Очень серьезный и значимый для моего избирательного округа законопроект «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Карасукского муниципального района Новосибирской области, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа…» рассмотрен сегодня сессией регионального парламента.
В повестке работы сессии - создание в регионе сразу трёх муниципальных округов: Карасукского, Маслянинского и Татарского. По сути речь идет о преобразовании системы управления сельскими территориями.
Муниципалитет – самая близкая людям власть. Жители с каждым годом предъявляют всё больше требований к органам местного самоуправления по решению вопросов более комфортного проживания на территориях. Но, как показала жизнь, далеко не все муниципальные поселения могут положительно решать возникающие проблемы.
Расскажу о своем Карасукском районе. В состав района входит одно городское поселение и 11 сельских. В администрациях сельских поселений катастрофически не хватает специалистов, бухгалтеров, есть проблемы и с главами сельсоветов. Например, один из глав проживает в районном центре – за 30 километров. В другом случае – более полугода полномочия главы исполняет специалист администрации, потому что просто нет желающих участвовать в конкурсе.
При этом, на уровень района просьбе самих глав сельсоветов переданы полномочия в сфере ЖКХ, полномочия по культуре, спорту, ведению бухгалтерского учёта, по содержанию внутрипоселковых дорог и другие. Когда в 2012 году появилась возможность объединить администрации района и районного центра, в Карасукском районе ею воспользовались и ликвидировали администрацию райцентра, передав её полномочия району. Основная доля муниципального имущества в поселениях также находится на балансе района. На районный уровень также делегированы полномочия муниципальных депутатов.
При объединении муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, будут созданы территориальные подразделения, возглавлять которые будут руководители на местах. По сути, ими останутся те же главы поселений, к которым напрямую будут обращаться жители, а полномочия, которые уже фактически вместе с деньгами находятся у района, будут осуществлять специалисты муниципального округа. Это будет тот же муниципальный район, но без деления на городское и сельские поселения.
Предполагается, что такая форма преобразования позволит консолидировать бюджетные, административные, кадровые ресурсы для создания наиболее эффективной системы управления.
В ходе обсуждения перехода от района к округу были выслушаны мнения депутатского корпуса поселковых Советов, глав поселений, руководителей предприятий. Во всех поселениях проведены публичные слушания по вопросу перехода. Эти преобразования одобрила сессия районного совета Карасукского района. И сегодня, в ходе обсуждения, было еще раз отмечено – это законодательная инициатива, как говорят, «от земли».
Фактически Карасукский район уже давно живет в формате муниципального округа. О какой самостоятельности местной власти может идти речь, если доходов сельского поселения хватает только на содержание аппарата местной администрации? Теперь власть в поселении станет не «администрацией», а «территориальным отделом». Но при этом, управляемость и оперативность принятия решений должна повысится за счет единого планирования, единого бюджета, единого кадрового потенциала.
Но за всем этим нельзя не акцентировать главное: задача преобразований в том, чтобы люди никак не ощутили эти изменения на себе с отрицательной стороны, чтобы все вопросы местного значения решались и впредь даже более эффективно.
Сессия Законодательного собрания одобрила в первом чтении законопроекты о создании муниципальных округов в Маслянинском, Татарском и Карасукском районах в качестве пилотных проектов. В связи с особой значимостью вопроса, между первым и вторым чтением документа будут проведены депутатские слушания.