Мир, в котором мы живем, стремительно меняется! Наша жизнь очень сильно ускоряется, трансформируется, возрастает и скорость этих изменений. Например, по расчетам ученых, за последние 15 лет изменений произошло в разы больше, чем за предшествующие 100 лет. Сильно выросло количество поступающей в наш мозг по разным каналам информации, в том числе благодаря интернету и соцсетям.
Соответственно все, чему мы учились, все знания, которые мы получали до этого, теряют актуальность. Многие из них нам больше не нужны, они больше не помогают нам достигать успеха в нашей работе и в нашей жизни. И в том числе устаревают формы обучения, с помощью которых получали эти знания – формальное государственное образование, зубрежка, чтение книг, и так далее. Всего этого становится мало, поэтому глобально меняются подходы к обучению, а это, в свою очередь, сильно меняет саму нашу жизнь.
В настоящее время все меньше людей проходят стандартный, классический путь в карьере. Ведь как было раньше? Закончил школу, потом техникум или университет, пошел на работу по специальности (это было совсем давно) или не по специальности и работал до пенсии. В лучшем случае еще были курсы повышения квалификации в процессе работы (внешние или внутренние). Такие подходы к построению карьеры еще встречаются в некоторых странах, например в Японии, но в западном мире и в России все меняется очень быстро, многие профессии устаревают, теряют свою актуальность (вспомните бум юристов и экономистов в начале “нулевых”), и эту участь могут постигнуть даже ультрамодные сейчас IT профессии.
И теперь люди все чаще делают крутой разворот в своей карьере. Специалисты по персоналу называют это сменить карьерный трек, маркетологи называют это “Pivot” – резкая смена бизнес-модели, но так или иначе мы все чаще начинаем резко, кардинально и чаще всего безвозвратно менять свою профессию и жизненный путь вместе с ней.
Это происходит по разным причинам. В некоторых случаях люди разочаровывается в своей профессии, они больше не хотят работать внутри нее. В некоторых случаях сама профессия устаревает, теряет свою актуальность (например, классический турагент), и поэтому нет никого смысла продолжать. Ведь люди все чаще покупают туры самостоятельно в интернете или путешествуют сами, без пакетных туров, и профессия турагента постепенно уходит.
Иногда у людей просто меняется вектор интересов или появляется желание освоить какую-то конкретную новую профессию, и он понимает, например, что хочет заниматься программированием или продвижением бизнеса в соцсетях. И что же делать в этом случае? Конечно же нужно идти вперёд, не нужно бояться сменить деятельность. Хотя многие, конечно, боятся, и с этими страхами тоже нужно работать.
Но помимо работы со своими страхами и установками, чтобы освоить новую профессию нужно, конечно же, учиться, переучиваться. Поэтому в наше быстро меняющееся, сумбурное время перемен на первый план выходит обучение. И в первую очередь, конечно же, мы говорим про обучение взрослых. Потому что в обучении взрослых есть свои нюансы по сравнению с обучением детей. И сейчас мы разберемся, в чем эти нюансы!
Все мы знаем, что такое педагогика. Это наука об обучении детей. От греческого слова παῖς (пайд) – ребенок. И ἄγω (агогос) – вести, веду. Но есть ещё такое понятие как андрагогика. Это наука учение взрослых, от греческого слова ἀνήρ (андрос) – мужчина или взрослый человек. То есть андрагог ведет за собой взрослых, а педагог – детей.
И это разные науки и разные подходы к обучению. Не путайте с термином Андрология, что означает немного другое и имеет отношение к медицине!
Впервые сам термин “андрагогика” был использован немецким учителем Александром Каппом ещё в 1833-м году, но сам подход к андрагогике, как к науке, сформировался позже. Его основоположником считается американский педагог, которого звали Малколм Ноулз. Затем многие уважаемые учёные, психологи и педагоги стали развивать теорию андрогогики, и стали ее дополнять и систематизировать.
Итак, в чем же отличие андрагогики от педагогики? Иными словами, в чем особенности обучения и развития взрослых по сравнению с развитием и обучением детей?
Первая особенность - у взрослых людей чаще всего уже есть определённый опыт по отношению к какому-либо предмету. И это в том числе и знания, и навыки, и опыт прожитой жизни. И взрослому человеку важно понимать, какое место новый получаемый опыт, новые знания займут в его сложившейся системе ценностей и убеждений. И каким образом его предыдущий опыт будет соотносится с теми знаниями, которым он получает в данный момент, в момент обучения.
Ведь он прожил уже немало лет и получил определенный опыт (в отличие от ребёнка, который только начинает свой жизненный путь). Поэтому все, что начинает изучать взрослый человек, он всегда соотносит со своим текущим опытом в этой области. Например, если он начинает изучать подходы к убеждению других людей, то он себя начинает вспоминать: а как же он убеждал раньше и насколько хорошо или плохо у него получалось?
И он начинает думать: а если я начну применять новые подходы к убеждению (например, при убеждении начну подсвечивать пользу от моей идеи для другого человека), насколько этот прием сможет помочь мне? Насколько он соотносится с тем, что я применял раньше? И в этой особенности, с одной стороны, есть положительный момент. У взрослого человека есть опыт, в отличие от ребёнка, и он может использовать его при обучении, взяв свой опыт за основу.
С другой стороны, тут может быть опасность в том, что его предыдущий опыт, его предыдущий знания, его убеждения или, как говорят психологи, его психологические установки, они ложные, неправильные, или, скажем так, не способствующие успеху, или даже ложные.
Например, взрослый человек изучает подходы к управлению людьми. Как разговаривать с подчинёнными, как доносить им свои задания, как контролировать исполнение и давать им обратную связь. И он сравнивает и соотносит все эти подходы и теории с предыдущим опытом, с предыдущим пониманием того, как нужно вести себя с подчиненными. То есть если раньше у него было, к примеру, чёткое понимание, убеждение в том, что на подчинённых, чтобы донести им задание, и чтобы они исполняли его более эффективно, нужно обязательно наорать, то есть повысить голос.
А в соответствии с новой теорией, он видит, что делать это категорически не рекомендуется. И нужно, наоборот, избегать проявления эмоций и выдавать задания подчинённым спокойно, сдержанно. И все это вступает в сильное противоречие с его предыдущим опытом и убеждениями. Он думает: так, до этого я всегда кричал на свою команду, и у меня был результат, они начинали работать лучше и буквально бежали выполнять задания. А сейчас мне говорят, что этого делать не нужно. Поэтому, возможно, то, что мне сейчас говорят – это неправильно и не работает на практике?
По причине таких вот конфликтов новых подходов и прошлого опыта взрослого человека на первое место в обучении взрослых выходит роль преподавателя, то есть андрагога. Того, кто обучает взрослого человека. Именно он (помимо психолога, конечно) должен работать с неправильными, вредными и даже опасными психологическими установками, убеждениями, взглядами и ценностями. И мягко подсвечивать ему правильность новых убеждений, касающихся предмета обучения и наоборот, неправильность его прежних установок. Это можно делать с помощью примеров, ссылок на исследования и статистику, с помощью погружения участника в специальную ролевую игру, с помощью которой и с помощью правильных вопросов со стороны преподавателя или тренера он поймет ложность своих предыдущих установок. Кстати, сделать это часто непросто. Поверьте моему опыту человека, который профессионально занимается развитием взрослых. Ведь взрослые люди в силу разных особенностей характера неохотно признаются себе и особенно другим (и особенно в группе людей) в том, что они ранее делали что-то неправильно или мыслили в неправильном ключе. Это большой удар по самолюбию, по самооценке человека. К тому же банальная ригидность мышления также может мешать человеку переосмысливать свой опыт и начинать применять новые подходы и инструменты.
Вторая особенность андрагогики. Для взрослого человека очень важна реальная применимость полученных при обучении знаний и навыков на практике. Ведь взрослый человек, в отличие от ребёнка, сам прекрасно понимает, для чего ему нужно обучение. Он осознанно подходит к выбору предмета обучения, и он хочет научиться чему-либо, чтобы, например, улучшить качество своей жизни или сделать рывок в карьере, получить новую профессию, новое ремесло в жизни, овладеть новым хобби. Ну и вообще выйти на некий новый уровень. И он сам этого хочет, и он, соответственно, хочет, чтобы то, что он получил при обучении, он смог бы прямо сейчас пойти и применить. В отличие от детей, которые учатся просто ради обучения, постигая разные предметы и узнавая мир с разных его сторон. И пока не думают о том, как использовать все это в жизни. Поэтому взрослый человек всегда анализирует получаемые знания и навыки на предмет внедрения их в его жизнь, и отсюда повышенная требовательность взрослых к качеству и формату обучения.
Третье отличие андрагогики от педагогики вытекает из предыдущего пункта. Это тип мотивации к учебе. У детей мотивация к учебе чаще всего внешняя. То есть она идет со стороны, например родителей, которые заставляют ребенка учиться под страхом наказания. Или с помощью поощрения, или в комплексе, искусно используя метод кнута и пряника. Или это внешняя мотивация со стороны учителя, который воздействует на ученика, побуждая, а иногда и откровенно заставляя ребенка учиться. И он так же, как и родители, может наказать ученика (публично отчитать перед классом, вызвать родителей) за то, что он не выполняет учебные задания, или не ходит на уроки. Да и сама система оценок в школе направлена на стимулирующее воздействие на ученика. Если у него будут плохие оценки, то он может получить нагоняй от родителей, и это будет для него проблема. Если он хочет избежать наказания или, наоборот, заработать расположение родителей или уважение учителей, то он будет стараться эти оценки зарабатывать. Но в любом случае в его мотивации к учебе есть какие-то внешние факторы. То есть, сама полезность или практическая применимость знаний для ребёнка не так важна. Пользу (или ее отсутствие) от школьных знаний он в лучшем случае осознает потом, когда будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями. И вспоминать уроки алгебры и геометрии. Чтобы соотнести затраченные на эти предметы время и их полезность:).
Ну а мотивация к учебе взрослого человека чаще всего – внутренняя. Он сам хочет что-то изучить для применения в жизни. И это вызывает у него желание тратить усилия, время, деньги на обучения. Хотя бывает и фактор внешней мотивации тоже. Например, если жена заставляет мужа учиться чему-то новому, к примеру, пойти на курсы управления гневом или на тренинги по контролю над вредными привычками).
Четвертая особенность андрагогики. Это особенность поведения учащихся в процессе обучения. Взрослые больше нацелены на само обучение и его результат, они сконцентрированы, сосредоточены, они более ответственно подходят к процессу, в том числе к выполнению разного рода заданий в процессе. Ведь их уровень мотивации к обучению гораздо выше, чем у детей, и как мы уже выяснили ранее, их мотивация внутренняя. Но при этом в силу высокой требовательности к качеству знаний, к личности преподавателя (если он присутствует в процессе, ведь учиться вполне можно и самостоятельно), к применимости знаний их изначально высокий уровень мотивации может резко упасть. И они прекратят процесс обучения. Ведь внешней мотивации нет, поэтому стимулировать их некому, и тогда все пропало, обучение летит в мусорную корзину. К тому же образ жизни взрослых людей часто не на помощь обучению, а, скорее, вопреки – много работы, семья, хобби, спорт, бытовые обязанности. Ну или хотя бы что-то из этого списка). Дети в этом плане более стабильны, ведь жизнь еще не засосала их в свою пучину делами и обязанностями, к тому же хоть и на внешней мотивации, но они более-менее ровно вытягивают программу до конца. Ну а потом сдают экзамены и на следующий день все благополучно забывают)
Пятая особенность андрагогики. Как в педагогике, так и в андрагогике важна роль преподавателя. И если для детей преподаватель - это такой непреклонный авторитет, которому они подчиняется, которого они слушают и который выступает с позиции наставляющей, авторитарной, и дает им какие-то знания (то есть ОН их учит, ведь он всегда старше, опытнее и, скорее всего, умнее их). И дети от него воспринимают все знания как будто на чистый лист бумаги, они ожидают от него инициативы по формату обучения и программе.
В случае взрослых людей и андрагогики роль преподавателя несколько иная. Это уже в меньшей степени позиция сверху (то есть я тебя научу, я знаю как, а ты просто слушай и делай все, что я говорю). Это уже, скорее, позиция на равных, так как есть понимание, что участники обучения тоже взрослые люди, как и он, они тоже эксперты в своем деле, они могут быть опытнее, умнее, мудрее, успешнее, да и элементарно СТАРШЕ (часто намного) чем сам преподаватель. Но и преподаватель тоже специалист своем деле, эксперт, который может дать нечто ценное участникам. Так что это такой, скорее, горизонтальный обмен, а не вертикальный, сверху вниз, как у детей. Соответственно, роль преподавателя здесь в большей степени помогать взрослым людям учиться, то есть создавать необходимые условия, полезную среду, в которой люди будут учиться и развиваться сами. Поэтому главный вывод этого момента в том, что детей учат, их учит кто-то, а взрослые люди учатся сами. И преподаватель - это человек, который помогает им учиться и создает условия для эффективного обучения.
Итак, сегодня мы разобрались в отличиях науки об обучении взрослых, или Андрагогики и науки об обучении детей, Педагогики. Поэтому в след раз хорошенько подумайте, прежде чем называть меня педагогом, ведь я развиваю только взрослых людей!:)
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Ваш Роман Консильери