Найти тему
Библиостраничка

Эффект «Светланы» – как Жуковский заставил россиян полюбить вымышленное имя

Имя Светлана своим напевным звучанием словно переносит нас в предания старины. Но на самом деле оно появилось не так давно, в начале XIX века, и было полностью вымышленным.

На рубеже XVIII–XIX столетий русская литература использовала множество красивых псевдославянских имён: Прията, Милолика, Добрада и другие. Поддержал этот «тренд» и поэт Александр Востоков, написав богатырскую повесть, в котором возлюбленную князя Мстислава звали Светлана.

Александр  Христофорович Востоков - портрет неизвестного художника (1800-е гг.)
Александр Христофорович Востоков - портрет неизвестного художника (1800-е гг.)

Когда несколько лет спустя Жуковский создавал свою балладу, он вспомнил это имя. Светлана – производное от «свет», да ещё и созвучное святкам – времени действия произведения. Конечно, поэт не мог назвать свою героиню иначе.

"Гадающая Светлана" - картина  К. П. Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского
"Гадающая Светлана" - картина К. П. Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского

Популярность баллады оказалась невероятной: её включали в учебники по русской словесности и в святочные антологии, цитировали, ставили в театре и учили наизусть. А вместе с произведением в моду вошло и имя Светлана. Так называли корабли, пансионы, промышленные предприятия, героинь сказок. Но своих дочерей величать Светланами решались не многие родители: раз имени не было в святках, церковь отказывалась крестить под ним девочек. Взамен предлагался не особенно благозвучный вариант Фотина.

Фрегат «Светлана», 1871 год
Фрегат «Светлана», 1871 год

Ситуация изменилась только после Октябрьской революции. В 20-е годы появилось множество экспериментальных имён, и на фоне Коммунэры или Даздрапермы Светлана уже не казалась экзотичной. С тех пор этим мелодичным именем с удовольствием стали называть россиянок.