К таким архитекторам можно причислить швейцарца Петера Цумтора – художник и ремесленник в одном лице, лауреат Притцкеровской премии 2009 года. В 2013 году стал золотым призером престижного Royal Institute of British Architects (RIBA).
Самые известные его проекты – художественный музей в Брегенце, термальные ванны в Вальсе, часовня в Айфеле, музей «Колумба» в Кельне. Однако его творчество мало известно в России.
О том, что больше всего интересует мастера в архитектуре, выбравшего минимализм и брутальные природные формы, он написал в своей книге Atmospheres. Architectural Environments. Surrounding Objects.
На заметку современным архитекторам – мастер считает, что простое строительство обезличивает человеческую сущность. Цумтор говорит, что всегда черпает идеи в природе, и никогда – у других архитекторов.
Его подход к архитектуре лучше всего описывают собственные слова мастера: «В каждой моей работе материал диктовал свои законы. Проекты рождаются из идеи, а эта идея в моем случае всегда сопровождается материалом. Я не представляю способ проектирования, при котором сначала определяется форма, а затем материалы».
Петер Цумтор родился в Базеле в 1946 году в семье мебельщика. Образование получил в Швейцарии и в нью-йоркском Институте Пратта. С 1967 по 1979 год работал в департаменте охраны памятников кантона Граубюнден, занимался реставрацией, планированием и консультированием.
В 1979 году основал собственное бюро в деревне Хальденштайн близ Кура. Сейчас в бюро работает пятнадцать сотрудников. Бюро Цумтора делает выбор в пользу небольших, но уникальных заказов.
В 1988 году Цумтор спроектировал маленькую деревянную часовню для швейцарской коммуны Сумвич.
Большой резонанс получила работа Цумтора для ЭКСПО 2000 в Ганновере – павильон Швейцарии. Экологическая концепция архитектуры Цумтора выразилась в сооружении из наборного бруса из ирландской сосны. На создание павильона ушло три тысячи свежеспиленного дерева. Собран он из повторяющихся элементов, которые подвижно скреплены между собой без клея, болтов или гвоздей – стальными тросами, из-за чего конструкция вибрирует на ветру, под воздействием движения людей.
Лабиринтообразная планировка предлагает человеку как бы найти собственный путь. В жаркую погоду в павильоне было хорошо, как в лесу, в прохладный день – теплее, чем снаружи. Передвигаясь внутри лабиринта в особом микроклимате, человек получает возможность подумать, почувствовать гармонию, пройтись по собственному пути, ощущая запах, фактуру и энергию живого дерева. Критики назвали павильон «генератором новых смыслов», «транслятором единой экоидеи».
Внутри павильона создается эффект тишины, сосредоточившись, человек уже отказывается, не хочет слышать окружающий его шум цивилизации.
Павильон Цумтора в Ганновере не только выполняет свою архитектурную функцию. Он служит, своего рода, образом, знаком, выраженном в дизайне, который доносит главную мысль своего создателя – пора искать гармонию с Природой, мир должен стать человечнее, больше нельзя жить по принципу «быстрее, дальше, выше».
В 1993 году Цумтор разработал проект Topography of Terror Museum, посвященный жертвам нацизма. Его построили в Берлине на месте, где в период нацистского режима находилась штаб-квартира гестапо. Избежав любых метафор, Цумтор создал простую и лаконичную композицию. Музей не достроили – на реализацию Цумтора в дорогих натуральных материалах не хватило средств. В 2004 году недострой снесли.
В 1996 году в Альпах был построен самый известный проект Цумтора – термы в швейцарской коммуне Вальс близ Цюриха. Здание расположено на склоне горы. Купальни построены из плит серого кварцита, добытого в местном карьере. Концептуально здание напоминает горную пещеру. Композиция комплекса символизирует движение в пространстве, где бьют древнейшие источники, и погружение в атмосферу очищения. Архитектура превращается в часть ритуала релакса и очищения.
Удачу концепции закрепила быстро растущая популярность комплекса у туристов. Позже Цумтор написал об этой работе книгу.
В 2007 году близ Кёльна по проекту Цумтора была построена часовня, посвященная Никлаусу фон Флюэ Клаусу. Брат Клаус – создатель собственной мистической доктрины, отшельник швейцарских гор, аскет. Этим объясняются особая эстетика часовни и ритуальный способ ее возведения.
Массивное суровое здание часовни расположено на равнине. Внутреннее помещение освещает свет, рвущийся сверху через отверстие в крыше.
Архитектурное сооружение напоминает какой-то внеземной объект, портал для перехода в другое измерение.
Способ строительства уникален. Древесные стволы были связаны между собой и установлены в форме конуса. Стволы эти послужили опалубкой сооружения. Бетон укладывался в 23 слоя по 50 см. Бревна были сожжены и извлечены после ссыхания – на станах остались следы сожжения. Пол покрыт слоем из олова и свинца.
Акт сожжения внутренней опалубки был, своего рода, ритуалом. Цумтор считал строительство ритуальным, символическим действием.
В 2011 году Цумтор спроектировал для норвежского города Вардё мемориал, посвященный жертвам «охоты на ведьм». Вардё известен как один из крупнейших центров «охоты на ведьм» в Европе XVII века. С 1593 по 1692 годы здесь прошло около 140 процессов над ведьмами, около 100 человек приговорили к смерти и сожгли.
Цумтор создал на побережье монументальную конструкцию, не носящую оценочного восприятия произошедшего в глубине веков. Не комментируя трагедию, архитектор заставляет обдумывать ее.
Монумент состоит из длинной деревянной галереи с окнами, число которых соответствует числу казнённых на этом месте, и отдельно стоящего кубического павильона из чёрного стекла. В павильоне расположена символическая инсталляция Луизы Буржуа — стул с вырывающимися из него языками пламени и семь овальных зеркал над ним.
В том же году Цумтор спроектировал летний павильон для известной лондонской галереи Серпентайн (Serpentine Gallery).
Концепция павильона вдохновлена античными и ренессансными атриумами.
Все просто – от композиции до материалов. За гладкими стенами архитектор спрятал сад с обходной галереей. Здесь все создано для молчаливого созерцания. Основа павильона – деревянный каркас, обмотанный маскировочной сеткой и обмазанный черной мастикой. Над дизайном сада потрудился голландский ландшафтный архитектор Piet Oudolf. Позже павильон разобрали.
В творческой биографии архитектора был и скандальный проект – здание для Музея искусств в Лос-Анджелесе (Los Angeles County Museum of Art, LACMA). Проект Цумтора всколыхнул общественное сознание. Автор «проапгрэйдил» музейное пространство в сторону уменьшения выставочных площадей в два раза. При этом Брэд Питт оценил игру света и тени в новом музейном пространстве. Оставим без наших комментариев проект LACMA, отметив его, как работу незаурядного архитектора, бросившего вызов всеобщим ожиданиям.
Сдержанный эпатаж Цумтора непоколебим. Его мало волнуют тренды – он создает их сам. Его архитектура может нравиться или нет – это не беспокоит мастера. Как истинный художник, Петер Цумтор знает, что ценитель поймет его творчество без потворства.
В отличие от Фрэнка Гери, Захи Хадид или Нормана Фостера, Цумтор не строит масштабные и броские проекты и не проектирует огромные комплексы. Цумтор остается адептом рациональной и скромной архитектуры. А сегодня в передовой практике архитектурного дизайна это стало очень модным.
Цумтор хочет и может себе позволить быть очень избирательным в заказах: «Я строю здание сам от начала до конца, и сам несу ответственность за все, доброе и худое. Я верю в целостность своей работы, и я на этом стою. Мой метод прост: я здесь главный. Мои заказчики не должны разбираться в поэзии, но они должны знать, что поэзия существует. Если они это знают, мы можем работать вместе… Своих заказчиков я учу, и постепенно до них начинает доходить смысл. Но для начала они должны быть открытыми к пониманию того, что такое хорошая архитектура». Доверие заказчиков вознаграждается качественным итогом работы.
Кто еще и современных дизайнеров может похвастаться такой уверенной и независимой позицией?
Специалисты платформы Plandi советуют обращаться современным архитекторам к мировой практике в области архитектуры и дизайна. Создать уникальное решение сегодня может помочь вчерашняя находка. Творчество Петера Цумтора может стать мощным источником вдохновения для сегодняшних дизайнеров.