Тема природы, в той или иной степени, присутствует в творчестве всех признанных мастеров слова. И это не случайно, ведь природа – не просто окружающая среда, в которой существует человек, но сам человек является частью природы.
В произведениях некоторых поэтов тема природы рассматривается особо глубоко, авторы выходят на вселенский масштаб мироздания. Например, Ф. Тютчев, М. Лермонтов, подчеркивая связь человека и мира, смело перешагивают за привычные нам границы планеты и прямо обращаются к звездам.
Действительно, единство земного и космического пространства – это не какая-то поэтическая условность, а очевидный факт реальности, впрочем, обычно ускользающий из нашего повседневного кругозора. Но с развитием технического прогресса человечество приближается к моменту, когда неизбежным станет освоение нами солнечной системы. Сегодня ученые активно изучают планеты и звезды, с помощью мощных телескопов проникают в тайны необозримой бесконечности, поэтому космическая тематика в литературе становится особенно актуальной.
Наверное, замечательный русский поэт-классик Николай Рубцов, как никто другой из словотворцев, сумел показать нерасторжимое единство всех уровней пространства вселенной. И все же, для большинства читателей, он, к сожалению, остается художником сугубо земного существования, воспевшим русскую деревню, реки, березы, родные северные просторы, бесхитростные чувства и отношения исчезающей крестьянской патриархальной культуры. Печально, что такой хрестоматийный стихотворец, чьи творения ушли в народ, стали любимыми песнями людей старших поколений, до сегодняшних дней где-то наполовину не понят, не прочитан.
Чтобы хоть немного исправить это обстоятельство, обратимся к самому известному сочинению Рубцова - так называемой, «визитной рубцовской карточке» - и проанализируем данный текст с космической точки зрения.
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Разумеется, выше приведенные строки рисуют понятные и знакомые каждому человеку образы. Однако, здесь есть и второй, скрытый от невнимательных глаз, глубинный план. Попытаемся его увидеть, для чего мысленно вообразим целостную картину.
Итак, представим: ночная звезда, смотрящая в полынью на замерзшей воде, образует своим лучом как бы мировую ось, на которой держится все мироздание . Сразу на ум приходит архетипическое представление о Древе Жизни (Библия) или об Ясене-Иггдраси’ле (скандинавская мифология). Крона этого дерева олицетворяет собой небесное начало, ствол – земное, а корни – подземный пласт. Очевидно, что в стихотворении Николая Рубцова звезда связана с астральным параметром вселенной, поле и города вдали – с поверхностью планеты Земля, полынья же указывает на нижние, хтонические «этажи»: так поэт в произведении искусно указал на триединство бытия.
Примечательно, что рубцовская звезда – «остановишаяся»; статичность светила позволяет предположить, что речь идет о Полярной звезде, находящейся прямо над северным полюсом нашей планеты и поэтому непоколебимой в постоянном суточном вращении звездного неба.Неподвижность звезды не только пространственная; у Рубцова звезда вырисована в полночь («на часах двенадцать прозвенело») – это символизирует некоторую значимую паузу в ходе времени (12 часов – не что иное, как смычка Альфы и Омеги временного круга, соединение концов зодиакальной цепи), а также демонстрирует безусловную связь всех частей в пространственно-временном континууме.
Архетип Мирового Древа, проглядывающий за осью « звезда-луч-полынья», касается духовного восприятия мироздания человеком. Поэтому Николай Рубцов в произведении выводит читателя на сакральные темы. Он не ограничивается описанием ощущения покоя, естественно возникающего при виде Полярной звезды над полыньей, но прикровенно обозначает главные смыслы, в которых существует вселенная и конкретно родные ему северо-русские полевые просторы.
Звезда поэта «горит, не угасая» вопреки земным «потрясениям», вопреки бедам, которые происходят в человеческой истории, она непоколебимо сохраняет вселенские основы. Более того, луч светила направлен в ледяную полынью, расположенную в российских пределах, а значит, здесь (и больше нигде) находится центр карты планеты, известный древним как Омфал –«Пуп Земли». Таким образом, Рубцов подчеркивает мессианское значение нашей Родины. Пока существует Россия, земной мир удерживается от обрушения в бездну хаоса. Вот почему, Рубцов в своем стихотворении называет Полярную звезду – «звездой полей». Это именно русская звезда – сакральное светило полнощной страны, которую Православная Церковь торжественно чествует "Подножием Престола Божьего".
Завершить разговор о малоисследованной космической стороне творчества Николая Рубцова хочется на личной ноте. Так уж сошлись звезды, что вдумчивое прочтение проанализированного здесь стихотворения однажды послужило для меня, поэта, пресловутой дверью в астральный поэтический мир (недаром, Рубцов и я – земляки). Пусть и для остальных русскоязычных авторов рубцовские произведения станут надежной ступенькой творческого восхождения в небо!
Подписывайтесь на канал "Шанс человека", ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
статья на сайте Избе-Читальня https://www.chitalnya.ru/work/2010253/