основу, которая выводит на первый план кричаще – авангардное тягучее соло тенор саксофона Julio Tobar, продолженное пространным соло гитары Rodrigo Moris. Дуэт этих инструментов, хоть и лежит в жёсткой рок плоскости, но основан на ритме босса – новы. Вторая часть же контрастна, лирична: высокая флейта уводит слушателя в фольклорную простоту, поддерживаемая жестким басом Cristián Larrondo. Заключение вновь возвращает к первоначальной теме, холь и изрядно изменённой. В итоге – это крепкая начальная композиция, способная дать в полной мере ту картину, что и далее будет разворачиваться, но она обрывается на полузвуке…
2. «X_2004». Видимо, пьеса была написана ещё в 2004 году и нашла своё воплощение именно здесь. Конги Ignacio Larrondo дают национальную фольклорную краску рок теме гитары, сменяемую медленной частью с соло саксофона. Его ритмическая джазовая импровизация на 7/4 прерывается очередной сменой темпа, лишь одна фраза спета и всё движется по восходящей чтоб оборваться в высоком аккорде.
3. «Perimontu». Триольная 11/8 изысканная лирическая тема у флейты заимствована из национального фольклора, но так обработана, что её вполне можно ставить в ряд лучших образцов прог рока с использованием этого удивительного чистого по своему тембру инструмента. Череда смены темпов и ритмов вновь приводит к первоначальной теме, ставшей единственной в этой сложной композиции.
4. «Rancagua Nocturno». Картина «Ночной Ранкагуа», конечно, дань любви своему родному городу. Арпеджированный аккомпанемент гитары, томная тема флейты, сменяемая вихревыми гитарами и саксофоном, вновь замирает чтобы дать до конца высказаться безбрежным ночным чувствам, столь полярным, столь ярким, что достойны кисти полупьяного уличного художника, рисующего не на заказ, а для собственного удовольствия. Экспрессия сменяется расслабленностью, саксофон играет лишь длинноты в дуэте с высокой нежной гитарой и вся эта картина удаляется, так и не поставив финальную точку.
5. «Aborigen» («Абориген»). Вы не забыли, что слушаете жёсткий прог рок? Эта пьеса и есть напоминание. Смена темпом, ритмов, тембров вполне может создать хаос в голове, но ведь музыканты именно к этому и стремятся… А когда это начинает приедаться, вклинивается национальное фольклорное шаманство, продолженное виртуозной гитарной импровизацией Rodrigo Moris, поддержанной характерной перкуссией Ignacio Larrondo и законченной вопросительным знаком восходящего саксофона Julio Tobar.
6. «Sobreviviente» («Оставшийся в живых»). Пожалуй, может восприниматься как реквием покорённому и рассеянному индейскому народу Чили. Композиция стилистически колеблется в диапазоне пространно – медитативного восприятия мира и жёстко – агрессивного его уничтожения. Вряд ли нужно её даже дополнять видеорядом, она и так очень зрима.
7. «Chileneos» («Чилийцы»). Композиция, конечно же, является образным продолжением предыдущей «Sobreviviente». Неторопливая триольность выводит на первый план жёсткую роковую тему. Магическая танцевальность разлита во всех её мини частях, соединяя их в единое действо. Вторая контрастная часть уже дуольна, быстра и песенна. Вихрь звуков сметает все препятствия, оставляя лишь ощущение бескрайности силы, флейтовая интродукция лишь оттеняет этот образ где безбрежность гитарной рок импровизации поддержана хриплым саксофоном. Короткий мотив, прерываясь, становится аксиомой этого эмоционального напора.
8. «Mar De Robles» («Море дубов»). Композиция, видимо, написанная ранее и давшая название группе, столь интересна, столь разнообразна и разнохарактерна, что невозможно даже пытаться мне её детально описать. Пожалуй, это и есть кульминация альбома (если её вообще можно определить, столь он ярок и мощен). Именно эта композиция и показывает прекрасную ансамблевость, где каждый из квинтета дополняет общую звуковую палитру своей игрой. Резкое же окончание вполне в духе образности данного альбома.
9. «Ubuntu». Заключительная пьеса начинается размеренным пространным соло саксофона, но вдруг возносится в неведомые прог метал выси, натыкаясь на 7/4 прог фьюжн продолжение, имеющее основой полиритмичную танцевальность. Сочетание несочетаемого вновь удивительно органично продемонстрировано в этих лаконичных отрезках, способных собраться в единство непостоянности и противоречивости, столь характерной для нашего непознанного мира. Да, именно такое общее видение нашей скоротечной жизни, философское её понимание и продемонстрировали музыканты в финале этого альбома. Не случайно он и обрывается внезапно, не утвердив коду. Видимо, всем нам надо быть готовым к внезапному окончанию своего пути. Это и говорит музыка.

Альбом «Indigena», конечно, сложен, но он очень логичен и это явно видно при повторном к нему внимательном обращении. Но не сразу, а спустя какое – то время советую к нему вернуться. Вы тогда уж точно поймёте всю глубину замысла Mar de Robles, скрытую за видимым на первый взгляд импровизационным и экспрессивным напором, который не может оставить равнодушным всякого, способного удивляться настоящим находкам в бескрайнем звуковом мире, полном подделок и повторений. Чилийский квинтет в этом плане, к моему приятному удивлению, совершенно оригинален, что он великолепно продемонстрировал на своих выступлениях уже на сцене. Но, об этом не сейчас.

Вадим Соседко