В какие-то минуты императору казалось, что он – жертва некоего злого рока, который решил подшутить над человеком, оказавшимся на престоле. Совершенно не готовый к ответственной роли «помазанника Божьего», Николай I уже в самом начале своего царствования столкнулся с серьёзными проблемами.
Одним из бедствий, свалившихся на Россию, оказалась русско-персидская война, разгоревшаяся в 1826 году. К тому моменту император правил страной менее года и не имел опыта решения государственных проблем. Но почему Персидская империя бросила вызов России? Как события в Петербурге спровоцировали войну с Персией? И на что рассчитывала каждая из сторон, вступая в это противостояние?
Немного предыстории
Конфликтовать с Персией Российская империя начала ещё на заре XIX столетия. Тогда, несмотря на массу внешнеполитических проблем, русским войскам удалось поставить на место своего противника. Война завершилась победой России, к которой отошла часть территорий, прежде занимаемых персами.
Подписанным в 1813 Гюлистанским мирным договором персидские власти остались недовольны, однако на тот момент снова бросить вызов России не могли – их ослабленная и потрёпанная армия едва ли могла считаться сильным противником. Вот только и в Российской империи, и за её пределами люди понимали, что гордые персы не смирятся с потерей Закавказья, а значит, раньше или позже постараются взять реванш.
Когда в России произошла смена власти, ознаменовавшаяся кризисом междуцарствия, персы поняли, что пора действовать. Теперь они вели себя куда агрессивнее, чем прежде. А вспыхнувшее в Петербурге восстание декабристов и вовсе дало понять Персии, что новый русский царь – человек неопытный и слабый, если не сумел предотвратить бунт против своей власти.
На тот момент Россию куда больше волновали проблемы внутренние, нежели внешние, и персидская сторона решила этим воспользоваться. Но неужели Николай I не пытался избежать вооружённого столкновения с недавним врагом?
Тщетные попытки
К чести императора стоит сказать, что он, как и прежний правитель, его старший брат Александр I, прикладывал немало усилий, чтобы избежать очередной войны с иранцами. По его инициативе в Тегеран была отправлена дипломатическая миссия, которую возглавил Александр Меншиков (да-да, он был потомком того самого Меншикова, сподвижника Петра Великого).
Вот только все попытки Николая Павловича решить разногласия мирным путём оказались напрасными. Персидская империя намеревалась вернуть потерянные земли Закавказья – это, если можно так выразиться, для страны был «вопрос чести». Над предложениями русских дипломатов персы просто посмеялись, посчитав, что русский царь – трус, если боится вступить в схватку с врагом. Но какой была третья сторона в этом конфликте?
Британский след
Казалось бы, проблема кавказских земель касалась исключительно русских и персов, но нет – была и третья сторона, которая имела собственные интересы в этом конфликте. Далеко не последнюю роль в разжигании войны сыграла Британия, которая всячески подталкивала Персию к войне с Россией, переживавшей далеко не лучшие времена.
На руку британцам стала активность в Иране Аббас-Мирзы, который начал открыто пропагандировать необходимость войны с русскими. Англичане были заинтересованы в войне, которую, как уже не раз делали, собирались вести чужими руками (вот совсем не удивительно...). Уже не первый год Британия конфликтовала с Россией по поводу торговых дел. Не сумев победить русских на экономическом «поле боя», британцы решили действовать привычным методом – подталкивая к войне с Россией её сильного соседа.
Интересно, что в ту пору в некоторых восточных странах начали нарастать пророссийские настроения. Как думаете, могло ли это нравиться Персии? Разумеется, нет, а потому иранцы намеревались вернуть прежнюю «монополию» власти и влияния в регионе. Британцы же ещё до начала боевых действия начали активно поставлять персам оружие и боеприпасы, отправлять своих военных инструкторов. Какие же цели ставила перед собой каждая из стран-противниц?
Намерения противников
К началу лета 1826 года стало ясно, что война с Персией не за горами. Император Николай I был готов вступить в противостояние – он понимал, что никакими дипломатическими уговорами персов не переубедить. У российской стороны не было непомерных амбиций относительно присоединения новых земель. Однако император отмечал, что некоторые территории представляют особый интерес:
«Нам достаточно Эривани с компанией. Удовольствуемся этим и не зайдём далеко в наших расчётах».
Совсем иными были планы персов. Они намеревались овладеть Закавказьем и отодвинуть русские войска за Терек. Собрав огромную армию, Аббас-Мирза рассчитывал на помощь горцев, которые должны были ударить по русским с тыла. Война вспыхнувшая на Кавказе 31 июля 1826 года, оказалась одним из самых жестоких и кровопролитных конфликтов в истории нашей страны. Героической страницей этого противостояния стала оборона Шуши, о которой я расскажу в продолжении нашей истории.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))