Сегодня поговорим о вкладе русских композиторов в мировую музыкальную культуру. Вклад этот невозможно переоценить.
(Думаю, для ответа нужно назвать несколько имен композиторов, а об одном из них рассказать немного подробнее).
Здесь коротко о наших самых великих русских композиторах: https://thegirl.ru/articles/kulturnyi-khod-samye-izvestnye-russkie-kompozitory/
Петр Ильич Чайковский считается сегодня самым популярным русским композитором во всем мире. Однажды, слушая его музыку, расплакался в филармонии Л.Н. Толстой, а он был великий ее ценитель. Чайковский написал 10 опер («Евгений Онегин»,«Иоланта» «Пиковая дама», "Мазепа" и др), несколько симфоний, знаменитые во всем мире балеты «Лебединое озеро»,«Щелкунчик» и "Спящая красавица",множество фортепианных миниатюр, более 100 романсов, ряд симфонических произведений.Музыку Чайковского отличают лиричность, простота и мелодичность,эмоциональное богатство и профессионализм.
Здесь Танец маленьких лебедей. Чайковский. Лебединое озеро (1983).https://www.youtube.com/watch?v=79n9i3sap1I&t=4s
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975)— русский советский композитор, пианист, народный артист СССР, лауреат множества премий. Автор нескольких опер, сонат, балетов, музыки к фильмам(его "Песня о встречном" к фильму "Встречный" некоторое время была гимном ООН, 1945г.). 9 августа 1942 года в блокадном (Да,Карл!)Ленинграде была исполнена его Седьмая симфония. Для качественного исполнения сложной симфонии нужно было 80 музыкантов, а в городе в живых оставалось не более 20, поэтому их искали как в голодном Ленинграде, так и на ближайших фронтах.Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям. Её слышали не только жители города, но и немецкие войска, стоявшие вокруг города. После войны немецкий турист, ветеран Вермахта, говорил дирижеру Карлу Элиасбергу, что "слушая эту музыку, мы поняли, что проиграем войну."
А теперь послушайте "Русский вальс" Шостаковича и посмотрите как под него танцуют во всем мире. Мне кажется, что этот вальс, как никакой другой, передает особенности русской души.
Теперь о советской рок-опере.
Рок-опера сочетает в себе две формы искусства - театра, рассчитанного на искушенного зрителя, и развлекательной музыки, рассчитанной на массового. Первая в мире рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» состоялась в 1971 году в США. Первая советская рок-опера - «Орфей и Эвридика» (композитор А. Журбин) состоялась в Ленинграде 25 июля 1975 года. 10 лет она продержалась на сцене при неизменных аншлагах. Потом в СССР были созданы такие рок-оперы, как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Стадион»и другие. В СССР любили рок.
20 октября 1981 года вся театральная Москва буквально встала на уши. В этот день на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленком)состоялась премьера спектакля «Юнона и Авось».В 1983 году спектакль был записан для телевидения. Это непременно надо посмотреть!!! Спектакль идет до сих пор при неизменно полном зале, но его первый состав неповторим. Именно он сделал «Юнону и Авось" классикой жанра.
«Юнона и Авось» основана на реальных событиях. В названии рок-оперы обыгрываются имена парусных судов «Юнона» и «Авось», и слово "авось". Смысл этого слова не понимают иностранцы, корни его лежат в глубокой древности, как говорят лингвисты, и означает оно отсутствие расчета в поступках и надежду на Божий промысел в безнадежной ситуации. Послушайте "Песню моряков" ниже!
Николай Резанов (1764—1807), русский дипломат и основатель торговой Российско-американской компании отправился в Калифорнию, чтобы договориться с комендантом Сан-Франциско о поставках продовольствия для русских поселенцев на Аляске. Здесь он знакомится с 15-летней дочерью коменданта Консепсьон Аргуэльо - Кончитой (1791—1857) и влюбляется в нее. Чтобы получить от русского императора Александра I разрешения на брак с католичкой, Резанов направляется в Санкт-Петербург (только представьте расстояния и отсутствие дорог!), но заболевает по пути и умирает. Кончита по сюжету мюзикла будет ждать его 35 лет. В реальности она так и не вышла замуж, а потом ушла в монастырь. Таков сюжет рок-оперы.
Чудом называл Марк Захаров то, что спектакль был принят комиссией министерства культуры с первого раза. В стране победившего атеизма на сцене появляется Богородица с младенцем, звучат православные песнопения в ритме рока, а песня моряков заканчивается поднятием андреевского флага военно-морского императорского флота. Рыбников вспоминал: "Мне кажется, некий патриотизм сработал, почувствовали своё. И молитвы были, но свои, и романсы были, но тоже свои. И это прошибло, мне кажется, души и сердца чиновников того времени».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271020/47972/
Лучше, чем этот ролик дать представление о рок-опере невозможно (заодно и смысле слова "авось").