Всем известно, что летчики сражаются друг с другом на своих самолетах в небе. И тем удивительнее случай, который произошел с советским летчиком Гомолко Борисом Мефодиевичем в сентябре 1942 года. Летчику пришлось протаранить немецкий бомбардировщик. Немецкий экипаж покинул машину. То же пришлось сделать и советскому летчику. А потом, уже на земле, летчики сошлись в неравной схватке.
Но немного о том, кем был старший сержант Гомолко: после Армавирской военной авиационной школы лётчиков в июле 1942 года Борис Мефодиевич был направлен в 520-й истребительный авиационный полк, которым командовал майоp Чирва Степан Никитович. В полку а этот момент происходило переучивание военных летчиков с пилотирования истребителя ЛаГГ-3 на Як-1.
Уже в сентябре полк включили в 16-ю воздушную армию и направили под Сталинград для обороны города. Самолеты были размещены на аэродроме Алтухово. Совсем скоро молодые летчики вступили в свой первый бой с противником.
Перед полком стояла задача прикрывать железнодорожный узел и город Камышин. Именно эти объекты и выбрали для себя в качестве цели немецкие бомбардировщики "Хейнкель":
Как только перешёл на приём, я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу. Они были на высоте 2000 - 2500 метров, всего десять Хе-111. Моя группа находилась на высоте 800 метров (Воспоминания С. Н. Чирва. "Небо Сталинграда. Смертельная рана люфтваффе". Автор: Михаил Кудинов)
На перехват вражеским бомбардировщикам вылетели несколько советских истребителей. Вскоре в небе заполыхал первый вражеский "Хейнкель", который сбил майор Чирва. Враги расстроили боевой порядок. Часть бомбардировщиков свернула на юго-запад пытаясь скрыться в облаках. Еще один "Хейнкель" не успел спрятаться и попал под огонь истребителя Бориса Мефодиевича. "Хейнкель" вспыхнул и упал на землю возле села Таловка.
Гомолко продолжал преследование противника. Вскоре у него закончились боеприпасы. Не желая упускать очередной "Хейнкель" он винтом своего самолета отрубил хвостовое оперение у вражеской машины. Немецкие летчики вынуждены были покинуть свой самолет. Но и истребитель Гомолко потерял управление. Советский летчик тоже покинул машину.
Борис повел самолет в самую середину строя немецких бомбардировщиков. Огнем пулеметов и пушки он сбил один Хе-111. Но вот израсходован весь боекомплект. Что делать дальше? Молодой пилот имел право выйти из боя. Но разве он мог допустить, чтобы вражеские бомбардировщики донесли свой смертоносный груз до цели?... он бросил свою машину на таран и отрубил хвостовое оперение вражеской машины... (Статья "Его звали Борис Гомолко")
Приземлившись раньше немцев он уже ждал их с оружием наготове. Опустившиеся на землю немцы, увидев что летчик один, решили оказать ему сопротивление. Как оказалось зря:
Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый - скрылся в неизвестном направлении (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП)
Оказалось, что самолет Гамолко не разбился. Он спланировал и успешно приземлился даже без летчика. А вот сбежавший фашист не успел уйти далеко:
Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А перед вечером видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков (Источник: Красные соколы. Советские летчики 1936-1953. Воспоминания)
Пленные фашисты были допрошены в штабе полка. По итогу боя из десяти вражеских бомбардировщиков было сбито пять. Два самолета сбил старший сержант Гомолко. При этом советские летчики закончили бой без потерь. Даже упавший самолет Гомолко не получил серьезных повреждений.
За проявленные героизм и мужество старшему сержанту Гомолко Борису Мефодиевичу было присвоено внеочередное воинское звание лейтенант. Также он был награжден орденом Ленина. После небольшого лечения в лазарете Борис Гомолко вновь вернулся в строй.
К сожалению храбрый советский летчик не дожил до конца войны. 24 сентября 1942 года он вместе с летчиками 563-го истребительно полка вступил в бой против двадцати четырех немецких Мессершмиттов Ме-109. Будучи тяжело ранен он все же сумел посадить свой самолет в степи возле села Александровка. Гомолко доставили в госпиталь, но спасти его жизнь не удалось.
24 сентября 1942 года при обороне Сталинграда лейтенант Гомолко вместе с пятью своими товарищами прикрывая наши наземные войска вступил в неравный воздушный бой с 24 самолетами противника. В этом бою выручая боевых друзей Борис геройски погиб. (Статья "Его звали Борис Гомолко")
Герой был торжественно похоронен возле санитарной части в Алтухово рядом с захоронениями других летчиков-героев и красноармейцев участников Сталинградской битвы. Через много лет от села Алтухово практически ничего не осталось. Затерялась и могила героя.
В 1975 году захоронение обнаружил краевед Василий Дмитриевич Белоусов. Павших героев со всеми почестями перезахоронили у памятника погибшим советским воинам в посёлке Октябрьский в Волгоградской области. Подвиг их никогда не будет забыт.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.