Мы отставим в сторону вопросы морали, нравственности и справедливости и разберемся только с законом. Незнание закона, терминов и ограничений не поможет избежать ответственности, даже если нарушителю всего 16 лет и он всего лишь сделал репост.
Что нельзя по закону. УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
В России нельзя публично призывать к насильственному свержению власти, изменению конституционного строя, предлагать отделиться от России. Нельзя мешать людям голосовать.
Нельзя говорить, что каких-то людей надо ненавидеть, потому что они во что-то верят, чем-то занимаются или где-то родились. Нельзя предлагать сделать с этими людьми что-то плохое.
Нельзя демонстрировать нацистскую символику, повторять лозунги и воспроизводить нацистские идеи.
Нельзя публично оправдывать терроризм. Нельзя помогать тем, кто этим занимается.
Нельзя публично насмехаться над религиозными символами, святынями и образами. Нельзя публично делать все, что может потенциально оскорбить чьи-то религиозные чувства.
Нельзя делиться такими картинками в интернете и писать комментарии с признаками экстремизма.
Проблема. Определение экстремизма очень широко и размыто, а оскорбления чувств верующих – тем более. Посмотрите официальный перечень экстремистских материалов Минюста (https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/?page=2&), чтобы иметь представление о том, какие публикации, листовки, комментарии, статьи и картинки государство считает экстремизмом и запрещает распространять.
Это важно. Реально перечитайте этот перечень, чтобы увидеть, за что в России могут привлечь к ответственности.
Нужны ли потерпевшие? Нет, заявления от конкретных людей не нужны. Они могут стать свидетелями или понятыми. Ответственность наступает за сам факт публикации, а не за то, что кто-то конкретный оскорбился, кому-то был причинен ущерб или кто-то принял руководство к действию и сделал то, что написано. Публикация – это в том числе комментарий, репост и сохраненная (отправленная) фотография, если ее видно из интернета другим людям. Еще могут привлечь к уголовной ответственности за участие в экстремистском сообществе, даже если оно ничего не успело сделать, а только обсуждало планы. И это не то же, что экстремистская организация, которая запрещена в России.
Кто решает. Это зависит от вида нарушения. Если речь об уголовной статье, разбираться будет следствие и суд. В спорных ситуациях многое зависит от заключения экспертизы. Экспертиза должна проводиться по правилам, но не для всех видов экспертиз такие правила существуют. Эксперт может быть необъективным, а его выводы даже в одной экспертизе могут быть противоречивыми. Если экспертиза проведена с нарушениями, ее можно обжаловать, но найти и доказать нарушения сложно.
Что делать, чтобы не попасть под статью:
• В группе риска дети и подростки, которые не понимают ответственности за публикации и высказывания в интернете. Покажите им, за какие комментарии и публикации в России можно сесть в тюрьму. Если человеку есть 16 лет, это его уже касается.
• Удалите публикации, которые могут попасть под определение экстремизма и оскорбления чувств верующих. Это касается постов в социальных сетях, комментариев на форумах и всего, что могут увидеть другие люди. Это не всегда помогает и не защитит на 100%, но так надежнее.
• Будьте готовы обратиться к адвокату.
Что делать, если это вас коснулось:
• Вызывайте адвоката и ничего не подписывайте до его приезда. Если следователь или судья настроены работать быстро и недобросовестно, адвокат им сильно в этом помешает.
Почему так происходит? Формально потому, что государство должно обеспечивать равенство всех наций, рас и религий, а правоохранители должны бороться с преступностью. По закону репост картинки о превосходстве рас или с высмеиванием святынь может оказаться преступлением.
Вот какую деятельность в России признают экстремизмом. Какие-то пункты кажутся понятными и очевидными, а какие-то вас могут удивить, прочитайте все:
• Призывы или попытки насильственно изменить конституционный строй России, вывести из ее состава город или регион. Попытки помешать людям голосовать, применяя к ним насилие. Попытки помешать сотрудникам госорганов делать свою работу, применяя к ним насилие или угрозы.
• Публичное оправдание терроризма и сам терроризм.
• Публичное заведомо ложное обвинение представителя государственной власти, что он занимался какой-то экстремистской деятельностью, когда был на этом посту. Судебная практика знает случаи таких обвинений и приговоров.
• Пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности человека, если он принадлежит к какой-то социальной группе, национальности, говорит на каком-то языке или выражает какое-то отношение к религии. При этом тут неважно, какую национальность или религию кто-то считает исключительной. Никакой группе людей по закону не отдается предпочтение. Например, экстремизмом будет считаться и пропаганда превосходства православных над мусульманами, и наоборот.
• Публичная демонстрация нацистской символики или атрибутики экстремистских организаций.
• Организация любых из этих действий. Подстрекательство на эти действия, призывы к ним и распространение материалов, которые нужны для этих дел. Финансирование этих преступлений и помощь их организаторам.
Экстремизм – довольно обширное определение. Под него подходит и марш по Тверской с демонстрацией нацистской свастики, и приглашение на этот марш, чтобы пропагандировать идеологию фашизма, и пост в блоге с призывом выходить замуж за мужчин определенной национальности, возвышая их над другими, даже если там сказано, что это личное мнение.
Насильственное (это важно) изменение конституционного строя – это, например, вооруженное выступление против власти, лишение свободы каких-то ее представителей, причинение вреда их здоровью, ограничение законных прав. Это может быть захват систем жизнеобеспечения, призывы к другим государствам с просьбой прислать свою армию, принудительная конфискация имущества у представителей власти.
При этом за насильственный захват власти в уголовном кодексе есть отдельная статья. А вот публичный призыв к нему, оправдание таких действий, даже если их еще не совершили – это уже экстремизм.
Но это не значит, что нельзя организовать митинг, провести его, приглашать туда людей и участвовать в демонстрациях. Не любой протест или недовольство связаны с изменением конституционного строя.
С точки зрения закона, в России можно вести политические дебаты, даже в агрессивной форме. Можно выражать негативное отношение к социальным и экономическим реформам, публично рассуждать о том, что форма правления в России неправильная, власть плохая, кругом коррупция и беспредел с пенсиями и, вообще, давно нужен референдум. Все это не попадает под определение экстремизма, потому что нет призывов к насильственным действиям, которые связаны именно с изменением основ конституционного строя и разжиганием вражды.
Призывать выйти на улицы с оружием, чтобы провести революцию, забрать имущество у богатых, отдать его бедным, а всех чиновников без разбора посадить в тюрьму – это экстремизм. Даже одобрять такие призывы чревато уголовным преследованием. Прочувствуйте эту формальную грань.
На сайте Госкомнадзора с 26 февраля 2022 появилась официальная директива:
«В соответствии с требованием Генеральной прокуратуры РФ Роскомнадзор направил уведомления о необходимости ограничения доступа к недостоверной информации в адрес... (далее перечислена дюжина СМИ.) На указанных ресурсах под видом достоверных сообщений размещена общественно значимая не соответствующая действительности информация об обстрелах украинских городов и гибели мирных жителей Украины в результате действий Российской армии, а также материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением либо объявлением войны».Нужно понять, что так называть нельзя.
Мещанский суд Москвы приговорил муниципального депутата Красносельского района Алексея Горинова, обвиняемого в дискредитации Вооруженных сил России, к 7 годам колонии общего режима. По версии обвинения, 15 марта 2022 г., «действуя по мотивам политической ненависти», он назвал спецоперацию не так, как ее нужно называть, и сообщил ложную информацию о погибших на Украине детях.
Поэтому районный суд Тюмени прекратил дело в отношении девушки Алисы, которая 24 сентября мелками написала на асфальте «Нет в***е» в центре города. За пацифистскую акцию полицейские увезли жительницу Тюмени в отделение и составили протокол по статье 20.3.3 КоАП (публичные действия, направленные на дискредитацию ВС РФ), за нарушение которой гражданам грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.
В суде девушка сказала, что на самом деле написала на асфальте «Нет вобле», потому что испытывает отвращение к данному виду рыбы, и полицейские не смогли опровергнуть это утверждение.
Через 2 года на эту тему высказался Песков:
«Мы находимся в состоянии войны. Да, это начиналось как специальная военная операция, но как только там образовалась эта компашка, когда коллективный Запад стал участником этого на стороне Украины, для нас это уже стало войной. Я в этом убежден», – добавил Песков.
Но это Песков – все остальные должны руководствоваться директивой Госкомнадзора.