Сегодня, 23 апреля, день рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Он родился в 1891 году (получается 133 года назад). Прокофьев - один из известных академических музыкантов первой половины XX века. Это мой любимый композитор. Он писал для фортепиано и оркестра, сочинял оперы и балеты. Я хочу вас познакомить не только с его музыкой, но и с литературными опусами. В них много радости, солнечного тепла, юмора и интеллектуальных загадок.
Приведу несколько фактов из его творческой биографии:
- композитор родился в имении Сонцовка. Образ светила, созвучного фамилии помещика, будет часто появляться в названии произведений Прокофьева.
- окончил Петербургскую консерваторию два раза (первый раз - как композитор, через четыре года выпустился как пианист). Учился у многих известных педагогов и композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, Н.Н. Черепнина, А.Н. Есиповой.
- в 9 лет придумал свою первую оперу "Великан" (сочинил текст и музыку, ее даже сыграли в домашнем театре).
- писал саундтреки к фильмам. Самые известные для картин С. Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный".
- с самого детства обожал играть в шахматы (даже разыгрывал партии по переписке, как это возможно, читайте ниже).
Поэт Серебряного века К. Бальмонт назвал композитора "ребенком богов" (вундеркинд), "солнечным богачем" и посвятил ему несколько стихотворений.
Сонет "Третий концерт" (написан в 1921 году под впечатлением от первых авторских исполнений).
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками,
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый утончен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете!
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.
Рекомендую параллельно с прочтением послушать эту музыку в исполнении пианиста Александра Малофеева.
Солнце часто появляется в произведениях Прокофьева: от "настоящей нежности" до обжигающего мистического огненного вихря (есть даже опера "Огненный ангел").
Я люблю переслушивать его цикл из пяти стихотворений А. Ахматовой. Первый номер называется "Солнце комнату наполнило". Солнечные блики очень быстро мерцают в партии фортепиано, окружая все теплой энергией, голос звучит бодро и восторженно. А в третьем номере "Память о солнце" (2:52) наоборот все мерно и медленно постепенно замирает, а голос тревожно-пугливо спрашивает: "Что это? Тьма?".
Помимо музыки Прокофьев оставил много литературных текстов, сам композитор отмечал, что с самого детства любил все записывать: "В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись в шахматы, завел тетрадку и стал записывать партии; ... В девять лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами передвижений. В двенадцать - я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник. ... я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех ... Затем мать подарила толстую переплетенную тетрадь... Я писал туда театральные пьесы, результаты состязаний на ходулях, способы вычисления боевого коэффициента военных судов и изобретаемые мною алфавиты. Последнее - чтобы зашифровать дневник" [Автобиография, с. 6-7].
Автобиография открывается "извинительным вступлением":
С чего начать? - Улыбнемся хотя бы и старому анекдоту.
- Как чу'дно я играл сегодня! - сказал артист приятелю. - Как вдохновенно лилась мелодия, как безупречно выходили пассажи!
Говорил он долго, минут пятнадцать, затем законфузился и воскликнул:
- Простите меня, это совершенно неприлично: я все время говорю о себе. Поговорим о чем-нибудь другом. Теперь вы расскажите что-нибудь. Ведь вы были в зале. Ну, например, расскажите как вы нашли мой сегодняшний концерт.
Эта книга понравится не только музыкантам. Прокофьев с эмоциональными подробностями и тончайшими деталями рассказывает обо всем, что с ним случалось с ранних лет. Ее можно сравнить с "Детством" М. Горького или Л. Толстого (у Прокофьева интереснее). Судите сами.
- О детстве в Солнцовке:
" С наступлением весны перед домом сажались цветы в довольно большом количестве... Я вертелся вокруг и клянчил для своего домика... В свою очередь передо мной вертелись Стеня и Сережа. Стеня говорила:
- Вот если бы у меня была моя грядка...
Мне приходит в голову превосходная мысль:
- Знаешь, я продам тебе один квадратный аршин земли. Цена: одна конфета...
Так у Стени и Сережи образовались свои участки, на которых торчало по несколько цветов. ... появилась новая цель для сражений оловянными солдатиками. ... Народ Стени назывался "устиньянцы", от Устиньи, а Сережи - "сергы", ... и мой народ назывался "господинцами", от "господина", любимой куклы, которая была властителем" [Автобиография, с. 80-81].
- Об учебе в консерватории:
"Сегодня у меня была гармония и сольфеджио... Я начал вести статистику, кто сколько делает ошибок по гармонии... Лядов [профессор консерватории, композитор, ученик Римского-Корсакова] садился за фортепиано, ставил тетрадку с задачами на пюпитр и проигрывал задачи, отмечая ошибки огрызком карандаша и время от времени роняя ядовитые замечания. Я стоял позади Лядова с записной книжкой в руках и жано записывал туда название каждой отмеченной ошибки... всего девятнадцать типов ошибок, которые я, вернувшись домой, распределял по девятнадцати графам... у меня была дома целая бухгалтерская работа...
На втором уроке Кобылянский, который особенно попался на зубок Лядову и отошел от пюпитра весь красный, с тетрадкой, перечеркнутой вкривь и вкось, спросил в полголоса:
- Что это вы записываете?
- Я веду статистику ошибок.
- Какое вам дело...
- ... это чрезвычайно интересно! ... вы сегодня принесли (тут я порылся в моей записной книжке) одну задачу, и в ней было одиннадцать ошибок, а Асафьев шесть задач, и во всех шести было тоже одиннадцать ошибок. Отсюда совершенно наглядно видно, что ваша работа в шесть раз хуже асафьевской.
... Докончить мне не пришлось. Кобылянский прыгнул на меня, повалил на пол и оттаскал за ухо" [Автобиография, с. 196-197].
- О шахматах
"В турнире по переписке я почти каждый день получал открытки с ходами. Скорее всего двигалась игра с "бывшим министром" Сабуровым, жившим в Петербурге: дня через два я уже получал ответ на свой ход. Обе партии вышли скучноватыми и сухими, но у меня [фигуры] стояли лучше...
Жажда поиграть за доской была изрядная, и я пошел в Шахматное собрание...
После окончания турнира состоялся сеанс одновременной игры Ласкера [Эммануил Ласкер - второй чемпион мира по шахматам, который сохранял свое звание 27 лет] против двадцати пяти противников... я попал в число игравших против чемпиона.
Ласкер явился давать сеанс во фраке, но в рубашке, в которую он забыл вставить запонки. я осторожно (со всем почтением, которое полагается по отношению к чемпиону мира) спросил его по-немецки, можно ли мне играть белыми. Обыкновенно белыми все партии играет маэстро, дающий сеанс, а черными его противники...
[Дальше Прокофьев очень подробно описывает игру]
Большинство игроков уже выбыло, Ласкер начал играть скорее, пришлось торопиться... Наконец я остановил его проходную пешку, но конь Ласкера был так ловко им поставлен, что я был счастлив, когда Ласкер наконец сказал вопросительно:
- Remis (ничья?)
- Remis! - закричал я...
Я гордо вышел из Шахматного собрания, принимая поздравления...
на следующий его сеанс одновременной игры я попал через двадцать четыре года в Париже [1933 год]. Тут же был кто-то, знавший о моей ничьей. Он взял Ласкера под руку и тихонько шепнул ему:
Вон видите там за доской композитора Прокофьева? ОН однажды в Петербурге сделал с вами ничью во время сеанса и очень гордится этим.
... Играл он аккуратно и выиграл" [Автобиография, с. 404, 433-434].