Найти тему
VK Play

А какая могла бы быть игра: итоговые впечатления от «Смуты»

Оглавление

Красиво и достоверно, но есть один нюанс

Редкий и давно желанный сеттинг, высокий уровень графики, тщательная и продуманная работа художников и исторических консультантов, отличный сюжет. И все это — в мире вездесущих игр-сервисов и онлайна. Казалось бы, что может пойти не так?

Спасение России

Главный герой игры — молодой дворянин Юрий Милославский, представитель древнего и известного рода. Правда, согласно сюжету игры, к 1612 году дела у рода идут не очень, и рано осиротевший Юрий воспитывался и рос в имении старого друга погибшего отца — боярина Тимофея Кручины.

Кручине осточертели превратности Смутного времени, которые ярко показаны в игре. Расплодившиеся по всей стране лихие люди, снующие туда-сюда войска, голод, дороговизна. Даже зажиточные некогда бояре вроде друга Милославского Стремоухова рады, что в их доме просто есть чем наесться досыта, и не думают об особых изысках.

Смутное время обернулось для России горем и разорением
Смутное время обернулось для России горем и разорением

Отчаявшись в попытках русского общества посадить на трон человека, который будет способен править долго и стабильно, Кручина присоединяется к боярской группе, которая выступает за приглашение польского царевича Владислава. Он искренне считает, что так будет лучше для страны и она обретет долгожданный покой. И отправляет Юрия в Нижний Новгород, где Минин и Пожарский собирают второе ополчение, чтобы выгнать поляков из Москвы.

Поначалу приходится втираться в доверие к лидерам ополчения и вредить русскому делу, но чем больше проходит времени, тем больше Милославский проникается идеями Минина и Пожарского. В итоге главный герой разрывает отношения с Кручиной и окончательно принимает сторону ополчения.

Но приключения Милославского, его встречи с персонажами от Минина и Пожарского до Мнишек и Заруцкого, беготня в попытках выручить любимую Настеньку от выдачи за польского пана — это только одна сторона сюжета.

Намного интереснее все, что имеет отношение ко второму ополчению. Его рождение в Нижнем Новгороде. Переходный возраст в ярославском лагере, когда Милославские помогает разрешать внутренние конфликты. И стремительное взросление у стен Москвы, когда хитрый враг пытается поссорить лидеров между собой.

Не все представленные в игре исторические персонажи сразу названы собой. Хотя догадаться, конечно, несложно
Не все представленные в игре исторические персонажи сразу названы собой. Хотя догадаться, конечно, несложно

В итоге к финалу «Смуты» ополчение становится зрелым — настолько, что, изгнав поляков из Москвы, русские не бросаются в очередную свару, как это было на протяжении всего Смутного времени, а избирают царем молодого Романова. Зарождается новая династия правителей, которой будет суждено пребывать на престоле три сотни лет.

Сюжет игры, как и роман Загоскина, которым вдохновлялись разработчики, пропитан русским национальным духом. Несмотря на заверения разработчиков, что игра не будет антипольской, враг тут рисуется очень четко и недвусмысленно. Поляки ведут себя вполне исторически — то есть, грабят, неволят, насилуют и не ставят местных ни во что. А также едят друг друга в осажденном Кремле.

Освобождение России от иноземцев — это самое главное, то, ради чего в суровые и голодные времена можно «отдать последнее», как призывал новгородцев Кузьма Минин. То, ради чего можно, не сомневаясь ни на секунду, повесить предателя, отринуть страсть к грабежу и забавам, пойти в штурм на сильную артиллерийскую позицию. То есть святое и не подлежащее сомнению дело — в этом «Смута» бескомпромиссна и однозначна.

Иногда «Смута» проводит ликбез по здоровым семейным отношениям
Иногда «Смута» проводит ликбез по здоровым семейным отношениям

И чем приятнее такая бескомпромиссность в постановке вопроса «что такое хорошо и что такое плохо», тем будет печальнее читать то, что я напишу ниже.

Ярославская аномалия

Баги в «Смуте» очень коварны. Они словно ждут в засаде, пока вы успеете хорошенько поиграть, найти в ней какие-то достоинства и смириться с недостатками. А потом резко прыгают на вас из-за угла.

Нет, они, конечно, есть и в начале игры. Но стоит вам дойти до Ярославля, как вы понимаете, что раньше их, по сути, и не было. Как будто кто-то вез тележку с багами, споткнулся, и с криком «курва!» вывалил большую их часть именно на эту локацию.

Хвалить работу художников и сценаристов «Смуты» так же легко, как ругать все остальное
Хвалить работу художников и сценаристов «Смуты» так же легко, как ругать все остальное

Низкий FPS, тупеж при загрузке роликов, сошедшие с ума модели — все это было бы не настолько плохо, если бы баги не затрагивали сохранения. Игра сохранялась где-то два раза из трех. А в одной трети случаев намертво висла, требуя полного перезапуска. Это, разумеется, сделало прохождение более нервным. Сохраняться, чтобы не повторять одно и то же, хотелось почаще, что... конечно, увеличивало количество глюков с сохранениями!

Все это вместе сделало прохождение Ярославля настоящим мучением, которое отбило бы все желание играть в «Смуту», будь она даже исполнена на уровне RDR 2 и The Witcher 3 вместе взятых. Но есть «маленькая» проблемка. Она — не они.

Три калеки

«Смута» — это хорошая заготовка под игру, в которой отполировали до блеска графическую составляющую. А остальное доделывали уже не с таким рвением.

Игра дает опробовать в деле и западное оружие
Игра дает опробовать в деле и западное оружие

Ранее я предполагал, что спасением для сравнительно небольшого бюджета «Смуты» может быть камерность игры. Но не думал, что она будет реализована настолько «в лоб». В игре нет сражений, в которых бы участвовало более десятка человек. Даже в виде каких-то анимаций на заднем плане. Да и этот десяток — по меркам «Смуты», эпическая битва. А чаще всего герой бьется с тремя-четырьмя противниками.

И вопрос тут не в их количестве. Вопрос в том, как это реализовано. Приведу частный пример. Вот мы стоим на заставе, общаемся с воеводой. Он в ужасе — показался крупный отряд поляков. Боится, доживет ли до вечера. Милославский хорохорится — мол, хотя бы умрем с честью, если что. После чего начинается бой против... ТРЕХ поляков, в ходе которого сама застава вообще никак не реагирует на происходящее. Есть главный герой, те самые три поляка, и бой уровня «Готики». Потом все заканчивается, и нет бы спустить все на тормозах — воевода начинает нахваливать великую победу Юрия и радоваться. Еле отбились, только благодаря тебе, мол, спасибо, боярин.

Почему в Kingdom Come: Deliverance стоит играть даже много лет спустя

И тут глаз (да и все остальное) начинает прям резать, с ощущением, что вот тут явно планировалась крутая драка. Но потом разработчикам чего-то не хватило — может, времени, а может, бюджета, — и они махнули на все, сведя все дело к трем полякам. «А разговоров-то было...».

«Вовсе не обязательно помещать на сцену тысячу высокополигональных моделей, чтобы показать масштабность происходящих событий. Этому общему принципу следует большинство разработчиков, в том числе — наши студийные специалисты по оптимизации. Обещаю, что батальные сцены, та же горящая Москва, заставят вас поволноваться», — говорил представитель разработчиков в интервью VK Play Media.

Тогда я решил, что в качестве условностей, которые покажут масштаб батальных сцен, выступит анимированный задний план, где идет кровавая сеча. Но в итоге такого нет — а есть битвы с 3-10 противниками. По сути, стычки небольших отрядов — явно не то, чего ждешь от игры про суровый и горячий 1612-й год.

Теперь князь Пожарский в моей голове будет выглядеть именно так
Теперь князь Пожарский в моей голове будет выглядеть именно так

Не лучше и стелс-эпизоды. Герой в игре в принципе не умеет прыгать — с этим еще можно смириться. Но чтобы он не умел еще и переступать через лежащее на земле бревно, и это самое бревно надо было по широкой дуге обходить — ну вот как такое может не выбесить?

Никуда не делись и недостатки, описанные мной в первоначальных впечатлениях от «Смуты». Она так и осталась симулятором ходьбы с обилием ненужной беготни. Есть проблемы и с тем, что игра зачем-то маскируется под ролевую и при этом не дает даже иллюзии выбора в диалогах. Шибко радоваться не с чего.

Марсианская сибириада — подробности о российской игре «Война миров: Сибирь»

Из однозначно хорошего остается сеттинг и визуал. Это выполнено просто отлично. Поэтому, несмотря на все страдания, можно сказать точно — лично мне «Смута» запомнится на всю жизнь. Захочу ли я ее перепройти? Не знаю. Но княжеские палаты, вековые дубравы, пшеницу в полях, каменные церкви и горящую Москву я помнить точно буду. «Смута» во многом «окартинила» для меня эпоху — теперь при упоминании Минина и Пожарского мозг будет подставлять именно их игровые версии.

Игра по такой незатасканной и в то же время судьбоносной для всех нас эпохе могла и должна была стать другой. Возможно, это все же произойдет, ведь разработчики «Смуты» исправляют ошибки и выкатывают один патч за другим. История видеоигр знает примеры, когда оскандалившиеся продукты со временем становились если не тем, о чем мечталось игрокам, то хотя бы чем-то приличным и играбельным — как No Man Sky или Cyberpunk 2077. Хочется надеяться, что такая же судьба в итоге ждет и «Смуту».