Найти тему
АНО Совдом

Спасение утопающих — в руках утопающих

Можно ли заставить управляющую компанию работать

Как часто мы, будучи слабо информированными о своих правах, молча миримся с тем, с чем мириться не хотим? Как часто мы просто не знаем о том, как и к кому обратиться за помощью в решении своих насущных проблем? Это вовсе не риторические вопросы. Каждый из нас испытывал такое не единожды. Особенно, когда мы сталкиваемся с задачей, за решением которой приходится обращаться к монополисту. К какому монополисту, вы спросите? А к любому. Вид монополии и рынок, на котором такой монополист работает, — совершенно не важны, важно лишь то, что монопольное положение в большинстве случаев определяет и отношение к потребителям услуг. И по-другому практически не бывает никогда.

Возьмем, например, управляющие компании в сфере ЖКХ, о работе и о качестве услуг которых все знают не понаслышке. Классическая монополия, согласитесь. Или вы сомневаетесь в этом? Тогда скажите — может, вы в силах влиять на размеры тарифов? Или у вас есть доступ к информации о том, как и куда расходуются ваши деньги? А может вы когда-то в своей жизни подписывали «Акт приемки работ» в случае, когда два мазка краской по стенам вашего подъезда провели по статье «текущий ремонт»? Ну, и самое главное — а разве у вас есть альтернатива, и вы имеете возможность поменять поставщика коммунальных услуг? Нет? Тогда «поздравляем» вас — вы имеете дело именно с настоящей полноценной монополией. Что и требовалось доказать.

А что делает любая монополия в случае, когда потребитель не имеет возможности отказаться от её услуг? Правильно — она его не замечает. Ой, простите, зачем же клеветать на уважаемых людей? Она его замечает, конечно же. Ведь она ежемесячно напоминает о себе, присылая ему счета, и случается, что даже отвечает на какие-то обращения в свой адрес. Рассылать счета — это любимое занятие управляющих компаний, можно даже сказать призвание с большой буквы. Ну, а что касается ответов на какие-то запросы и потребности граждан, то это ведь им нетрудно — достаточно привлечь к сотрудничеству пару-тройку юристов и бумажная крепость, сложенная из параграфов, пунктов, подпунктов и обоснований, будет воздвигнута на пути любого обращения любого гражданина. Особенно если то обращение несет в себе опасность расстаться с деньгами. Поэтому бизнес-схема управляющих компаний проста и эффективна: с граждан — деньги, за расходование которых можно не отчитываться, а в ответ — письма-отписки. Схема — огонь, не правда ли? Ну, и кстати, как думаете — может ли отдельный гражданин, получив отписку на свою просьбу, самостоятельно проверить её на соответствие закону, логике и правде? Практически никогда. Ну, разве что ему самому придется стать квалифицированным юристом в этой сфере. В подавляющем же большинстве случаев такой гражданин просто не в силах оспорить нежелание управляющей компании удовлетворить его вполне законные требования. Поверьте — вести бесконечную бюрократическую переписку гораздо менее затратно, чем взять и отремонтировать какой-нибудь подъезд. Если можно не платить, то зачем платить? Если можно не тратиться, то зачем нести расходы? Не забывайте (нелишним будет напомнить) — вы же имеете дело с монополией, и альтернативы у вас попросту нет.

Ну и? «Куды бедному крестьянину податься?» — как верно ставили вопрос братья Васильевы устами одного своего персонажа в известном фильме. Так вот хорошая новость в том, что есть куда. «Есть методы против Кости Сапрыкина» — как было сказано в другом не менее талантливом фильме.
Взять эту «крепость» можно лишь грамотной, последовательной и технологичной осадой. По-другому никак. Но для неравнодушного гражданина-одиночки эта дорога практически непроходима, и этим отлично пользуются управляющие компании. Коллективные жалобы и иски, инициированные советами домов, — это уже лучше, но и даже в этом случае требуется крепкий юридический ресурс, которым далеко не всякий совет дома обладает.
Успех возможен лишь там, где усилия советов домов объединятся с усилиями и возможностями специализированных организаций, целью которых является безвозмездная (что очень важно) помощь советам домов в отстаивании своих прав на получение адекватных услуг от управляющих компаний. Речь, в частности, об Автономной некоммерческой организации «Совдом», у которой количество выигранных дел против управляющих компаний исчисляется уже сотнями. АНО «Совдом», действуя по договору уступки прав требования, заключаемому с советами домов, выигрывает в судах дела, принуждая тем самым управляющие компании к выполнению своих обязанностей, а реальные собственники жилья получают в итоге отремонтированные подъезды, приведенные в порядок придомовые территории и многое другое, в чем им было изначально отказано.

Единственное, что требуется от неравнодушных граждан, это конвертировать своё неравнодушие в активную позицию и обратиться в «Совдом». А дальше начнется реальная работа специалистов этой общественной организации. Нет, результат не будет мгновенным и задача не будет решена «по щелчку пальцев» — управляющие компании с деньгами расставаться не любят. Но если правда и закон на стороне жильцов (а в 99% случаев это именно так), то управляющая компания просто вынуждена будет пойти навстречу гражданам. И не из человеколюбия, вовсе нет, не надейтесь на это. А лишь из-за перспективы обрести бо’льшие проблемы и риски. Именно поэтому требуется ресурс в виде знаний и опыта в этой «войне», которые у АНО «Совдом», безусловно, имеются.

Такова жизнь. И при капитализме другой она не бывает. Но это не повод опускать руки — за свои права и интересы можно и нужно бороться. А победить можно только вместе и только объединив усилия!