Итак, это скорее всего финальная статья подборки публикаций о постройке ЗиЛ-130 в тридцать пятом масштабе от Костромской компании AVD. Стройка началась 15 марта и предположительно закончилось 20 апреля. Почему скорее всего и предположительно? Потому что, возможно, в будущем завалю кузов каким-нибудь хламом, ну или чем-нибудь стоящим по совету Вадима Л. и обязательно сымитирую каким-нибудь образом дверные замки, отсутствие которых заметил Сергей Н.. Как пел в молодые годы один иноагент : " Наверное завтра, да завтра, наверняка во славу музыки, сегодня начнём с коньяка", пока же нужно отдохнуть от этой модели и переключиться на что-нибудь другое. Прежде чем поделиться моими впечатлениями от нее и процесса строительства, хочу рассказать, что меня мотивировало приобрести и немедленно взять в производство этот, уверен, для многих неожиданный ЗиЛ, появившийся без каких-либо анонсов. Наверное, не трудно догадаться, что всё идёт из детства, да так оно и есть. Весьма распространённая в СССР игрушка представляла собой ЗиЛ-самосвал. У меня или у соседского мальчишки, точно не помню, такой был. Особый кайф был в управлении кузовом помощи ручки, расположенной по левому борту, конечно, можно было просто поднимать и опускать рукой, но кто же так делает. Не поручусь, что изображённая на фотографии машина именно такая, с которой играл в детстве, ибо, если честно, в памяти осталась только эта самая ручка, но выглядела она примерно так.
Помню "сто тридцатые" с возраста предположительно пяти-шести лет. Это были самосвалы, и что интересно, несмотря на то, что использовались они при строительстве военных объектов, окраску имели как это у Jim Scale - "Голубая Адриатика", звучит то как романтично, Ассоль и всё такое. Впрочем, многие советские кухни красились предположительно в подобную Адриатику. Выглядели эти самосвалы примерно так, как на фото ниже и привозили откуда-то на стройку бетон.
И тут возникает интересная штука с памятью: дело в том, что я не помню, чтобы меня кто-нибудь катал в кабине, однако абсолютно точно знаю, как она выглядит внутри: такая же синяя, как снаружи, поручень, штампованная крышка бардачка, приборная панель, рычаг ручного тормоза. Кажется, даже ощущаю запах нагретой солнцем кабины. Очень странные дела. Жизнь вообще странная штука. Спустя полвека довелось побывать на той стройке, завершенной в 1975 году. Взору предстала стоящая в лесном массиве полуразрушенная, заросшая разнообразной растительностью кирпичная многоэтажка. Хаос и запустение, готовая площадка для съёмок какого-нибудь "Сталкера", а лес между тем ничуть не изменился. Если представить ситуацию, что реформаторы, пришедшие на смену Леониду Ильичу, попали бы, к примеру, в отряд космонавтов и были своевременно запущены в дальний космос на Марс, ну или опять же на Венеру, там вроде погода похуже, то и не случилось бы никакой такой съёмочной площадки. Я так думаю, как сказал бы Фрунзик Мкртчян в художественном фильме "Мимино". От кинематографа непосредственно к модели. Она мне очень понравилась, несмотря на то, что идеальной её точно не назову. В моём понимании близка к идеалу модель КВ-1 в тридцать пятом масштабе от RFM, мысли по этому поводу изложены в статье, ссылка на которую ниже.
Однако ЗиЛ-130 в тридцать пятом масштабе от AVD обладает самым главным для любой модели достоинством, а именно из этого набора можно сделать хорошую модель, причем не заменяя пол коробки афтемаркетом. Этим достоинством обладают далеко не все, я бы сказал немногие модели. Не буду сейчас рассуждать о недостатках модели, о них всё сказано в предыдущих статьях, да и то, что я считаю недостатком, возможно для вас таковым не является, остановлюсь на позитивных моментах. Очень понравилась детализация и собираемость рамы, что позволило на последующих этапах работы без усилий и перекосов установить кабину и бортовую платформу на штатные места. Двигатель просто мечта для любителей "расчленёнки", ему вполне реально придать вид, при котором не стыдно будет открыть капот, хотя я не любитель подобного рода действий, наковырялся в своё время с мелочью предостаточно, пусть теперь кто-нибудь другой : ). Чтобы два раза не вставать о мелочи, в моём детстве для обозначения изобилия ровесники использовали выражение "всего по два", так вот в AVD пошли дальше, положили в коробку всего по три. Мелкие парные детали, такие как ручки, поворотники, стопы представлены в количестве трёх штук. Как же это классно, ведь эта мелкая гадость постоянно норовит куда-нибудь слиться и периодически у неё это получается, у меня по крайней мере так. Вторая буханка от Звезды обязана своему существованию именно такому обстоятельству: лень было делать ушедшую в самоволку половину заднего бампера, подробности изложены в статье о её постройке.
Очень понравилось качество материала, из которого отлиты прозрачные детали. В отличие звездовского, он чрезвычайно стоек физическому и химическому воздействию, с ним абсолютно спокойно можно работать без использования медицинских перчаток. Теперь немного о сборке. В моём случае процесс её несколько затянулся, причина этому послужили ожидание поступления предзаказанной модели с дополнениями, желание доработать колёса до поворотного состояния и сделать открывающиеся двери, что было отнюдь не просто с учётом проблем, описанных в статье ниже.
Свою лепту внесла также необходимость написания отчётных статей. Получается, что с одной моделью с учётом выходных и праздников работал 36 дней, это достаточно долго, успел от неё подустать, вследствие этого просто не стал делать кое-что из задуманного, хотя продублировать госномер на заднем борту, от которого отказался, всё же придётся, подписчики в комментариях убедили меня, что нанести его нужно. Обязательно сделаю это параллельно с новым проектом через пару недель и соответственно отчитаюсь. К слову о новом проекте, тут Звезда выкатила свой Ка-52 в сорок восьмом масштабе, на мой взгляд, в очень неудачное время. Почему неудачное? Объясню. Судя по фотографиям готовой модели, размещённой на сайте I-Modelist, это отнюдь не шедевр, я имею в виду, конечно, пластик, а не работу моделиста. Доделывать придётся очень много, кроме того, наверняка вылезет ещё что-нибудь, чего не видно, пока не возьмёшь ее в руки, как это случилось с Су-57 в сорок восьмом масштабе, добавляем сюда заявленное время ожидания предзаказа две, а по опыту, скорее всего три недели, и получаем, что в самом оптимистичном случае взять её в производство возможно будет только во второй половине мая. Уважающий себя моделист с наступлением тепла обычно уносится в пампасы или на речку, рыба сама себя не поймает, а не берётся за долгосрочные проекты. Впрочем, как говорил отец Джона Коннора в "Терминаторе", будущее ещё не определено. Может еще и впишусь в это дело, а вы что думаете по этому поводу, есть планы взять Ка-52 в производство?
Возвращаясь к впечатлениям от модели и сборки, подытожу, новичкам я бы не рекомендовал начинать свой путь в моделизме с этой модели, ну а опытный мастер разберётся сам без моих советов. Дебют AVD в тридцать пятом масштабе в общем и целом оказался вполне удачным. Если это была не разовая акция, моделистов и сочувствующих можно только поздравить. Таково мое мнение.
Прежде чем перейти к галерее модели, хочу поблагодарить всех, кто высказывал своё мнение и помогал советами в комментариях, вы помогли сделать модель лучше. Спасибо. Начну по традиции с демонстрации пассажирской стороны.
Это со стороны водителя.
Погрузочная платформа сверху.
Кабина внутри.
Бортовая платформа сбоку.
Задний борт.
Как всегда хочу поблагодарить всех за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку, всем удачи и творческих успехов.
P.S. Есть мысли, откуда я взял госномер для своей модели?) Напишите в комментариях, если знаете, а перейдя по ссылке ниже, вы откроете полную подборку статей о постройке ЗиЛ-130 в тридцать пятом масштабе AVD.