Найти в Дзене
Московский летописец

О Рюриках, норманской теории, династических браках, передаче власти и др. Коротко ...

Откуда взялись Рюриковичи, как выглядели, с кем дружили и враждовали, зачем им сани и почему любили ковры … «Западники были неправы потому, что они отрицали своеобразие русского народа и русской истории» (Николай Бердяев, 1874-1948, русский религиозный и политический философ, социолог) 1. Кто такой Рюрик? Согласно летописной легенде, Рюрик пришёл на Русь из Скандинавии вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрику достался Новгород, Синеусу — Белоозеро, а Трувору — Изборск. Имя Рюрик несомненно восходит к скандинавскому имени Hrærekr. Имена его братьев, по-видимому, несколько искажены. Предположительно, отражают скандинавские имена Signjótr и Þórvarr. Некоторые исследователи видят в Рюрике Рёрика Ютландского из датской династии Скьёльдунгов, жившего в середине IX века. Но эта версия не подкреплена ничем, кроме тождества имён. У историков нет ни независимых подтверждений сведений легенд о Рюрике и его братьях, ни возможностей точной датировки их деятельности. Возможно, легенда д
Оглавление

Откуда взялись Рюриковичи, как выглядели, с кем дружили и враждовали, зачем им сани и почему любили ковры …

«Западники были неправы потому, что они отрицали своеобразие русского народа и русской истории» (Николай Бердяев, 1874-1948, русский религиозный и политический философ, социолог)

1. Кто такой Рюрик?

Согласно летописной легенде, Рюрик пришёл на Русь из Скандинавии вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрику достался Новгород, Синеусу — Белоозеро, а Трувору — Изборск.

Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и Дира на кораблях с дружиной к Киеву. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © radzivilovskaya-letopis.ru
Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и Дира на кораблях с дружиной к Киеву. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © radzivilovskaya-letopis.ru

Имя Рюрик несомненно восходит к скандинавскому имени Hrærekr. Имена его братьев, по-видимому, несколько искажены. Предположительно, отражают скандинавские имена Signjótr и Þórvarr. Некоторые исследователи видят в Рюрике Рёрика Ютландского из датской династии Скьёльдунгов, жившего в середине IX века. Но эта версия не подкреплена ничем, кроме тождества имён.

Сребреник Владимира Святославича. Конец X — начало XI века. На лицевой стороне князь Владимир, на оборотной — трезубец. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images
Сребреник Владимира Святославича. Конец X — начало XI века. На лицевой стороне князь Владимир, на оборотной — трезубец. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

У историков нет ни независимых подтверждений сведений легенд о Рюрике и его братьях, ни возможностей точной датировки их деятельности. Возможно, легенда донесла до нас лишь имена мелких местных властителей.

Установление полновластия династии Рюриковичей заняло достаточно длительное время. Между Рюриком и его сыном Игорем летописец XI века сообщает о правлении Олега, прозванного Вещим, который захватил Киев и воевал с Византией. В ранних вариантах летописи Олег назван воеводой Игоря. Когда же стали известны тексты договоров Олега с Византией 907 и 911 годов, выяснилось, что он заключал их не как воевода, а как носитель верховной власти над Русью. И в летопись пришлось вносить поправки. С XII века Олег стал называться родственником Рюрика, получившим власть по его завещанию.

2. Как относиться к норманнской теории ?

Дискуссию о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности нужно рассматривать в двух плоскостях — научной и идеологической.

С научной точки зрения норманнский вопрос в целом был решён в конце XIX века, когда лингвистами, главным среди которых был датский ученый Вильгельм Томсен, было обосновано скандинавское происхождение десятков имён и названий, известных из древнерусских источников и византийских, греческих, описаний Руси: слов «русь» и «варяги», имён Рюрик, Олег, Игорь и т. д.

Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © radzivilovskaya-letopis.ru
Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © radzivilovskaya-letopis.ru

Не подлежит никакому сомнению, что на Руси с VIII века присутствовало значительное число скандинавов. Изучение роли скандинавского компонента в формировании древнерусской культуры продолжается и остаётся одним из важнейших и актуальных вопросов русской истории.

Есть и идеологический вопрос, который уходит ещё в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов.

К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось. «Антинорманнизм» умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях отторжения в СССР нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остаётся временным и его можно объяснить исключительно вопросами идеологии. Научные аргументы «антинорманнизма» отсутствуют.

3. Рюриковичи были не единственными князьями на Руси

История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе. На самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.

Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наёмники. Были и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.

О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников. Однако летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей. С некоторого момента заметно, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой. Дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.

Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век. © Wikimedia Commons
Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век. © Wikimedia Commons

Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, можно утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем. Известно, что тогда ещё язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв её в жены, — он истребляет всю её семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет «конкурирующую организацию» ...

Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После уюийства Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве…

В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и «таинственной правительницей» со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идёт отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов. Упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей…

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © Wikimedia Commons
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век. © Wikimedia Commons

Объясняет ли скупость источников тем, что Рюриковичи были суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о «выравнивании» династической ситуации на Руси? В точности этого не знаем. Но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, Ольга- правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. И к концу X века застаём Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а, следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции…

4. О Руси как части Европы

Домонгольская Русь — государство в чём-то очень открытое, обращённое в своих интересах в самые разные стороны и направления. Русь достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно, при этом Русь была полноценной частью европейского мира.

Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века. © Biblioteca Nacional de España
Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века. © Biblioteca Nacional de España

Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путём династических браков.

Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками. Например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями.

На карте отмечены все известные династические браки XI века.
На карте отмечены все известные династические браки XI века.

В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад. И дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже.

Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе.

-8

С Русью, несомненно, считались. Русь была «полноценным собеседником», участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера. Особенно охотно обменивались дочерями с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение.

Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 год. Кириллицей: АНА РЪИНА .© Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts
Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 год. Кириллицей: АНА РЪИНА .© Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts

С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы её продолжением, если не частью. С точки зрения же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру…

5. Передача власти и междоусобицы

Распределение княжеских столов среди Рюриковичей происходило по лествичному принципу. Столы имели свои ранги: к примеру, главный стол — Киев, второй по значению — Новгород, третий — Чернигов и так далее (при этом старшинство городов со временем менялось).

Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века. © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images
Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века. © Heritage Images / Hulton Fine Art Collection / Getty Images

Член княжеского рода, если он не был изгоем или больным, получал стол в зависимости от своего старшинства. Когда кто-то из князей умирал, то его стол доставался следующему по старшинству и из города в город теоретически должны были перемещаться все остальные младшие князья. Изгоями считались дети князя, который не успел получить за свою жизнь главный стол.

Так, изгоем становился княжич, чей отец умер до смерти своего отца. Если князья-изгои не добивались большего силой, то лучшее, на что они могли претендовать, — это тот стол, который их отец занимал перед смертью. Естественным результатом лествичной системы были постоянные междоусобные войны старших племянников с младшими дядьями и войны против князей-изгоев. Так, например, в 1078 году двоюродные братья Олег Святославич и Борис Вячеславич, отцы которых умерли ещё при жизни их старшего брата Изяслава Ярославича, восстали против своих дядьёв Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающей битве на Нежатиной ниве погибли киевский князь Изяслав и его незадачливый племянник Борис, Олегу удалось бежать в Тмутаракань, а Киев достался Всеволоду. Отмирание лествичной системы прослеживается с XIII века. Её сменяет более простой удельный принцип, при котором князья больше не переезжают из города в город...

6. Откуда взялись русские титулы «князь», «великий князь», «царь» …

Члены рода Рюриковичей именовались на Руси князьями. Этот титул был заимствован славянами из какого-то германского языка, вероятно из готского — от слова kuniggs, родственного английскому king, немецкому König, древнескандинавскому konungr. О широте распространения этого титула до прихода Рюрика известно немногое, хотя летописцы и называют князьями некоторых людей из других родов.

Папа Лев III коронует Карла Великого зимой 800 года. Миниатюра из «Chroniques de France ou de Saint-Denis». Первая половина XIV века. © British Library
Папа Лев III коронует Карла Великого зимой 800 года. Миниатюра из «Chroniques de France ou de Saint-Denis». Первая половина XIV века. © British Library

Титул «великий князь» появился в XII веке и стал активно применяться к концу столетия в связи с разрастанием рода Рюриковичей и возвышением отдельных князей над другими.

Христос коронует Гертруду и Ярополка. Кодекс Гертруды. XI век. © Wikimedia Commons
Христос коронует Гертруду и Ярополка. Кодекс Гертруды. XI век. © Wikimedia Commons

Изредка применительно к русским князьям использовались и иные титулы. Иногда использовался римский по происхождению титул «цесарь» («царь»). Ярослава Мудрого называли тюркским титулом «каган», заимствованным у хазар. На этот титул претендовал и не названный по имени правитель Руси, послы которого были задержаны франкским императором в Ингельгейме в 839 году.

Святослав Ярославич с женой и сыновьями. Миниатюра из «Изборника». 1073 год. © Российская государственная библиотека
Святослав Ярославич с женой и сыновьями. Миниатюра из «Изборника». 1073 год. © Российская государственная библиотека

Наконец, Даниил Романович Галицкий в 1254 году принял от папы римского королевскую корону, после чего он и его наследники стали именоваться королями Руси. Этот титул ведёт своё происхождение от имени императора Карла Великого.

7. Что известно о внешности князей ?

Византийский историк X века Лев Диакон так описывал внешность своего современника — русского князя Святослава Игоревича:

«Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только заметной чистотой».

(Три фотографии листать)

Интересную параллель описанию Святослава находим на печати его внука Ярослава Мудрого. Лицо князя на печати видно плохо, однако выделяются длинные усы, торчащие в стороны. Лицо Ярослава было реконструировано антропологом М. М. Герасимовым, изучавшим скелет князя незадолго до его исчезновения.

Скульптурный портрет князя Ярослава Владимировича Мудрого, сделанный Михаилом Герасимовым по черепу в 1939 году. Фото РИА «Новости»
Скульптурный портрет князя Ярослава Владимировича Мудрого, сделанный Михаилом Герасимовым по черепу в 1939 году. Фото РИА «Новости»

Во время немецкой оккупации кости были вывезены из Киева и предположительно находятся в США.

Длинные усы носил и сын Ярослава Святослав, чей облик запечатлен на одном из первых листов «Изборника Святослава», драгоценной рукописи, написанной по его заказу в 1073 году. Изображение внука Ярослава, Ярополка Изяславича, известно благодаря Кодексу Гертруды, рукописи, принадлежавшей его матери. Этот князь носил недлинную бороду и короткие усы.

8. Главные атрибуты князя - ковёр, сани, конь …

Древнейшие русские летописи сохранили для потомков лишь минимальные сведения об обиходных предметах, которые окружали Рюриковичей в домонгольское время. Зато о вещах, обладавших не только практическими, но и символическими функциями, всё же можем кое-что в них прочесть.

Конечно, у всякого князя было личное оружие, доспехи, стяг и некие таинственные сокровища, которые он мог хранить, раздавать перед смертью или показывать иностранным послам. При перечислении этих богатств летописец часто упоминает не только привычные золото и серебро, но и поволоки, драгоценные ткани, которые явно ценились не меньше. Праздничное облачение князей, как и оружие, могло передаваться по наследству, а могло и жертвоваться в храмы. К началу XIII века в киевских церквях висели одежды древних князей, которые те оставили «на память собе».

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из «Царского титулярника». 1672 год. © Wikimedia Commons
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из «Царского титулярника». 1672 год. © Wikimedia Commons

Огромную роль в жизни Рюриковича играл ковёр. Дипломатические переговоры и съезды князей подразумевали расстилание ковра и рассаживание на нем основных участников. Отказ или невозможность сидеть с кем-либо на одном ковре были фактически равны невозможности поддерживать дружеские отношения. Умершего князя заворачивали в ковёр, и эта процедура была, по всей видимости, важной частью похоронного обряда. Однако обернуть в ковёр могли не только покойника, но и тяжело раненного или больного правителя, и здесь очень трудно отделить медицинские, практические соображения от соображений сугубо символических.

Столь же двойственным и необходимым для свершения княжеского пути предметом были сани. Значительную часть жизни каждый Рюрикович проводил в дороге, и зимой сани были для него едва ли не основным транспортным средством. Независимо от времени года на сани возлагали тела скончавшихся правителей. Именно таким образом их зачастую и везли в церковь. Скандинавским их родичам в языческие времена сани клали в погребальные курганы…

Сани были предназначены не только для зимних путешествий и погребальных процедур. Совершать длинные переезды летом на санях князь мог и при жизни, если ему случалось тяжело заболеть. Оттого довольно многозначным и наполненным разными смысловыми оттенками оказывается упоминание Владимира Мономаха о том, что он принимается писать свое «Поучение детям», «седя на санех». Невозможно сказать наверняка, имеет ли он в виду долгие зимние поездки, трудную болезнь, неминуемо приближающуюся смерть, или князь риторически обыгрывает все эти значения…

Аверс златника Владимира Святославича. Конец Х — начало XI века. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images.
Аверс златника Владимира Святославича. Конец Х — начало XI века. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images.

Конь был, разумеется, для князя чем-то гораздо большим, чем любой предмет, которым он владел. «Посажение на конь» олицетворяло для маленького Рюриковича начало династической жизни. Нередко это начало сопровождалось большим съездом гостей-родичей…

В бою на героизм коня могли иногда обратить не меньшее внимание, чем на доблесть его хозяина. Так молодой Андрей Боголюбский велел с почестями похоронить на берегу реки такого верного спутника, который вынес его с поля битвы и упал замертво. А весь эпизод со смертью Олега Вещего и пророчеством волхва построен, в сущности, на очевидной привязанности, которую князь питает к своему коню.

Для лучших из коней, на которых отправлялись в походы, существовало и особое слово «комонь». Если в дружиннике чтилось мужество, то коня жаловали за «комоньство его» …

На этом и завершим короткий рассказ о Рюриковичах …

Ярослав Мудрый и его жена Ирина (шведская принцесса Ингигерда). Худ. А.И. Транковский
Ярослав Мудрый и его жена Ирина (шведская принцесса Ингигерда). Худ. А.И. Транковский

Источники и полезная литература :

1. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.

2. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции. Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI — начала XIII века. М., 2006.

3. Назаренко А. В. Братское совладение, отчина, сеньорат (династический строй Рюриковичей X–XII веков в сравнительно-историческом аспекте). Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 год. Рюриковичи и российская государственность. М., 2008.

4. Пчелов Е. В. Рюрик. М., 2012.

5. Стефанович П. С. «Сказание о призвании варягов» или Origo gentis russorum? Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. М., 2012.

6. Томсен В. Начало русского государства. М., 1891.

7. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. Историко-филологические очерки. М., 2002.

8. Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М., 2012.