Найти тему

Опыт работы донских спасательных станций за 1911-1913 гг (Макеевская центральная спасательная станция)

К началу указанного в заголовке периода, прошло 3 года работы Макеевской станции. Опыт работы её признан успешным, станция стала позиционироваться как главная среди центральных станций Донбасса. Помимо оперативной работы и обучения рабочих спасательному делу, Постановлениями Съездов на станцию были возложены новые функции и компетенции.

Напомним, что с 1909 года на станции заработала машина Линде по производству кислорода и жидкого воздуха, вырабатывая по нескольких тысяч м3 кислорода и до 200 литров жидкого воздуха. Кислородом обеспечивались помимо центральных, групповые и рудничные станции. Для функционирования машины в штат станции были приняты машинист и смазчик.

Академик, тайный советник князь Борис Борисович Голицын
Академик, тайный советник князь Борис Борисович Голицын

В 1911 году помимо метеорологической станции (открытой в 1910 году), была устроена сейсмическая станция 1-го класса. Она была укомплектована приборами при содействии и под наблюдением князя Голицына и вошла в общую сеть сейсмических станций Империи. Борис Борисович Голицын был русским физиком, ведущим ученым мирового уровня, одним из основателей сейсмологии. Назначение станции - систематическое наблюдение за сейсмическими явлениями с целью установления связи с изменениями выделения в рудниках «гремучего газа». Заведующим станцией по совместительству был назначен Д.Г. Левицкий, который был командирован в Петербург, где он прослушал курс лекций князя Голицына по сейсмометрии и ознакомлен с приборами станции.

После открытия в 1909 году при спасательной станции школы горных десятников им. тайного советника Вагнера, важным и успешным делом стало открытие с 1913 года вечерних курсов при школе десятников и школе РДО для рабочих. Заведование школой и курсами легло на «плечи» Левицкого.

В 1913 году, после 15-летних намерений и «обсуждений вопроса», недалеко от спасательной станции, была официально открыта Донская испытательная станция по изучению взрывов рудничного газа и угольной пыли. Более подробно об этом событии в отдельном выпуске.

Члены команды Макеевской станции (слева Черницын ?, справа Радулов?) на тренировке у запасного выхода  из дымного штрека. Оборудование: респираторы Дрегера 1904/1909 с маской и мундштуком, шланговый аппарат с ручным насосом  (фото около 1912 года?)
Члены команды Макеевской станции (слева Черницын ?, справа Радулов?) на тренировке у запасного выхода из дымного штрека. Оборудование: респираторы Дрегера 1904/1909 с маской и мундштуком, шланговый аппарат с ручным насосом (фото около 1912 года?)

Далее о штатном расписании Макеевской спасательной станции. С приобретением новых функций, увеличивался штат станции, хотя и незначительно. На начало периода он составлял 20 человек, на конец периода - 22 человека. Штатное расписание станции состояло из следующих должностей на конец периода: заведующий, помощник, бухгалтер, лаборант, мастер-слесарь, 2 машиниста, десятник, разъездной десятник, старший инструктор, 6 инструкторов, смазчик, кочегар, 2 кучера, конюх и сторож.

Заведующий спасательной станцией Дмитрий Гаврилович Левицкий выполнял большой объем организаторской работы, возглавлял оперативную работу, совершал объезды обслуживаемых рудников с целью организации спасательного дела, заведовал школой и курсами, находил время заниматься изобретательской деятельностью.

С сентября 1911 года должность помощника заведующего станцией занял горный инженер Николай Николаевич Черницын, который получил приглашение Совета Съезда. Его короткая, яркая, но трагически оборвавшаяся жизнь, оставила значительный след в истории горноспасательной службы (представим его биографию в отдельном выпуске). С приходом этого молодого (28 лет) и энергичного горного инженера, выпускника Горного института 1910 года, на станции началась активная научная работа. Работая администратором практиком, он имел глубокую теоретическую подготовку и за несколько лет создал научную основу спасательного дела при несчастных случаях на рудниках. В его работе «Спасательное дело на рудниках» прослеживаются некоторые положения, заложенные в будущих нормативных документах горноспасательной службы. Его научные работы о свойствах «гремучего газа» и каменноугольной пыли, об условиях их взрываемости, были актуальны долгие годы.

Выезд спасательной станции на гужевом транспорте ( по фото 1908 г. из музея МакНИИ)
Выезд спасательной станции на гужевом транспорте ( по фото 1908 г. из музея МакНИИ)

Значительную помощь в научной работе на станции оказывала работавшая при ней химическая лаборатория. Работе лаборатории помогал временно прикомандированный к ней химик-лаборант Эберлин Лев (Лейба) Осипович, однокурсник Черницына. И если штатный лаборант Николай Иванович Ювенальев занимался в основном анализами проб рудничного воздуха, которых производилось более 1000 в год, то Эберлин производил более сложные анализы проб угля и выделенных из него летучих. К сожалению, этот талантливый и грамотный инженер рано ушел из жизни. Для нужд химической лаборатории закупалось всё необходимое оборудование, материалы и реактивы.

Численный состав спасателей, которые именовались инструкторами, с момента открытия станции не изменялся. Персональный состав спасателей на 1912 год был следующим: Букреев Михаил Федорович, Вертела Андрей Арсентьевич, Гуторов Николай М., Назаров Яков (по совместительству фельдшер), Фесенко Семен Иванович, Писарев Аверьян, Лагодзинский Андрей (окончил школу десятников в 1911 году), Марченко Григорий, Демкин Иван Егорович.

Изначально Макеевской станции отводилась важная роль по изучению и опробованию нового спасательного оборудования. Респираторы в России не выпускались, а зарубежные производители респираторов и другого оборудования вели конкурентную борьбу за сбыт своей продукции, поэтому необходим был профессиональный подход для выбора и закупки лучших моделей аппаратов. В распоряжении станции была практически вся номенклатура различных спасательных аппаратов, производимых различными известными компаниями и закупаемых для изучения на станции. Путем практических опытов, наиболее совершенным и подходящим для российских условий регенеративным аппаратом на тот момент, был признан респиратор Дрегера (модель 1904/1909). Это была самая распространенная модель, которой в основном были оборудованы станций всех типов. Следующая модель Дрегера 1910 года уже вошла в употребление, но ещё не вытеснила наиболее массовую модель. Хорошие отзывы имели респираторы «Вестфалия», производимые в городе Гельзенкирхен.

Вагон "теплушка" для выезда команды Макеевской спасательной станции по железной дороге
Вагон "теплушка" для выезда команды Макеевской спасательной станции по железной дороге

Станцией было закуплено несколько экземпляров новых респираторов, а также оживляющего аппарата, под названием «Пульмотор», созданных компанией Дрегера. В 1913 году стало известно о создании и выпуске новой модели Дрегера 1913 года. Замечания и предложения по испытываемым аппаратам, после их тщательного исследования и практического применения, по возможности, доводились до изготовителей.

Предпринимались попытки усовершенствовать аппараты резервуарного типа. Помимо существующего на рынке «Аэролита» (о котором рассказывалось в предыдущих выпусках), с 1910 года в Англии начал производиться респиратор «Аэрофор», созданный Блекеттом. Основное его отличие от «Аэолита» заключалось в добавление процесса химической регенерации выдыхаемого воздуха.

На Макеевской станции, под руководством Левицкого был сконструирован подобный аппарат, названный «Макеевка», но в котором выдыхаемый воздух освобождался от углекислоты в результате физической (криогенной), а не химической регенерации. Более подробно о первом опыте создания отечественного респиратора, а также обзор новых моделей аппаратов, созданных известными компаниями в мире с момента открытия первой спасательной станции, в следующих выпусках.

В плане оперативной работы рассматриваемый период был относительно спокойным. Макеевская спасательная станция выезжала 2-3 раза в год на незначительные пожары и происшествия. Вызов команды станции на несчастный случай осуществлялся по телеграмме. Выезд обеспечивался гужевым транспортом, для этих целей в распоряжении станции, было 10 лошадей с различного вида приспособленными повозками. А также железнодорожным транспортом, в приспособленном и снаряженном спасательным оборудованием вагоне «теплушке».

Наиболее серьезное происшествие за этот период произошло на руднике Русского горного и металлургического Униона. Общество вело деятельность в Макеевской волости Таганрогского округа области войска Донского, составной частью в него входило Русско-Донецкое общество. На шахте «Италия», 1 марта 1912 года произошел взрыв газа и угольной пыли. По числу жертв этот несчастный случай вошел в пятерку самых трагических происшествий на донских рудниках и второй с момента открытия Макеевской центральной районной спасательной станции. В результате взрыва погибло 56 горняков (52 в шахте и 4 скончались в больнице от полученных ран). Макеевская станция в полном составе, с привлечением слушателей школы Вагнера, во главе с заведующим станцией Левицким и его помощником Черницыным во всеоружии участвовала в ликвидации аварии и оказании помощи пострадавшим. За самоотверженную работу во время ликвидации аварии и спасения рабочих, личный состав станции был представлен к правительственным наградам – золотым и серебряным медалям «За спасение погибавших» на Владимирской ленте.

Команда Макеевской спасательной станции (слева Черницын?). Оборудование: респираторы Дрегера 1904/1909 с маской (3 шт) и мундштуком (1 шт), 2 маски от шлангового аппарата. Фото 1913 г?
Команда Макеевской спасательной станции (слева Черницын?). Оборудование: респираторы Дрегера 1904/1909 с маской (3 шт) и мундштуком (1 шт), 2 маски от шлангового аппарата. Фото 1913 г?

В отчетном 1912/1913 году было два особенных выезда: на взрыв, произошедший на Пастуховском руднике и на пожар в руднике Бродских. В первом случае был открыт печальный счет погибшим профессиональным донским спасателям, имя которых известно. Горохов Давид Петрович - спасатель Берестово-Богодуховской спасательной артели погиб 27 декабря 1912 года при осмотре аварийных выработок после взрыва гремучего газа. Найден он был без сознания, с откинутым мундштуком. Макеевские спасатели пытались оживить его Пульмотором сначала в шахте, а потом выдав его «на гора», но безуспешно. Он окончил Макеевскую школу десятников Вагнера в 1910 году (первый выпуск), так что был хорошо знаком со спасательным делом. Респиратор, с которым он был в горных выработках, оказался, исправным. Точная причина его гибели неизвестна.

Во втором случае (30 декабря 1912 года), выезд был не на гужевом транспорте, а на железнодорожном. Рудник находился на расстоянии более 80 верст (Чистяковский антрацитовый район). Время прибытия на рудник составило около 4,5 часов, что было в тех условиях довольно оперативно. На оперативной работе станции в этот период остановимся подробнее.

В свободное от исполнения основных обязанностей время, личный состав станции занимался хозяйственными делами, которых было немало. Обустраивались общежития для слушателей и обучающихся спасательному делу. Строились новые квартиры для лаборанта, бухгалтера и одного неженатого служащего. Осуществлялась помощь строителям артельщикам по строительству, оборудованию и оснащению испытательной станции. Так как значительно возрос объем работы, связанной с ремонтом аппаратов и оборудования на станции, потребовалось новое помещение и ремонтное оборудование. Решено было вывести конюшню из жилого здания служащих и построить её на новом месте, а в старом помещении устроить новую мастерскую.

Далее раскроем подробнее ссылки, указанные в теме последнего выпуска.