Illustration by Юлия Давлетгареева from Ouch!
Потребление - главный фактор движения постиндустриального общества. Для постоянной стимуляции потребления чего-либо производства пользуются услугами нейромаркетинга, который заставляет нас купить pop-it или все что угодно по скидке.
В этой статье Настя Пискорская рассказывает о природе незапланированных и бесполезных трат и способах спасения своих расходов от них.
Консьюмеры и общество потребления
Модель социального устройства, в которой необходимо постоянно что-то покупать, называется обществом потребления. Впервые о нем заговорили Эрих Фромм и Жан Бодрийяр.
После завершения Второй мировой войны произошел массовый переход на конвейеры для производства недорогих продуктов в большом количестве. Именно тогда возникла модель общества потребления и потребители, или консьюмеры, которые в нем живут.
Главная проблема потребительства в том, что люди начали покупают больше товаров и услуг, чем требует их уклад жизни. Соответственно, интересы и цели повернуты в сторону бОльшего заработка, чтобы купить больше товаров лучшего качества.
Кажется, так выглядит благополучная жизнь - комфортный дом, хорошая машина и одежда, но зачастую все это навязано маркетологами. В итоге люди не получают удовольствия от своей работы или учебы, как главный герой рассказа Бунина «Господи́н из Сан-Франци́ско».
Основные признаки общества потребления
Рассмотрим основные характеристики «consumer society»:
- Шопинг - основная форма досуга. Люди, зависимые от шопинга, ищут спасение в постоянной трате денег и убегают от проблем, которые ждут их вне магазинов.
- Тесная связь экономики и человеческих потребностей. Современный бизнес направлен на производство феноменов культуры за счет рекламы. Поэтому мода так часто меняется и поэтому бренд Zara выпускает новую коллекцию одежды каждые 13 дней.
- Развитая система кредитования. Разнообразные способы быстрой траты денег (банковские карточки, электронные кошельки, карты постоянных покупателей) сокращают процесс принятия решения при покупках.
Можно перестать быть потребителем?
К сожалению, нет. Разве что уйти в горы и добывать себе пищу своими руками. Все мы покупаем товары разных категорий, от этого нам уже не избавиться, потому что это удобно и легко. Однако мы можем изменить свое отношение к этому.
- Попробуйте ненадолго отложить покупку, чтобы не решать импульсивно. Если вещь действительно вам необходима, то вы не передумаете и вернётесь в магазин.
- Проведите уборку. Оставьте только то, что вам действительно нужно. Для лучшей уборки можете прочитать книгу Мари Кондо «Магическая уборка» или ознакомиться с основными правилами здесь.
- Сфокусируйтесь на том, что у вас уже есть. Многие радости жизни могут оказаться гораздо ближе, чем вы думаете.