Знакомство с книгой Кристофера Воглера «Путешествие писателя» заставило меня задуматься над его теорией. А именно над применением её к сюжетам книг и сценариям фильмов, написанных в России до 2007 года (год издания этой книги). Интересная история в фильме-притче с элементами фантасмагории режиссёра Леонида Квинихидзе «Друг» 1987 года, кажется, совсем не подходит к мифической структуре, предложенной Кристофером Воглером. Тем более история в фильме сильно отличается от героического повествования в нашем современном понимании. Однако, если следовать методу мономифа, то и в сюжете этого фильма прослеживаются все этапы путешествия героя.
Вот как выглядит путь героя согласно теории:
- Герой предстает перед нами в обыденном мире.
- Привычный уклад жизни героя нарушает зов к странствиям.
- Герой пребывает в нерешительности и пытается противостоять зову.
- Но в этот момент на сцене появляется наставник.
- Воодушевленный его поддержкой, герой переступает первый порог и входит в особенный мир.
- Здесь он сталкивается с испытаниями, приобретает союзников и врагов.
- Герой приближается к сокрытой пещере и преодолевает второй порог. Наступает момент главного испытания.
- Одержав победу, герой получает награду.
- На обратном пути в обыденный мир его преследуют враждебные силы.
- Герой преодолевает третий порог и переживает возрождение.
- Полученный опыт изменяет его.
- Герой возвращается в обыденный мир с эликсиром, наградой или сокровищем.
Главный герой, алкаш и БИЧ Колюн, живёт в своём алкогольном мире и не собирается ничего менять. В ежедневных поисках средств на выпивку он однажды покупает на рынке собаку по кличке Друг, и это призыв к путешествию, хотя смысл покупки был меркантильным: перепродав Друга, Колюн рассчитывает получить больше денег на алкоголь. Но Друг является наставником и рассказывает беспросветному запойце о дороге к нормальной жизни. Разговаривающая собака пугает героя — с помощью своего собутыльника Митьки и всяческих уловок он пытается отказаться от призыва к путешествию. На пути Колюна появляется новый наставник в виде хозяйки бежевого пуделя, хотя её роль неоднозначная: вроде она манит его к новой жизни, но одновременно отказывается продолжать путь вместе. Это приводит к провалу в испытании бывшего интеллигентного человека, когда он встречается со своей дочерью. В испуганных глазах девочки видит отражение отталкивающего Монстра, а её плач и отчаянные проклятия бывшей жены гонят его в угарное болото привычного существования. Герою приходится вновь начинать путь к другой жизни, хотя ему не совсем понятно, зачем это надо. При помощи Друга Колюн приобретает некие «волшебные предметы» для поиска Грааля и понемногу приближается к мечте. В этот момент его друг-оборотень Митька и обманщики-живодёры похищают собаку, оставляют героя один на один с испытаниями. Колюн не выносит одиночества и гибнет – так можно трактовать срыв в трезвой жизни и помещение его лечебницу для алкоголиков.
Вот здесь, по моему мнению, происходит философский поворот в структуре путешествия героя, возможный только у русских писателей. Автор сценария Эдуард Акопов просто непостижимым для ума с первого взгляда, да что там говорить и со второго, завершил, в общем-то обыкновенную историю обыкновенного алкоголика. Всё было бы как у всех, если этот алкоголик не был русским. По всем законам герой должен вернуться домой или остаться в новом мире с чудесным приобретением, но нет – наш Колян, обладатель загадочной русской души – стереотипа из литературы об уникальных чертах менталитета русских, возвращается в свою квартиру больной, раздавленный, опустошённый. Вся эта часть фильма снята в тоскливом и унылом чёрно-белом цвете, что передаёт нам душевное состояние проигравшего. Весь смысл такого возвращения — очищении души до производственных настроек. Как писал С.И. Тургенев, что у настоящего русского сердце от ребёнка. Итог путешествия нашего героя: вывернутая наизнанку и оголённая душа, обрётшая способность содрогаться от грубого прикосновения лжи, фальши, предательства. Сквозь слёзы осознанной вины Колюн видит в дверях квартиры своего Друга, и непонятно, то ли это галлюцинация, то ли собака на самом деле жива (хотя многие понимают, что это нереально).
Вот это и есть настоящая награда для героя – душевная боль, дающая жизнь.
В этом фильме герой прошёл весь путь согласно теории книги Кристофера Воглера «Путешествие писателя». Автор проделал титаническую работу, выделив все этапы почти любого хорошего сценария. Теперь вы знаете, как это работает, и сможете с лёгкостью рассуждать о качестве сюжета книги, спектакля или фильма.
Подписывайтесь и высказывайте свои мысли и предложения.