Как сегодня российскому инвестору купить акции зарубежных компаний.
Владимир Антонян, трейдер в INCORE
Акции иностранных компаний всегда были востребованы у российских инвесторов – во многом благодаря тому, что они приносили высокую доходность. Купить их можно было и на Московской бирже (MOEX), и через российских брокеров. После введения санкций в 2022 году ситуация для частного инвестора серьезно усложнилась, и сейчас для покупки акций зарубежных компаний нужно пройти огонь, воду и медные трубы. Какие пути остались у российских инвесторов и с какими трудностями можно столкнуться?
Что изменилось для российского инвестора
После разрыва связей между Национальным расчетным депозитарием (НРД) и европейскими Clearstream и Euroclear, купить акции иностранных компаний на Мосбирже за рубли стало невозможно. После этого фокус внимания частных инвесторов сместился на СПБ-биржу. Здесь интерес представляли не только американские ценные бумаги, но и гонконгские. Однако сейчас и с СПБ-биржей все непросто.
В ноябре 2023 года она попала в санкционные списки США (SDN-лист), что привело к приостановке торгов иностранными бумагами на бирже. Кроме того, произошла блокировка активов инвесторов – на $3 млрд. О возобновлении торгов, соответственно, сейчас речи не идет. В марте 2024 года минфин допустил обмен акций, заблокированных из-за санкций, но никаких прогнозов по срокам пока нет.
Также российским инвесторам были доступны БПИФ (биржевые паевые инвестиционные фонды) с иностранными акциями – например, «Первая – Фонд Американские акции« у УК «Первая». Однако после санкций в сторону СПБ-биржи они оказались недоступны.
Еще одно значимое изменение на рынке – это ужесточение правил для инвесторов со стороны ЦБ РФ. С 1 января 2023 года покупать ценные бумаги зарубежных компаний могут только квалифицированные инвесторы – брокер обязан проверять статус владельца счета. Это было сделано для того, чтобы неквалифицированные инвесторы меньше рисковали с покупкой иностранных акций через брокеров, работающих с зарубежными юрисдикциями (есть риск блокировок).
Получить статус квалифицированного инвестора можно по нескольким основаниям, перечисленным в ФЗ-39 «О рынке ценных бумаг». В их числе – владение активами (финансовые инструменты, деньги) на сумму 6 млн рублей и больше, опыт работа не меньше 2 лет в компании со статусом квалифицированного инвестора (или 3 года – без этого статуса), наличие высшего экономического образования, полученного в вузе с аккредитацией для профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом «имущественный ценз» для «квалов» повышается и скоро достигнет 24 млн. рублей.
Для квалифицированных инвесторов в 2023 году крупные управляющие компании (УК) искали выходы на иностранные биржи. Так в феврале 2023 году УК «Альфа-Капитал» получила статус иностранного портфельного инвестора в Индии и, соответственно, доступ к торгам на бирже. Инвесторы будут получать доход в рублях, хотя расчеты на биржах будут в рупиях. Порог входа для инвестора через УК «Альфа-Капитал» – 1 млн рублей.
В направлении Индии также пошли УК «Первая» и Сбербанк. А в марте 2023 года УК «Ингосстрах-Инвестиции» получила статус квалифицированного институционального иностранного инвестора QFII в Китае. Благодаря этому компания может открывать депозитарные и брокерские счета на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах. В планах «Ингосстрах-Инвестиции» – создание ETF на китайские инструменты. Пока заявлений о создании и запуске продуктов, связанных с акциями Индии или Китая, не было.
Российские биржи
С учетом санкций против СПБ-биржи (и СПБ-банка как ее депозитария), на российских биржах сейчас нет способа напрямую купить акции Apple, Tesla или других иностранных компаний – даже для квалифицированного инвестора. Все пути, которые остались, фактически, обходные. Для этого MOEX создала инструменты, которые привязаны к зарубежному активу, однако торгуются в рублях. Это позволяет инвесторам получать доступ к иностранным активам с меньшим риском попадания под новые блокировки и санкции.
Один из таких инструментов – фьючерсы на иностранные биржевые индексы. В частности, на индексы S&P500, Nasdaq100, Euro Stoxx 500, Nikkei, DAX. Если говорить еще точнее, то это фьючерсы на паи ETF, отслеживающие указанные индексы: Nasdaq100, DAX и другие. Кроме этого, в декабре представитель Мосбиржи говорила о грядущем запуске фьючерсов на индексы Dow Jones и Russell. Возможно, появятся и фьючерсы на индексы Китая и других стран.
Как и с акциями, инвестор может зарабатывать за счет роста или снижения цен. При этом у него низкий порог входа в актив, в портфель попадают, по сути, ценные бумаги разных компаний – то есть уже есть определенная диверсификация. И что также немаловажно, это проверенные бумаги: например, в индекс S&P500 включены акции публичных компаний, торгующихся на биржах США, с наибольшей капитализацией.
Статус квалифицированного инвестора для покупки фьючерсов на индексы иностранных бирж не нужен. Но в то же время, у фьючерсов как у производного инструмента есть риск в виде вариационной маржи. Поэтому не всегда для инвестора такой путь к иностранным акциям – хороший.
Российские брокеры
Из крупных российских площадок, позволяющих напрямую и относительно просто покупать акции зарубежных компаний, остался только «Финам». Его работа остается возможной благодаря использованию зарубежной инфраструктуры – американской платформы Lime Financial, выступающей в качестве вышестоящего брокера. Через счет «Сегрегированный Global» инвестор может получить доступ к биржам США – NYSE, NASDAQ.
Счет можно пополнять через банк «Финам», из других российских или зарубежных банков. Главная сложность работы через «Финам» – это то, что покупать иностранные акции могут только квалифицированные инвесторы. Неквалифицированные могут открыть счет, но доступны им будут лишь российские акции.
Иностранные брокеры
Сейчас с россиянами пока еще работает Interactive Brokers (IB), крупный американский брокер, дающий доступ ко многим мировым биржам. Он продолжает открывать счета резидентам РФ. Никаких громких блокировок россиян с его стороны не было. Но при этом за последние два года у него появилось немало ограничений для российских инвесторов.
Одно из последних от марта 2023 года: ограничена возможность продажи инструментов, номинированных в евро. Помимо этого счета у Interactive Brokers нельзя пополнять в рублях и, соответственно, не из каждого банка удастся сделать перевод. Также были усилены проверки в отношении некоторых клиентов.
Вторая иностранная компания, сохраняющая контакт с россиянами, – Just2trade, кипрская структура, у которой тот же депозитарий, что и у IB: DTC. Благодаря этому инвесторам легче переместить активы между двумя брокерами по необходимости. Правда, придется заплатить комиссию. Счета россиянам Just2trade все еще открывает и довольно оперативно, пополнять счет относительно просто. Но есть трудности с выводом денег – на счета подсанкционных банков нельзя. Плюс, при торговле акциями есть неотключаемая маржа.
В целом, относительно иностранных брокеров, находящихся в «недружественных» юрисдикциях, главная опасность – это блокировка счетов в любой момент. Даже если инвестор сможет найти брокера, готового помочь ему купить иностранные акции, нет гарантий, что через какое-то время инвестор не потеряет доступ к счету и к активам.
Брокеры в «нейтральных» или «дружественных» странах, предлагающие российским инвесторам купить акции зарубежных компаний, тоже есть. Но у большинства из них не так просто открыть счет и проводить операции с акциями. Часто для этого нерезидентами необходимо иметь хотя бы ВНЖ другой страны: например, такое требование есть у казахстанского Jusan Invest.
Incore (Армения) также позволяет открывать брокерские счета россиянам онлайн, нужен только паспорт. Инвесторам доступны переводы в любой валюте – доллары, евро, рубли. Армения – дружественная страна, что снижает риски внезапных блокировок из-за санкций.
Фактически, сегодня у российских инвесторов есть два пути приобретения иностранных акций в портфель. Первый – идти через фьючерсы: то есть, работать не напрямую с акциями. Второй – выбирать из оставшихся брокеров, в основном зарубежных и в идеале в «дружественных» странах, поскольку это снижает риск внезапной блокировки счетов и активов из-за очередного пакета санкций.