Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!
Если бы вы, каким-то невероятным чудом, перенеслись во времени и оказались в Царской России, времен императора Александра II, вам бы точно нужно было бы знать приведенные ниже советы.
Мысленно представим себя на месте путешественника 70-х годов XIX века, впервые решившего посетить Белокаменную.
Справка
Москву называли «белокаменной» в память о Кремле Дмитрия Донского, построенном в 1366-1368 годах из белого камня.
Затем несколько столетий кремль перестраивали и он имел цвет красного кирпича.
В XVIII веке его побелили, и регулярно потом это делали к большим событиям и праздникам почти 4 века.
Примечание
До революции вагоны на всех русских железных дорогах с 1879 года окрашивались строго согласно своему классу:
I класс — синий; II класс — желтый, светло-коричневый или золотистый; III класс — зеленый; IV класс — серый.
Мы с вами уже находимся в вагоне I класса пассажирского поезда.
Остаются последние версты до прибытия в златоглавую красавицу Москву. Все в нетерпении.
И вот наконец, раздается звонок, извещающий путешествующих о прибытии.
С остановкой поезда пассажиры поспешно встают со своих мест и со всеми своими коробами, узлами, саквояжами, тесня друг друга, словно наперегонки, устремляются к выходным дверям вагона.
Хорошо тем из них, кого ожидают на вокзале встречающие - родные или хорошие знакомые.
Другим, особенно впервые посещающим Москву, с непривычки приходится нелегко.
Не зная местного колорита, они рискуют буквально с первых минут значительно потратиться.
Причем неоправданно прилично.
И там, где можно заплатить один рубль истратить целых три, а может и гораздо больше.
Поэтому гостям белокаменной рекомендовалось прислушаться к следующим советам.
Первыми, кто будут претендовать подзаработать на приезжих будут извозчики.
Именно о них и будет наш сегодняшний рассказ.
Чтобы не тратиться понапрасну, путешествующим предлагалось не спешить покидать вагон, а выдержать паузу.
Дело в том, что извозчики на первых порах по приезду поезда, зная, что на них будет спрос, запрашивают за свои услуги такие баснословные цены, что знающему этот сорт людей человеку делается просто смешно.
Вот как примерно шел торг
Приезжий, несведущий новичок, поморщится - поморщится, да и предложит извозчику свою адекватную цену.
А извозчик, в свою очередь, наотрез откажется.
Путешественник подумает, подумает и согласиться, скрипя сердцем, заплатить ему назначенную цену.
Узнав о которой, потом будут смеяться не только все знакомые путешественника, но и сам извозчик, рассказывая о своем наивном седоке товарищам в трактире.
Москвич же, или бывалый человек, прежде переждет немного, зато наймет извозчика вдвое дешевле и проедет за свои деньги гораздо дальше.
Так что торопиться на вокзале не стоит.
Пусть ваши попутчики спешат ,выходят и разъезжаются.
Мысль о том, что все извозчики разъедутся не должна вас смущать. Их в Москве (по источнику 70-х годов 19 века) около 15000.
Даже более, оставшиеся извозчики, дабы не ехать обратно даром, значительно понижают цены.
К тому же их всегда гораздо больше нежели их требуется.
Ситуация, когда извозчик один остался, а желающих на его услуги несколько мало вероятна.
Но если она возникла - тут он, конечно, барин, а вы его слуги.
А если вы один, а их двое, то они в борьбе за вас будут серьезно сбрасывать цену.
А уж если на горизонте замаячил третий извозчик, то и вовсе в итоге поедите за очень дешевую цену.
Итак, выждав момент и прихватив свой багаж, вы покидаете железнодорожный вокзал и идете нанимать себе экипаж.
Выйдя на подъездное крыльцо станции вашему взору предстанут многочисленные извозчичьи экипажи.
Установленные в длинные ряды и порядки.
Чтобы нанять извозчика, нужно идти прямо к ним.
Потому, что во избежание беспорядков ,им не дозволено подъезжать к вышедшему на крыльцо пассажиру.
Едва вы приблизитесь к ним, вы заметите сотни рук машущих вам и другим приезжим медными значками.
Вы услышите и их льстивые крики: «Ваше сиятельство!» и тому подобное, хотя вы самый простой смертный, а не именитый купец или барин.
Едва вы подойдете к ним, вас моментально окружит со всех сторон разнокалиберная толпа извозчиков.
За ваше расположение начнется словесная борьба.
«Куда прикажете? Я бы прокатил!» или «Барин - барин, вот на резвой! Эх уж как прожгем!»
Затем они поднимаю меж собой такую брань из-за вас, ибо каждый из них уже считает вас своим седоком. Торговаться в эту минуту с ними совершенно лишнее и бесполезное занятие. Нужно помолчать и дать им время успокоиться. И только после этого выбрать подходящий экипаж.
Таксы на услуги извозчиков в Москве, как принято в заграничных городах, не существует.
«Водитель кобылы» волен просить с седока сколько ему вздумается.
Вы же в праве торговаться с ним, назначать цену выгодную вам.
Но как приезжему определить приемлемую цену, не зная расстояния до места назначения?
Для этого для путешествующих предлагалась таблица примерных цен для извозчиков с разных Московских станций и разные точки города с учетом времени года.
Приведу пример.
Главное, что нужно помнить торгуясь с извозчиком, нужно всегда давать ему половинную часть его цены.
Иногда и меньше.
Просит он с вас, к примеру, рубль - предлагайте 50 копеек. В итоге за 50 - 60 копеек непременно повезет.
Причем во избежание споров с ним по прибытии заранее обязательно оговаривайте куда вы конкретно поедете, сколько с вами буде персон, какой багаж вы с собой везете.
Иначе вы рискуете после завершения рейса быть выведенным из себя настойчивой просьбой извозчика о прибавке, а в случае вашего решительного отказа в оной стать предметом публичной (на глазах уличных зевак) извозчичьей брани и грубых его насмешек.
И тот, кто совсем недавно именовал вас не иначе как «барин» и «ваше сиятельство» будет отзываться о вас весьма нелестно.
Даже если вы о всем заранее договорились, то в итоге все равно услышите от большинства из них извечную с оттенком попрошайничества фразу: «На чаек с бы?».
Москвичи, обыкновенно, эту просьбу игнорируют, пропускают мимо ушей.
А вот простосердечные провинциалы, помимо и так уже хорошо заплаченной цены, дают еще хитрецу и прибавку «на чаек».
Конечно в немноголюдной провинции, там где почти все извозчики и пользующиеся их услугами знают друг друга если не по имени, то по крайней мере в лицо, подарок в несколько копеек на чай еще имеет значение.
В другой раз, помня про ваши хлеб - соль, извозчик посадит вас за более дешевую цену, поверит вам в долг, сбережет вашу забытую в экипаже вещь.
Но в Москве, где их только по официальным данным 15000 и шансы встретиться с ним еще раз равны нулю, такая роскошь как дать «на чаек» совершенно бессмысленна.
А вот извозчичьи ярлыки имеют весьма важное значение.
И этим надо обязательно пользоваться.
Иногда это очень удобно.
Заезжая по пути куда-то, например в магазин, часть вещей можно временно оставить в экипаже.
Главное, в обеспечение целостности вашей поклажи, взять у извозчика с собой его номер или иначе ярлык.
После чего можно спокойно идти куда нужно.
Извозчик без ярлыка ездить не может.
Иначе он подлежит штрафу. А скрывшегося с вашими покупками или вещами извозчика всегда легко отыскать обратившись в полицию.
Помогает ярлык и в такой ситуации
Например, вы наняли извозчика до некоторого населенного пункта за выгодную для себя цену. Но место, куда он везет вас, не бойкое и седоков на обратную дорогу ему будет сыскать непросто. Предположим, вы зайдете по пути за покупками в лавку. И чтобы ваш извозчик не уехал в это время с другим, более выгодным, седоком за время вашего отсутствия, также рекомендуется брать у него его ярлык.
По терминологии того времени извозчиков того времени разделяли на три сорта: лихачей, ванек, просто извозчиков и ломовых.
Само название «лихачь» говорит само за себя.
Это вам не простой извозчик или «ванька», а аристократ в своей профессии. Стоит он всегда в определенных местах: около лучших гостиниц, на площадях, возле трактиров.
Простому извозчику стоит только мигнуть, кивнуть головой, или махнуть рукой, для того чтобы он сломя голову кинулся к вам со своим экипажем.
Лихач другое дело.
Он спрыгнет с козел, подбежит к вам, но если вы предложите ему небольшую цену, он с презрением отвернется от вас и отпустит вам вслед весьма неприятное изречение по поводу вашего несостоятельного кармана.
Так что услугами лихача лучше пользоваться только в определенных случаях.
К примеру, вам нужно догнать вашего извозчика, которого вы хотите удержать. Лихач его обязательно догонит, так как лошади у него всегда резвые.
Или вам непременно надо поспеть к отходу поезда на железной дороге, а вы запоздали. Лихач вас выручит, только не жалейте на него денег.
«Калибер» или «Ванька» - это противоположный полюс лихача.
Стоит он бедный где-нибудь на углу у фонарного столба, поливает его дождь, заносит метель, гонит с места дворник дома, возле которого он пристроился, городовой его постоянно притесняет.
И слоняется он днем и ночью с улицы на улицу и все без седока.
«Калибер» (дрожки на которых ездит «Ванька») - это дом его родной.
На нем он поспит, на нем и пообедает, на нем и вздремнет ненадолго. А лошаденка его и идет, и стоит, и бежит вечно опустивши голову: как бы в тоске.
Попадется ему седок - праздник у «ваньки»! протащивши с грехом пополам верст пять - получит он 13 - 20 копеек.
Случается «ванька» иногда целую улицу едет за вами, упрашивая вас сесть в его «калибер» хоть за пятачок или гривенник на хлеб ему.
Просто извозчики ездят в пролетках с верхом и без верха.
Экипаж, упряжь и сам он, да и цена его сносны.
И едет он не быстро, не тихо, а так себе середка на половине. Выезжает он на работу в 8 часов утра, а отправляется домой не раньше чем окончит работу. Многие из этих извозчиков сами хозяева своих лошадей.
Но есть и работники, служащие по найму от других. Определенных рабочих мест у них нет.
Они по Москве вездесущие.
Цены их ощутимо колеблются вместе с погодой: в хорошую дешевле, в дурную дороже.
Сказываются на цене и времена года.
Ломовые извозчики. Летом их экипаж - длинные дроги, зимой - сани без грядок.
Имеются они в Москве для перевозки громоздких вещей и тяжестей. Заработки у них, как правило, хорошие. По большей части ездят они от себя.
Чтобы нанять ломового, например для перевозки с квартиру на квартиру, нужно непременно искать его на ближайшей площади.
По улицам, как прочие извозчики, они не ездят. Цены их зависят от клади и дальности расстояния.
Кроме перечисленных экипажей в Москве имеются также кареты извозчичьи. На площадях и улицах они не стоят.
Они приезжают от хозяев - каретников с постоялых дворов по заказу.
Цена зависит от того какая конкретно карета отпускается и какие лошади в нее запрягаются.
Адреса таких каретников можно было найти в справочнике.
Кстати, в одном из таких разрушенных каретных сараев еще в 80-е годы XX века автору посчастливилось найти массивный кованный каретный ключ.
К какому времени он относится определить не удалось.
Существовали и линейки - длинные дроги, разделенные на всю их длину спинкой, так что пассажиры садятся по обе стороны и по несколько человек в ряд. От дождя и непогоды они покрыты верхом. Лошадей в них впрягается четверка летом и тройка зимой.
Ездят они по Москве взад и вперед только по определенным улицам. Например, от Ильинских ворот до Сокольников и обратно.
Плата в один конец составляет 20 копеек серебром.
От Ильинских ворот до Покровского моста, близ Тучковской фабрики 10 копеек, от Ильинских ворот до Плющихи 10 копеек серебром.
От Тверских ворот в Петровско-Разумовскую академию 20 копеек серебром. Это очень выгодно и для пешехода, и для содержателей линеек.
Ну,вот,дорогие читатели, мы покатались по Москве во стародавние времена, а теперь вернемся в наше настоящее.
Ничего вам эта статья не напомнила?
Интересно, спросить: " А вы часто ездите на современном такси? Не важно в каком вы живете городе, населенном пункте.
Какие сложились у вас от поездок впечатления?
Ваши ассоциации о современных таксистах в сравнении с извозчиками
приведенными в данном опусе?"
А на сегодня все!
Завершим общение словами из песни о старом извозчике Леонида Утесова
"Только глянет над Москвою утро вешнее
Золотятся помаленьку облака
Выезжаем мы с тобою друг по-прежнему
И как прежде поджидаем седока."
Спасибо всем за наше короткое путешествие, за прочтение до конца, ваши
интересные размышления.
Ваш Алекс Путешественник!
# История Москвы
# Извозчики
# Цены в Царской России
# Путешествия
# Интересные истории