Разве может музыка пройти мимо такой темы как "добро и зло"? Конечно, нет. Все мы помним как Паганини называли "скрипачом дьявола", а католическая церковь запрещала его хоронить. Его закапывали несколько раз, и столько же раз выкапывали. Но это было в 18 веке. А что сейчас? Неужели рок-музыканты современности упустили эту тему? Нет. Кто-то из давно живших обронил фразу, что "у дьявола все мелодии лучшие". Так как же музыканты открыли свою темную сторону через сочиненные ими песни?
Тема сатаны и зла всегда будет интересовать авторов песен, какой бы противоречивой и тревожной она ни была.
По предложению одного из моих постоянных читателей вставил сразу песню Lady Evil Black Sabbath, хотя она не совсем о дьяволе, а больше о ведьмах. Но может ведьма и есть дьявол в женском обличии?
Более ста лет назад бабушка выгнала Джелли Ролла Мортона из дома за то, что он играл “музыку дьявола”. Так она называла джаз. Но джаз был далеко не последней формой популярной музыки, которую обвинили в сговоре с сатаной – такое же обвинение позже было выдвинуто в адрес блюза, рок-н-ролла, хэви-метала и хип-хопа, а также таких исполнителей, как Eagles и Rolling Stones, и это неполный список.
В 20-е годы в Америке джаз считался музыкой для борделей и питейных заведений. Как вспоминал Мортон:
“Когда моя бабушка узнала, что я играю джаз в одном из таких домов и в барах, она сказала мне, что я опозорил семью, и запретила мне жить с ней в одном доме… Она сказала мне, что дьявольская музыка наверняка приведет меня к нравственному падению, если я не оставлю свое увлечение в прошлом”.
У дьявола все мелодии хороши. Иначе как привлечь последователей.
Даже при выступлении биг-бэндов в концертных залах возникали опасения, как поведут себя зрители. К саксофонам относились с подозрением (этот “скандальный” инструмент был запрещен папой Пием X в 1903 году), потому что они использовались для исполнения джаза, вызывавшего непристойные танцы, общественность била тревогу и высказывала моральное возмущение. В конце концов, дьявол знал, как соблазнять, будь то яблоком или сексуальным ритмом. В 20-е годы джаз был запрещен в сотнях публичных танцевальных залов.
Проблемы были не только из-за синкопированных ритмов. Никто точно не знает, кто из священнослужителей 18-го века сказал, ту самую фразу что “у дьявола самые лучшие мелодии”, но задолго до того, как Джелли Ролл Мортон записал песню, связанную с дьяволом, под названием “Boogaboo”, классическая музыка уже вызывала ужас из-за “танцевальных кошмаров” и безнравственные симфонии.
Венецианский композитор Джузеппе Тартини (1692-1770) сказал, что на написание “Сонаты соль минор”, так называемой “Дьявольской трели”, его вдохновил сатана, который, играя на скрипке, явился ему во сне. Сатана сам был в некотором роде мультиинструменталистом, потому что, как говорится в Книге Пророка Иезекииля 28:13, помимо игры на скрипке, у него были свои собственные инструменты (табреты - маленькие барабаны – и свирели), встроенные в само его существо.
Тартини был одним из многих композиторов, которые использовали тритоны - музыкальный интервал, который длится целых три тона и который получил название “Diabolus in Musica” или “Дьявольский интервал”. Эти диссонирующие аккорды вновь появляются в хэви-метал музыке таких групп, как Slayer и Black Sabbath, и даже в музыкальной теме "Симпсонов". В документальном фильме “Metal: A Headbanger's Journey" продюсер Боб Эзрин, который работал с Элисом Купером, KISS и Deep Purple, он сказал: "В тритоне есть что-то очень сексуальное. По-видимому, именно этот звук использовался для пробуждения зверя”.
Таким образом, несмотря на то, что дьявол является архетипическим персонажем, который играл ключевую роль в популярной музыке с самого начала эры звукозаписи, что действительно укрепило мощную псевдоромантическую связь между музыкой и оккультизмом, так это вера в то, что музыканты могут продать ему свою душу в фаустовском обмене на музыкальное величие.
У меня есть статья о моем любимом гитаристе - Роберте Джонсоне. Легенда обрела свой апофеоз в лице Роберта Джонсона, музыканта, родившегося в штате Миссисипи, который, предположительно, продал свою душу самому сатане в полночь неподалеку от той самой плантации Докери, где вырос блюзовый певец Чарли Паттон. Согласно мифу, Джонсон превратился из обычного странствующего музыканта в одного из величайших гитаристов всех времен после заключения договора с Вельзевулом (возможно, у дьявола почти столько же имен, сколько нарядов у Леди Гаги). А легенда о человеке, сочинившем “Hell Hound On My Trail”, только укрепилась после его загадочной смерти (возможно, убийства) в возрасте 27 лет.
Легенда о том, как “Король Дельта-блюза” обрел свои способности, остается актуальной, вдохновив режиссера Уолтера Хилла на фильм 1986 года "Перекресток", в котором оригинальная музыка написана Раем Кудером, а легендарный блюзмен Сонни Терри играет на губной гармошке. Сюжет о блюзовом гитаристе, который на перекрестке своего родного города в полночь встретил дьявола, и заключил с ним сделку о том. что он будет лучшим блюзовым гитаристом всех времен. За это он продал ему свою душу. Примерно эта же легенда является частью замечательного фильма братьев Коэнов “О, брат, где ты?”, а также эта легенда послужила источником вдохновения для хита 1979 года "The Devil Went Down To Georgia" группы Чарли Дэниелса.
С тех пор для музыкантов стало привлекательным заявлять (с разной степенью серьезности), что они тоже заключили свою собственную сделку с дьяволом. Так или нет - проверить невозможно. Утверждают, что Джон Леннон делал такие заявления, что причина успеха Beatles заключалась в том, что он продал свою душу дьяволу, хотя это утвреждение вызывает у меня сомнение. И Кэти Перри и Eazy-E - одни из тех, кто недавно сделал такое же заявление. А Джон Бон Джови пошел дальше всех, заявив журналу для подростков Smash Hits, что “я бы убил свою мать за рок-н-ролл. Я бы продал свою душу”.
Но в использовании мистики в своих карьерных интересах нет ничего нового. Пити Уитстроу, влиятельный блюзовый музыкант 30-х годов, переименовал себя в “Верховного шерифа из Ада” и “Зятя дьявола”.
Для некоторых музыкантов, воспитанных в уважении к церкви и придерживающихся традиций госпел-пения, связь между блюзом и дьяволом вызывала беспокойство, но многие не смогли разглядеть романтики в легенде о Роберте Джонсоне. Маэстро блюграсса Билл Монро записал поучительную песню “The Old Cross Roads”, в которой содержалось предупреждение: “Не позволяй старому сатане взять тебя за руку / Ты навсегда погрязнешь в грехе”.
Многие блюзовые музыканты просто использовали сатанинские слова и сверхъестественные образы, чтобы сделать свою музыку более мощной, как, например, в песне Скипа Джеймса “Devil Got My Woman”. Для некоторых эта тема стала источником вдохновения, как, например, в интересных размышлениях Хаулина Вулфа о проблеме зла.
Когда рок–н-ролл возник из блюза, было легко заметить, как молодые, сексуальные, энергичные певцы, такие как Элвис Пресли, подпитывали идею о том, что в городе появился новый музыкальный “Люцифер”, особенно когда рокер Литтл Ричард заявил, что его карьерой "руководят силы тьмы".
"Битлз" и "Роллинг Стоунз".
Однако не все звезды рок-н-ролла вызывали тревогу. Было бы трудно представить Билла Хейли и его группу среднего возраста частью тайной армии дьявола, но по мере того, как в 60-е музыка менялась и становилась все более мрачной, а группы становились все более грубыми и резкими, связь между музыкой и сатанизмом достигла новой высоты. Прошли те времена, когда исполнялись песни из “Вестсайдской истории” ("Мария, я только что встретил зверя по имени Мария"); мир вступал в бурную эру Чарльза Мэнсона и его сообществ. А Мэнсон, между прочим, выпускал свои собственные пластинки.
Джон Леннон и его коллеги по “Битлз” еще учились в начальной школе, когда в 1947 году в Гастингсе умер известный оккультист Алистер Кроули, но так называемый "самый порочный человек на планете" отбрасывал тень на творчество исполнителей еще долго после своей смерти. Кроули появился в качестве одного из персонажей на культовой обложке Питера Блейка для альбома Beatles 1967 года "Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band". В том же году Rolling Stones выпустили альбом под названием Their Satanic Majesties Request, впервые призвав Князя Тьмы в качестве главного рок-героя в названии альбома.
В основном в Стоунз Мик Джаггер увлекался чтением оккультных книг, таких как “Даосский секрет золотого цветка” и булгаковская "Мастер и Маргарита", и Кит Ричардс, который создал определяющий момент в отношениях музыки с дьяволом, выпустив в 1969 году композицию "Sympathy For The Devil". В песне, которая первоначально имела менее запоминающееся рабочее название “The Devil Is My Name”, Stones представляют себе появление сатаны в решающие моменты истории. Про эту песню я написал статью и поэтому ее мы опускаем, хотя песня для этой темы значимая.
Воплощая сатанинский образ, Джаггер исполнил эту песню в концертном фильме Rolling Stones "Рок-н-ролльный цирк", будучи без рубашки и покрытый нарисованными татуировками дьявола. Также утверждалось, что Церковь сатаны использовала эту песню (каверы на которую исполняли такие разные исполнители, как Сэнди Шоу, Брайан Ферри, Motörhead и Guns N’ Roses) в качестве гимна, но тогдашняя подруга Джаггера, певица Марианна Фейтфулл, сказала, что многие люди упустили из виду сложность и иронию в тексте, в том числе в том, что “Мик ни на секунду не верил, что он Люцифер”.
Хотели они того или нет, но Джаггер и его группа создали песню, оказавшую огромное влияние на рок-музыку. Джаггер сказал:
“Я подумал, что получилась действительно странная вещь, потому что, в конце концов, у нас это была всего одна песня. Это не был альбом на эту тему с множеством оккультных знаков на обложке. Люди, казалось, с готовностью восприняли этот образ, и он распространился на хэви-металлические группы”.
Продолжателями славных "дьявольских" традиций Битлз и Стоунз были Дэвид Боуи, Джимми Пейдж и Оззи Осборн.
Кроули оказал большое влияние на Дэвида Боуи, музыканта, который интересовался оккультизмом с тех пор, как был еще подростком, раскладывая карты Таро и проводя ритуалы экзорцизма. Боуи отдал дань уважения Кроули в своей песне 1971 года “Quicksand”, а в 1976 году признался Rolling Stone:
“Рок всегда был музыкой дьявола... Я считаю, что рок-н-ролл опасен. Я чувствую, что мы лишь предвещаем нечто еще более мрачное, чем мы сами”.
Персонаж Боуи Зигги Стардаст, пожалуй, является наиболее ярким воплощением архетипа “умирающего бога” в популярной музыке. Музыкант продолжал интересоваться мистикой вплоть до своей смерти в 2016 году.
Но увлечение Боуи тем, что он называл “миром, в котором никогда не было тьмы”, почти меркнет по сравнению с увлечением Джимми Пейджа из Led Zeppelin, который, по слухам, посещал спиритические сеансы, коллекционировал оккультные артефакты и даже (в тот год, когда Боуи выпустил “Quicksand”) приобрел Болескин-хаус, бывший дом Кроули, на побережье озера Лох-Несс в Шотландии. Интерес Пейджа к оккультизму привел к обвинениям в том, что Led Zeppelin были “сатанинской группой”, в то время как такие песни, как “Houses Of The Holy”, напрямую затрагивали тему дьявола. Пейдж однажды сказал, что смешение сатанинских влияний похоже на “алхимический процесс”, но в 2007 году автор песен и гитарист, которому тогда было 63 года, сказал Guitar World, что ему больше не нравится говорить об оккультизме, “потому что чем больше ты это обсуждаешь, тем более эксцентричным кажешься”.
Связь между музыкой и дьяволом стала еще более тесной по мере того, как проходили 70-е годы и хэви-метал-группы начали собирать массовую аудиторию. Когда певец Оззи Осборн поставил перевернутый крест на внутренней стороне обложки дебютного альбома Black Sabbath и упомянул черную магию в текстах песен, он, возможно, просто хотел превзойти дьявольские заигрывания других музыкантов. Осборн, который был не одинок среди музыкантов этого жанра в борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью, публично говорил о своих “дьяволопоклоннических” песнях и даже называл себя ”Князем Тьмы". Он сказал: “Я был убежден, что я действительно одержим дьяволом. Я помню, как дюжину раз просмотрел ”Экзорциста", говоря себе: "Да, я могу это понять".
Металл и сатана. Вот уже где дьявол разгулялся вовсю. Так как я не большой любитель металлической музыки, то пройдусь по этой теме вскользь, не вдаваясь в подробности.
Металл, как его стали называть, обрел свою особую иконографию, поведенческие коды и, более того, теологию. Дьявол занял центральное место в музыке, и многочисленные музыканты последовали его примеру, от Judas Priest и Metallica (которые в своей песне “The Prince” призывали молодых людей продать свои души и прыгнуть в ад) до Megadeth, позиционирующих себя как “Адвоката дьявола”. Iron Maiden воспользовались всем этим, выпустив альбом под названием The Number of the Beast (Число зверя).
Однако выходки некоторых хэви-метал-групп вызвали негативную реакцию в обществе, начиная с сжигания христианскими фундаменталистами “сатанинских альбомов” и заканчивая появлением рок-групп, исполняющих песни, которые считались общественно более полезными.
В 90-е годы некоторые метал-группы пошли еще дальше в своем желании и умении шокировать. Блэк-метал, экстремальный поджанр хэви-метала (названный в честь второго альбома британской группы Venom), обычно ассоциируется с дьяволом из-за использования в нем сатанистских символов, таких как пентаграмма и перевернутый крест. По ту сторону Атлантики калифорнийский квартет Slayer придумал самый громкий на тот момент звук и назвал себя “воинами из врат ада”.
Хэви-метал-группы также использовали сценическую атрибутику. Опять же, в музыке в этом не было ничего нового. Музыканты использовали образы вуду, часто привносили диковинные штучки в свои шоу (например, Доктор Джон с черепом на пианино или Вопящего Джея Хокинса, встающего из гроба на сцене). Одним из музыкантов, который знал, как извлечь из этого максимум пользы, оказался Элис Купер, которому также пришла в голову гениальная идея нанять опытного актера ужасов Винсента Прайса (который однажды сказал, что дьявол - отличный персонаж для актера), чтобы он записал рассказ в середине песни “Devil's Food”.
Сатанинские послания в музыке.
Конечно, когда речь заходит о чем-то настолько эмоциональном, насколько это возможно, - о поклонении дьяволу, - музыканты склонны к теориям заговора. Одно из постоянных утверждений заключается в том, что группы вкладывают в свою музыку скрытые сатанинские послания, которые раскрываются только при воспроизведении диска задом наперед. Это обвинение было направлено против ELO, Slayer, Judas Priest, The Beatles и The Eagles, о последних из которых также ходили слухи, что их хит "Hotel California" отсылает к фактической штаб-квартире Церкви сатаны.
На обложке альбома AC/DC “Highway To Hell" гитарист Ангус Янг был изображен с рогами и хвостом дьявола, но певец и автор песен Брайан Джонсон, который находится в группе с 1980 года, посмеялся над слухами о скрытых посланиях в их записях, сказав:
"Они сказали: "Если ты сыграешь песню в обратном порядке, то ты услышишь зловещие звуки, такие как "Грррр!’ И я думал: "Боже, я и не знал, что дьявол так рычит. Я думал, он такой же говорящий, как и все мы, а то как бы мы его поняли”.
Напомню, а ведь у Стоунз есть недавно выпущенный сборник с названием "Grrr". Правда, на обложке нарисована огромная горилла. А может это и есть облик дьявола, просто мы этого не знаем?
Обращение к дьяволу при написании песен.
Однако не каждое музыкальное обращение к дьяволу обязательно должно быть зловещим. Старый Люцифер часто упоминается в фольклоре или песнях-сказках (например, в “Whiskey In The Jar”, знаменитую версию Thin Lizzy); или используется в качестве метафоры (как в песне Билли Холидей 1944 года “That Ole Devil Called Love”).
Или потому, что его имя является частью опрятного образа. оборот речи (как в “Красивом дьяволе” группы The Smiths) или превратившееся в поговорку фраза (“Между дьяволом и глубоким синим морем”, великолепно записанная Фрэнком Синатрой и Эллой Фитцджеральд).
Кстати, эта же песня была записана Джорджем Харрисоном на его последнем альбоме.
Следующая песня подтверждает мое утверждение, что песни о черной магии привлекают слушателей, но многое зависит от личности исполнителя и даже такие известные и нейтральные музыканты, как Клифф Ричард и Крис Де Бург, пели о нем. Некоторые размышления, вдохновленные образом дьявола, могут быть даже остроумными и утонченными.
Рэнди Ньюман, исполняющий партию дьявола в своей амбициозной рок-опере “Фауст" (в записи которой также участвуют Дон Хенли, Элтон Джон и Бонни Райтт, а Джеймс Тейлор исполняет партию Господа), сказал о своем концептуальном альбоме и шоу:
"Я просто хотел рассмешить людей.” Ньюман, который также играл эту роль на сцене в Нью-Йорке, был, как всегда, невозмутим. Текст песни полон сардонических и вызывающих замечаний, например, когда дьявол Ньюмана поет: “У меня не так много дел. Люди так изобретательны, что бы такое сделать друг с другом, что даже я нахожу это оскорбительным. По правде говоря, мне стало скучно с людьми.”
Возможно, Ньюман оценил бы юмор Дэйва Гаана, вокалиста Depeche Mode, который обычно регистрировался под вымышленным именем, когда хотел остаться незамеченным фанатами. “При регистрации в отеле меня звали мистер Бл.Зебуб. В Америке персонал говорил что-то вроде: ”Доброе утро, мистер Зебуб", - рассказал Гаан.
Бывший фронтмен Depeche Mode - не единственная британская икона пост-панка, перешедшая на темную сторону. Бывший певец Generation X, выступающий теперь сольно, Билли Айдол обратил свое увлечение дьяволом и фильмами ужасов в свою пользу, создав два своих самых громких хита 1980-х годов. Первый успех Айдола в Топ-10 Billboard, “Eyes Without A Face”, был во многом основан на скандальном фильме французского режиссера Жоржа Франжу 1960 года “Eyes Without A Face,” в то время как его вечнозеленому хиту "Белая свадьба" способствовало незабываемое видео режиссера Дэвида Маллета, посвященное демоническим готическим образам.
“Мы думали о том, как создать кошмарную свадьбу, что-то между готикой и натуралкой”, - вспоминает Айдол в книге Крейга Маркса и Роба Танненбаума. “Я хотел крестов, чтобы в гроб забивали гвозди, и чтобы я был вампиром”.
Том Уэйтс (чей альбом 1993 года "Черный всадник" полон песен о дьяволе, написанных в соавторстве с писателем Уильямом С. Берроузом) часто возвращался к теме сатаны и зла. Одна из его самых запоминающихся песен об искушении - “Down In The Hole” (тема к сериалу HBO "The Wire"), и неудивительно, что Терри Гиллиам обратился к Уэйтсу, чтобы изобразить дьявола в своем фильме "Imaginarium Of Doctor Parnassus."
Уэйтс – один из немногих музыкантов, которые осознают творческую ценность исследования темных сторон человеческой натуры и опасность игнорирования этого вдохновения.
“Если я изгоню своих демонов, мои ангелы тоже могут уйти”, - пел Уэйтс в своей песне 1974 года “The Heart Of Saturday Night”. Мнение о том, что темная сторона обладает творческой силой, было поддержано гитаристом, лауреатом премии “Грэмми’ Карлосом Сантаной, который сказал в интервью: "Энергия дьяволов и ангелов - это одна и та же энергия; важно то, как вы ее используете. Это то, что тебя питает. Без дьявола нет ангела, а без ангела нет дьявола".
Непрекращающаяся притягательность сатаны в музыке.
Сатана как источник музыкального вдохновения выходит за рамки музыкальных границ (существует множество традиционных народных песен о дьяволе, песен в стиле регги, таких как “Chase The Devil” Ли “Scratch” Перри, и даже диско-хитов), но по мере развития музыки основные творческие инструменты остаются неизменными. Поэтому неудивительно, что некоторые рэп- и хип-хоп-исполнители также призывают дьявола как в своей музыке, так и на сцене. Некоторые хип-хоп-исполнители намеренно использовали оккультную символику (например, Око провидения) в своих выступлениях. Но я, к сожалению, с этой музыкой не очень хорошо знаком, точнее вообще не знаком. Так, какие-то отрывки пробегали. Поэтому не беру на себя смелость писать об этих исполнителях. Один создатель рэп-песенок, Тайлер, хвастался, что создает музыку, которую “дьявол играет перед сном”. Одно можно сказать наверняка: упоминание дьявола гарантирует дурную славу. Клип, в котором Red Hot Chili Peppers получают награду MTV Video Music Awards 1992 года со словами “Прежде всего, мы хотим поблагодарить сатану...”, был просмотрен на YouTube сотни тысяч раз.
Помимо естественного любопытства к оккультизму или желания шокировать или найти творческое вдохновение, музыканты – как и писатели, художники и кинематографисты – знают, что за создание материала о дьяволе может последовать финансовое вознаграждение. Джек Блэк, кинозвезда, сыгравший музыканта в “Школе рока”, однажды прямо сказал: "Билеты продает сатана". Это подтверждается рассказом Оззи Осборна, который вспомнил важный момент в истории Black Sabbath, когда гитарист Тони Айомми “...пришел на репетицию и сказал: "Разве не забавно, что люди платят деньги за просмотр фильмов ужасов? Почему бы и нам не начать играть страшную музыку?" И тогда он придумал рифф к ”Black Sabbath", который был самым страшным из всех, что я слышал в своей жизни".
Чтобы заработать деньги, все средства хороши. Звезда “Old Town Road” Лил Нас использовал сатанинские образы в своем провокационном музыкальном клипе на трек, в котором, среди прочего, он спустился по шесту для стриптиза в ад, чтобы станцевать приватный танец с самим сатаной. Рекламная кампания песни сопровождалась так называемыми “туфлями сатаны”, созданными совместно с креативным агентством MSCHF. Предположительно, каждая пара была продана с каплей человеческой крови. (В итоге Nike подала в суд на креативное агентство.) Это была настоящая буря споров, в которой сочетались страх перед сатаной, боязнь сексуальности и некоторая доля гомофобии, чему способствовали пара твитов в социальных сетях.
Но в каком бы направлении ни развивалась музыка в 21 веке, тема зла и дьявола по-прежнему будет интересовать авторов песен, какой бы противоречивой и тревожной она ни была. Но вам стоит только послушать завораживающее великолепие Роберта Джонсона (в самом начале статьи), спустя примерно восемь десятилетий после его "сделки на распутье", чтобы понять, что у дьявола действительно одни из лучших песен.
=============
Вот получилась такая статья. И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке