Найти тему

Как найти деньги для реализации проектов? Рассказываем, что такое краудфандинг, как он работает и в чем преимущества платформ по сбору денег

Сталкивались ли вы с ситуацией, что хотите провести какие-то исследования, но они требуют определенных вложений, которые (пока) вы не можете себе позволить? Или, например, вы придумали нечто необычное и неповторимое (игру, технологию, устройство, фильм, книгу, да что угодно), но для выпуска первой версии вам нужны деньги.

Что в таких случаях делать? Конечно, можно обратиться к родителям, занять у друзей, поискать финансы в заначках на черный день, обратиться в банк – это все действенные способы с рядом недостатков: от ограничения по сумме до отсутствия заинтересованности в вашем проекте у людей, которые вам готовы перечислить средства.

Какая есть альтернатива? Краудфандинг! Что это такое, почему средства «напрокат» через подобные платформы – идеальный выбор для реализации своих проектов, какие у данного метода финансирование плюсы и минусы? Рассмотрим ниже.

Для начала давайте разберемся, что такое краудфандинг. Краудфандинг – это способ коллективного сбора средств для определенной цели или проекта. В этом процессе участвует три стороны: фаунден – автор проекта или идеи, которую он хотел бы претворить в жизнь, бэкеры – так называемые участники, которые готовы переслать автору копеечку, и крауд-платформа – онлайн-сервисы, где размещается «карточка» проекта, описание и требуемая для сбора сумма.

В чем преимущества краудфандинга и почему этим методом можно и нужно пользоваться:

  • возможность собрать деньги на нужную цель относительно быстро и без обращения в банк;
  • отличный способ заявить о себе и привлечь внимание широкой аудитории к своему проекту;
  • проверка маркетингового потенциала бизнес-идеи и поиск партнеров.

Но вы же не думали, что все так просто, верно? Преимущества понятны и даже в какой-то степени очевидны. Теперь рассмотрим недостатки такого способа поиска денег:

  • Высокая конкуренция: помимо вас на различных платформах (российских или зарубежных) полно других креативных ребят, которые хотят получить свою долю успеха и финансов бэкеров. Решаясь выходить со своим проектом на сайты, помните, что вам придется нехило конкурировать с «коллегами» по цеху и бороться за внимание аудитории и финансирование. Без продвижения будет туго.
  • Риск неудачи: не всегда получается достичь целей по сбору средств, ваш проект может поддержать малое количество людей и тогда все с таким трудом собранные деньги будут возвращены в кошельки владельцев без положительного выхлопа для вас. К такой возможности стоит подготовиться заранее. Отложите на полочку розовые очки и оформляйте проект на краудфандинговых платформах в здравом уме и твердой памяти.
  • Необходимость соблюдать обязательства: как только вы вышли на платформу со своим проектом и пообещали золотые горы всем, кто поддержит вашу идею чеканной монетой, помните, что вы, в случае успешного завершения кампании, обязаны выполнить все заявленные вами же условия. Порой «плюшки» для первых покупателей/инвесторов выходят непомерно затратными, но никогда – слышите, никогда! – не берите свои слова назад и не пытайтесь обмануть тех альтруистов, что поверили в вас, иначе карма вам этого не забудет.
  • Правовые нюансы: у каждой платформы они свои, поэтому перед публикацией проекта внимательно ознакомьтесь с документами и требованиями к автору, сбору денег и «карточке» с описанием вашей идеи.

Теперь же, если вас все устраивает, вы готовы выходить в свет с проектом, то давайте рассмотрим, что обязательно нужно сделать, чтобы запусть краудфандинговый проект.

Во-первых, выберите подходящую платформу. Их довольно много, у всех разная политика и условия. Где-то лучше стреляют технологические проекты, где-то именно творческие инициативы находят отклик, где-то — чисто предпринимательские проекты, направленные на бизнес. Поэтому вам придется немного покопаться в интернете, чтобы найти для себя подходящий сайт. Мы же перечислим самые популярные платформы, которые сейчас имеют широкую базу активных пользователей.

  • Planeta.ru — российская платформа для творческих и благотворительных проектов.
  • Boomstarter — отечественная альтернатива Kickstarter для бизнес-проектов.
  • Поток — платформа для малого бизнеса от Альфа-банка.
  • Kickstarter — международная платформа для творческих, научных и производственных проектов.
  • Indiegogo — международная платформа для творческих, благотворительных и личных проектов.

Во-вторых, когда вы определитесь с сайтом, сформулируйте цель проекта. И это не сбор средств! Целью может быть желание изменить своим детищем мир, помочь старшим, сохранить экологию, построить мировую корпорацию по переработке пластика, наполнить улицы родного города электровелосипедами и так далее. Именно на реализацию своей главной — если пожелаете, архи цели — вы собираете с людей деньги, а не наоборот.

В-третьих, как только вы сформулируете цель, подробно опишите проект: что, зачем, почему, как и кому поможет. Постарайтесь сделать это интересно и не слишком заумно, попытайтесь пробудить в людях, которые это будут читать, любопытство и сопричастность к вашей идее. Вкладывая даже минимальные средства, человек хочет ощутить принадлежность к проекту, на миг побыть вашим коллегой и другом. Дайте ему такую возможность.

Теперь дело остается за малым. Заполните все поля «карточки» проекта на платформе, установите четкие временные рамки для сбора средств и точную сумму, какая вам требуется для реализации. Придумайте выгоду для будущих инвесторов и примерный план продвижения вашей кампании в социальных сетях. Вуаля, теперь все готово. Опубликуйте проект и ждите отклика.

Как видите, краудфандинг — действенный инструмент в умелых руках. Не стоит пренебрегать им только от того, что вы боитесь неудачи или думаете, что кроме вас проект никому не нужен. Позвольте людям решать, расскажите миру о себе! Уверены, у вас все получится.