Найти тему
Будо Глобал

Что боевые искусства дают в мирной жизни...

Оглавление

У этой статьи несколько авторов — специалистов в различных видах единоборств. Идею предложил мастер, к тому же кандидат педагогических наук — Николай Бучин. Она заключалась в том, чтобы определить, что именно человек, занимающийся единоборствами, может взять из зала в обычную жизнь, кроме искусства настоять на своём при защите «чести и достоинства». Ведь недаром во многих высших учебных заведениях изучают книгу «Пяти колец» Миямото Мусаси — легендарного воина средневековой Японии, а Дон Шминке написал популярнейшую книгу «47 принципов древних самураев или кодекс руководителя». Источником его работы послужила книга «Будосёсинсю», автором которой был Юдзан Дайдодзи (1636 – 1730). Предпосылка простая —
порой современная жизнь может восприниматься как поединок и «наработки» самураев оказываются полезны. Хотя не хочется делать упор исключительно на восточные единоборства. Вернее, что наши восточные коллеги просто сумели правильно сфокусировать внимание на психологических аспектах и (что немаловажно) красиво их назвать. Но ни одна боевая система — славянская, западноевропейская, кавказская или такая самобытная, а потому и выделенная отдельно — казацкая, не обошли (и тому свидетельство их успехи) «принципиальные вопросы» в процессе своего становления.

---------------

Айкидо

Автор: Николай Бучин, Екатеринбург, Россия
Кандидат педагогических наук, мастер боевых искусств,
4 Дан айкидо, 2 Дан дзёдо, 2 Дан кендо, 1 Дан иайдо, спортивный судья всероссийской категории.


Оптимальные условия для развития традиционными видами боевых искусств включают в себя не только технико-тактическую и физическую подготовку, но и психологическую, которая в сочетании с философией и принципами боевого искусства должна повлиять на воспитание высокоморальной личности занимающихся. В трансляции боевых искусств главенствующим является проявление сущности концепции пути (до), в которой приоритетным является развитие нравственных и духовных начал, а также их влияние на развитие воспитания личности занимающихся боевыми искусствами. Айкидо как боевое искусство включает в себя ряд важных философских принципов — благодарность, уважение, сочувствие, добродетели, мудрость, любовь.

Исторически принцип «дзюцу» (воинские искусства) возник в суровой обстановке ведения средневековых войн, где жизненно важным было уничтожение противника. Принцип «до» (воинские принципы — пути) сложился в послевоенной обстановке, когда в Японии был введён запрет на занятия боевыми искусствами. Принцип представлял больше систему физического воспитания, методов самообороны и духовного развития.

Айки-дзю-дзюцу довольно долгое время незыблемо существовало с точки зрения принципа «дзюцу» — победы над противником. Но изменились времена, а с ними и запросы общества, и методы обучения боевым искусствам. И в этом направлении появилось новое боевое искусство — айкидо, которое было не согласно с принципами силового и жёсткого ведения поединка до победы. Предложив концепцию развития формирования личности на принципах миролюбия и гармонии взамен жёсткому и бескомпромиссному боевому искусству. Тренерам-преподавателям необходимо раскрыть духовно-нравственные основы и механизм трансляции культурных традиций боевых искусств как фундамент и средства разностороннего развития личности.

Теоретическое осмысление, а также осуществление практической трансляции айкидо доказывает, что содержание и форма боевого искусства, и его духовно-нравственные ценности являются важным фактором воспитания личности на примере освоения ими традиций предшествующих поколений. Процесс передачи традиций состоит, в первую очередь, в раскрытии духа и творческих возможностей личности, а лишь затем в передаче формы боевого искусства.

Традиции боевых искусств основываются на философской концепции пути («до»), предполагающей развитие и самосовершенствование духовного начала, а спортивный аспект является вторичным. Формированию разносторонней личности способствует система ценностных оснований боевого искусства — таких, как формирование социально-психологического статуса ученика, направленное на освоение традиций и культурных ценностей.

Основные принципы айкидо:

  • Прямота — дух ни перед чем не склоняющегося разума и справедливости;
  • Мужество — дух отваги и выдержки;
  • Доброта — уравновешенное твёрдым разумом чувство мужественного сострадания;
  • Вежливость — признак способности к самоограничению и развитию чувства уважения к другим;
  • Искренность — это верность истине, честность;
  • Честь — благородство своего духа и достоинства своего состояния;
  • Верность долгу — чувство верности и преданности;
  • Скромность — искренность и отсутствие гордости;
  • Уважение —сочетание скромности и доверия;
  • Самоконтроль — умение сдерживать чувства и страсти;
  • Доброжелательность — основа взаимопонимания, уважения и доверия;
  • Этикет — проявление нравственно-духовных манер.

Основополагающими принципами воспитания личности в боевых искусствах в современных реалиях должны стать патриотическое, морально-этическое и духовно-нравственное воспитание, которое поможет воспитать и сохранить высокоморальных и патриотических граждан нашей страны.
Воспитание личности с использованием традиций боевых искусств нужно транслировать в современных социокультурных условиях, в связи с вненациональной, общечеловеческой и гуманистической основами.
В конце своего повествования хочется отойти от академической подачи материала и сказать, что очень приятно видеть своих учеников (выпускников школ), вступающих во взрослую жизнь, и в которых виден стержень формирующейся личности, основанной на дисциплине, уважении, ответственности. Что выбор в решении жизненных задач основан на духовно нравственных ценностях, а не на применении эффективных технических навыков выбранного боевого искусства!

Карате

-2

Автор: Николай Смирнов, Санкт-Петербург, Россия
Кандидат технических наук, профессор, действитель­ный член Российской инженерной академии, Заслу­женный тренер РФ, международный мастер боевых искусств, 10 Дан карате, 4 Дан джиу-джитсу, действи­тельный член Российской академии карате–до Шотокан

Внутренняя сила, которая определяет поведение человека и его достижения ничуть не меньше, а иногда и значительно больше, чем физическая, является основой успеха не только в бою, но и в повседневной жизни. Очень многое также определяет самодисциплина и принципы, согласно которым вы строите свою личность.

Самураи — а именно у них во многом пытаются забрать всё полезное «восточные единоборцы» вообще и каратисты в частности, — уделяли особое внимание заточке «внутреннего меча», то есть, внутренней силы, позволяющей преодолевать любые трудности. Давайте рассмотрим некоторые базовые состояния, над которыми следует работать. Они являются необходимым элементом занятий боевыми искусствами (например, карате) и могут во многом помочь в «мирной» жизни.

Первым, но не самым важным (они все равны) я бы назвал «кокоро». Это ментальное состояние сосредоточенности на цели, когда всё остальное, кроме достижения её, перестаёт существовать. Оно, кстати, предшествует айути — готовности несмотря ни на что провести свою атаку.

Следующим назовём «кимэ» — оно близко с предыдущим и означает умение сосредоточиться на действии, не отвлекаясь ни на риск, ни на боль, ни на сомнения. Подобная сосредоточенность чрезвычайна важна при той насыщенности нашей сегодняшней жизни всевозможными отвлекающими факторами, которыми она буквально переполнена — новостями и информацией с телевизионных экранов и мониторов компьютеров, с телефонов и различных гаджетов — всем тем, что называется «информационный шум». И созданием этого шума занимаются серьёзные специалисты. Подача ими различной информации делается с упором на известные человеческие слабости, шокирующим представлением материала, заставляя вас отвлекаться от главного и делая из вас «ведомого». Не научившись «кимэ» — то есть, оттачивать внимание на важном, никто и никогда не достигал поставленной цели.

Достигнув успеха в «кимэ» можно начать осваивать состояние «мусин», или состояние «не ума», как называют его мастера карате. В западной терминологии его обозначают как «состояние потока», когда за счёт сосредоточенности вы действуете на уровне подсознания, доверяя ему реагировать на происходящее, когда вы не отвлекаетесь на эмоции, посторонние мысли. Как ни странно, но очень часто мы впадаем в состояние «мусин» при обычном разговоре. Вы наверняка замечали, что порой отвечаете на вопросы и вообще ведёте диалог практически не задумываясь. Вот он — «мусин». Но такой, не тренированный, а потому часто и не приводящий к нужному результату. Поверьте — если поработать над собой, то через какое-то время результат вас приятно удивит.

И, наконец, «зансин» — чувство полного присутствия в настоящем. Вырабатывая в себе подобное состояние вы достигаете ощущения свободы от беспокойства за прошлое и отстранённость от возможных результатов; вы не боитесь неудачи, будучи полностью погружёнными в настоящее. То есть, вы заняты только тем процессом, в котором находитесь — едите, дерётесь, любите, тренируетесь, пишете, играете, слушаете музыку. Кроме этого процесса для вас ничего не существует, но в то, что вы делаете — вкладываетесь полностью. В «мирной жизни» достижение такого состояния даст максимально возможный для вас эффект.

Также немаловажным является следование принципу «кайдзен» — постоянного улучшения, а также гармонии между недостаточным и излишним. Знаменитый Масутацу Ояма говорил: «Карате без темесивари всё равно что дерево, не приносящее плодов». Многие ошибочно представляют тамесивари как способность ударить с максимальной силой и сломать предмет (доску, камень, лёд и тд). На самом деле не менее важной является задача нанести удар с силой достаточной, чтобы добиться цели, но силой не излишней. В качестве примера указывается то, с какой силой вы обычно бьёте комара — таким ударом можно сразу убить несколько сотен кровососущих.

Поверьте — научившись использовать всё перечисленное, вы сможете серьёзным образом изменить свою «мирную» жизнь.

Продолжение следует...